Денежная прачечная под контролем Росфинмониторинга

Денежная прачечная под контролем Росфинмониторинга

15.06.2007 распечатать

Контроль за обналичиванием денег достиг апогея. Государство снова ужесточает слежку за сомнительными, на взгляд чиновников, сделками. Согласно внесенному в правительство законопроекту, Росфинмониторинг получит сведения о всех банковских операциях.

Когда безнал фирме в тягость

Большинство предприятий периодически испытывает недостаток денежной наличности. Потребность в ней может возникнуть по различным причинам. Самой традиционной можно назвать использование «черного нала» для минимизации налоговых платежей, отмечают эксперты. В редких случаях у организации могут возникнуть и иные поводы для получения денег: если надо быстро заключить выгодный контракт или срочно приобрести какое-либо оборудование.

Получить наличные деньги фирме нередко помогает банк. Его специалисты сами предложат наиболее подходящую для организации схему. Стоимость услуг составляет несколько процентов от обналичиваемой клиентом суммы: обычно эта премия колеблется в диапазоне от 3 до 5 процентов. Размер процента зависит от схемы обналичивания. Один из самых распространенных способов — когда фирма выступает в роли поручителя своего сотрудника при получении займа, который впоследствии банку не возвращают. А затем кредитная организация списывает сумму долга с расчетного счета компании. Однако бухгалтеру не стоит забывать, что способы подобных сделок хорошо знакомы налоговым инспекторам или финансовой разведке. При наличии сомнений в законности операции ею могут заинтересоваться контролеры.

Критерии подозрительности

Принято считать, что все операции по снятию наличных денег со счета необходимы фирме для совершения каких-либо преступных действий. Зачастую понятия «обналичивание» и «отмывание» денег власти рассматриваю как тождественные, но между ними есть принципиальная разница. Под отмыванием понимают легализацию денег, то есть совершение финансовых операций и других сделок со средствами, заведомо приобретенными преступным путем (п. 1 ст. 174 УК). В законе от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ отмывание незаконных доходов также определяют как придание правомерного вида деньгам, полученным в результате совершения правонарушения.

Несмотря на расхождение в толковании понятий, в законе № 115-ФЗ обналичивание упоминается при снятии со счета организации денег на сумму более 600 тысяч рублей (п. 1 ст. 6 закона № 115-ФЗ). По мнению властей, уже само снятие или внесение на расчетный счет указанной суммы может свидетельствовать о факте отмывания денег. Причем подозрительность сделки банк определяет по указанным в законе критериям.

Итак, на карандаш банкира сегодня могут попасть предприятия, совершающие сделки «необычного характера» или без «очевидной экономической цели». Сотрудников кредитной организации также должны заинтересовать данные о неоднократных операциях клиента с целью «уклонения от процедур обязательного контроля», а также сделки, которые, по мнению банка, можно причислить к легализации доходов (п. 2 ст. 7 закона № 115-ФЗ). Если возникают подозрения, что под какими-либо операциями скрывается отмывание средств, сотрудник кредитной организации должен уведомить об этом Росфинмониторинг в течение следующего рабочего дня.

Если правонарушение все-таки выявлено, документы, содержащие сведения об отмывании денег, банк обязан хранить не менее 5 лет. Если операция просто вызывает сомнения, то информация о ней должна быть сохранена на основании разработанных кредитной организацией правил внутреннего контроля.

Банки покорно следуют требованиям государства, ведь последние несколько лет Центробанк достаточно жестко карает нарушителей закона об отмывании денег, отзывая лицензии. Поэтому, обнаружив, что операция подпадает хоть под один из критериев подозрительности, банкиры незамедлительно сообщают о ней в Росфинмониторинг. В результате за год в ведомство поступает 10—12 млн подобных уведомлений. Несмотря на возрастающий объем входящей информации, финансовая разведка ратует за усиление контроля банковских операций.

Под колпак попадут многие

О грядущих изменениях в законодательство рассказал 14 мая на конференции «Государство и банки — партнерство в сфере противодействия легализации преступных доходов» глава Росфинмониторинга Виктор Зубков. Смысл нововведений законопроекта в том, что власти хотят получать о финансовых операциях еще больше информации, нежели сегодня.

Если сейчас банкиры ориентируются на указанные в законе об отмывании «грязных денег» признаки подозрительности операций, то в будущем это правило отменят. И под контроль финансовой разведки попадут абсолютно все операции, сумма по которым превышает 600 тысяч рублей. Чиновники ожидают, что нововведение принесет положительный эффект. Ведь каждый год показатели Росфинмониторинга растут: только в 2006 году было проведено 8000 финансовых расследований, что на 30 процентов больше, чем в 2005 году.

Кроме того, по словам Виктора Зубкова, качество представленной банками информации постоянно улучшается — в I квартале этого года доля недостоверных сведений составила лишь 0,6 процента сообщений. Но оптимизма финансовых разведчиков не разделяет начальник юридического отдела группы компаний PRADO Банкир и Консультант Елизавета Макарова:

— В будущем можно ожидать несколько вариантов развития событий. Первым следствием станет увеличение штата проверяющих. Если же этого не произойдет, то эффективность предпринимаемых чиновниками мер будет крайне низкой.

Скорее всего банкам предстоит дальнейший рост документооборота. Это приведет к увеличению издержек кредитных организаций и необходимости пересмотра системы ведения документации. Более заметных изменений не ожидается, подчеркивает эксперт инвестиционного холдинга «ФИНАМ» Екатерина Заведенская.

Сегодня из 100 операций подозрительной признается в лучшем случае лишь одна. С введением поправок в закон об отмывании денег под контроль финансовой разведки автоматически попадет 90 процентов всех операций, полагает Елизавета Макарова:

— Ситуация станет для банков предельно простой. Вместо того чтобы проверять сделку на сомнительность, они станут отправлять информацию обо всех указанных сделках властям.

Однако грядущие изменения в закон об отмывании денег затронут не только счета недобросовестных организаций. Под общую гребенку могут попасть и вполне законопослушные фирмы.

Кого затронут перемены?

Меры, предлагаемые финансовой разведкой, коснутся абсолютно всех операций обналичивания по счетам, превышающим 600 тысяч рублей. Однако предположим, что организация является обычным налогоплательщиком с ежедневным крупным оборотом наличности. Например, это транспортные или торговые предприятия, каждый день вносящие на свои счета большую выручку. Вряд ли их можно заподозрить в недобросовестных операциях. Но они все равно попадут под контроль Росфинмониторинга.

С другой стороны, многие организации с небольшим оборотом могут вполне беспрепятственно снимать со счетов небольшие суммы денег. Поэтому ужесточение мер, планируемое чиновниками, вряд ли улучшит нынешнюю ситуацию с отмыванием денег. Однако, по мнению властей, средства меньше 600 тысяч рублей обналичивать просто нецелесообразно. Правда, реальные нарушители достаточно легко обойдут контролеров за счет разового обналичивания относительно небольших сумм, утверждает Екатерина Заведенская:

— На первом этапе Росфинмониторинг будет просто не справляться с потоком информации. Это позволит продолжить легализацию достаточно крупных сумм.

Скорее всего введенные меры сделают обналичивание более сложным бизнесом. Тем не менее такое явление существует во всем мире, даже на Западе. Просто там более развита система противодействия легализации и фирмы используют более изощренные схемы. Поэтому не будет ошибкой, полагает Екатерина Заведенская, если наши власти станут ориентироваться на зарубежный опыт. В частности, необходимо наделить банки инструментами для борьбы с организаторами теневых схем. Это могут быть право на отказ в открытии счета и расторжение договора при наличии подозрения, что клиент намерен использовать банк для легализации доходов.

Александр Лебедев

СЧЕТ НАРУШИТЕЛЕЙ ПОШЕЛ НА ДЕСЯТКИ

По сообщению Департамента внешних и общественных связей Центробанка, с 18 мая у «Лео-Банка» отозвана лицензия на осуществление деятельности и в нем назначена временная администрация (приказ от 17 мая 2007 г. № ОД-356). Чиновники посчитали, что банк неоднократно нарушал Закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», а также ряд других нормативно-правовых актов. В 2007 году Центробанк лишил лицензии уже 18 кредитных организаций. Большинство из них подозревается в отмывании денежных средств.

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...