Выездные проверки: зона риска

Выездные проверки: зона риска

06.06.2007 распечатать

Впервые за всю историю существования налоговой системы представители ФНС официально обнародовали критерии отбора кандидатов для проведения выездных ревизий. Их перечень прописан в специальной Концепции планирования выездных проверок, утвержденной приказом налогового ведомства от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@. Так кто же станет тем самым «счастливчиком»?

Целью любой налоговой проверки является контроль соблюдения законодательства о налогах и сборах. Предметом же выездной проверки признается изучение правильности исчисления и своевременности уплаты налогов (п. 4 ст. 89 НК). Дабы обеспечить защиту законных интересов государства и одновременно создать максимально комфортные условия для исчисления налогов компаниями, чиновники разработали Концепцию планирования выездных проверок.

Отбор налогоплательщиков

Рассмотрим алгоритм отбора инспекторами кандидатов для проведения выездных налоговых проверок. Для начала контролеры обязаны проанализировать финансово-экономические показатели, обращая особое внимание на налогоплательщиков, у которых наблюдаются следующие факторы:

  • из периода в период происходит уменьшение суммы начисленных налогов;
  • несвоевременно уплачиваются налоговые платежи;
  • значительно отличаются показатели финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды или же от средних по отрасли;
  • существуют противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;
  • присутствует аффилированность лиц.

Первыми гарантированно попадут в план проверок лица, в отношении которых у инспекции есть сведения о предполагаемых налоговых правонарушениях или об их участии в схемах ухода от налогов. Осталось лишь выяснить, что же налоговики подразумевают под минимизацией платежей?

Дело в том, что все схемы ухода от налоговой ответственности рассылаются по инспекциям с грифом «Для служебного пользования». Если же ориентироваться на судебные решения, то каких только неожиданных споров по этому вопросу мы не обнаружим! Например, недавно некая фирма сумела доказать, что факт использования той или иной льготы нельзя рассматривать как уклонение от уплаты налогов (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 11 апреля 2007 г. № А41-К2-10421/05).

Критерии самостоятельной оценки

Проявляя заботу о налогоплательщиках, представители ФНС предложили им самим оценить свои шансы попадания в «зону риска», достаточную для проведения выездной проверки. Рассмотрим эти критерии подробнее.

Налоговая нагрузка ниже среднего уровня по отрасли. Каким образом осуществлять оценку и где брать цифры по другим организациям, налоговики, к сожалению, не разъяснили. Тем более что предоставление статистической информации третьим лицам осуществляется только с письменного согласия лица, предоставившего эти данные (п. 26 постановления Госкомстата от 15 июля 2002 г. № 154).

Предъявлены значительные суммы налоговых вычетов. Опять же чиновники забыли объяснить, какие суммы надо считать значительными. Так что будьте готовы, что им может не понравиться любой вычет. Если же вы соберетесь возмещать НДС, то налоговые органы и так в обязательном порядке проведут камеральную проверку (п. 1 ст. 176 НК).

Среднемесячная заработная плата ниже среднего уровня по определенному виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации. Это очередная попытка пополнить бюджет за счет налоговых платежей. Кстати, в некоторых регионах чиновники уже нашли методы увеличения зарплатных налогов. К примеру, в Рязани значение корректирующего коэффициента базовой доходности К2 при ЕНВД может увеличиться аж в два раза. Данное правило действует в случае, если размеры среднемесячной заработной платы оказываются ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного правительством Рязанской области за предшествующий квартал.

Неоднократное приближение к предельным значениям показателей, предоставляющих право применять специальные налоговые режимы. Например, величина предельного размера доходов, ограничивающая право на применение упрощенной системы налогообложения в 2007 году, равна 24 820 тыс. руб. Или же максимальная величина площади торгового зала (150 кв. метров) при торговле в розницу на ЕНВД. Кстати, совершенно непонятно, что налоговики видят предосудительного в выполнении данных требований Налогового кодекса.

«Миграция» между налоговыми органами. Вряд ли стоит бояться проверок при неоднократном снятии с учета и постановке на него в другой инспекции в связи с изменением местонахождения организации. Дело в том, что, хотя ни в одном из законодательных документов обязательность выездной проверки при переходе из одной инспекции в другую не закреплена. Тем не менее, с большой степенью вероятности можно предположить, что при смене налоговой вас проверят. Однако не стоит забывать, что в соответствии с пунктом 5 статьи 89 Налогового кодекса нельзя проводить более одной выездной проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. При выявлении налоговых правонарушений в процессе повторной проверки к фирме санкции уже не применяются (п. 10 ст. 89 НК).

Значительное отклонение уровня рентабельности от показателей для определенной сферы деятельности по данным статистики. Экономическая сущность рентабельности — это сумма прибыли с одного рубля вложенного капитала. То есть фактически она означает доходность. Предприятие считают рентабельным, если доходы покрывают издержки производства и образуют прибыль, достаточную для нормального функционирования предприятия.

Оценить рентабельность вы можете с помощью следующих формул:
Рентабельность основной деятельности = Чистая прибыль / Себестоимость
Рентабельность продаж = Чистая прибыль / Выручка от реализации

Налоговая выгода и разумная деловая цель. В данной Концепции чиновники не забыли упомянуть и о таком понятии, как необоснованная налоговая выгода, введенном Высшим Арбитражным Судом постановлением Пленума от 12 октября 2006 г. № 53.

Налоговую выгоду признают необоснованной в случаях учета операций, не обусловленных разумным экономическим смыслом. К сожалению, все чаще налоговые органы при поддержке арбитров оценивают заключенные сделки с точки зрения разумности деловой цели не в пользу налогоплательщиков. Об этом свидетельствуют, например, постановления ФАС: Центрального округа от 25 января 2007 г. № А08-14196/05-21, Дальневосточного округа от 26 апреля 2007 г. № Ф03-А51/07-2/753, Северо-Западного округа от 4 мая 2007 г. № А56-2155/200, Уральского округа от 10 мая 2007 г. № Ф09-3334/07-С, Поволжского округа от 23 марта 2007 г. № А12-15914/06-С5. И это несмотря на то, что факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения компанией необоснованной налоговой выгоды (п. 10 постановление пленума ВАС от 12 октября 2006 г. № 53).

Кроме того, велика вероятность проведения выездных налоговых проверок при наличии у фирмы:

  • убытков на протяжении нескольких налоговых периодов;
  • более высокого роста расходов по сравнению с темпами роста доходов.

Подобного итога следует ожидать и в том случае, если компания игнорирует требование налоговой представить пояснения на ее запросы.

Как видим, основная «скрытая» идея данной Концепции заключена в неотвратимости выездных проверок, а также в неизбежном наказания налогоплательщиков по их результатам.

М. Косульникова, главный бухгалтер — для «Федерального агентства финансовой информации»

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.