Размер налога на прибыль можно запланировать

Размер налога на прибыль можно запланировать

05.06.2007

Не существует законных способов совсем избавиться от налога на прибыль. Но, если им умело управлять, можно существенно облегчить жизнь своему предприятию.

Отложим деньги на ремонт

Суть всех схем оптимизации налога на прибыль с помощью создания резервов состоит в равномерном распределении расходов. О способах уменьшения этого налога говорилось на семинаре, организованном ООО «Академия успешного бизнеса» совместно с компанией «Гарант-парк».

Порядок создания резерва на ремонт основных средств отражен в статье 324 Налогового кодекса. Для этого необходимо провести инвентаризацию и определить первоначальную (восстановительную) стоимость ОС по состоянию на начало налогового периода, в котором будет формироваться резерв. Следует также составить смету на проведение ремонта и рассчитать норматив отчислений исходя из периодичности его проведения и стоимости. При этом предельная сумма резерва не должна превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт за последние 3 года.

Создание резерва, так же как и величину норматива отчислений, необходимо отразить в учетной политике по бухгалтерскому и налоговому учету. При выполнении всех перечисленных условий организация вправе списывать на затраты отчисления в резерв. И ремонтировать ОС нужно будет только за счет этих средств (письмо Минфина от 20 июня 2005 г. № 03-03-04/1/8).

Если фактические затраты на ремонт основных средств превысят сумму резерва, то остаток относят к прочим расходам. И наоборот: если отчисления окажутся больше, чем на самом деле истрачено, то разницу следует включить в состав доходов. В случае когда предстоят дорогостоящие работы, резерв формируют более чем в одном налоговом периоде. Тогда остаток накоплений по окончании года в доходы не включают. Это положение нужно закрепить в учетной политике (п. 2 ст. 324 НК).

Кроме того, для основных средств, по которым будет осуществляться дорогой ремонт, можно определить сумму дополнительных отчислений в резерв. Их рассчитывают следующим образом. Всю стоимость работ по этим объектам нужно разделить на количество лет, в перерывах между которыми производятся работы. Результат прибавляют к зарезервированной сумме, исчисленной в общем порядке. Обратите внимание: создавать резерв могут только организации, которые определяют доходы и расходы методом начисления. Компании, применяющие кассовый метод, использовать этот способ оптимизации налога на прибыль не вправе. Об этом говорится в письме Минфина от 29 декабря 2004 г. № 03-03-02-04/4/1.

Резерв на отпускные

Если максимально воспользоваться правом на создание различных резервов, которое предоставляет Налоговый кодекс, можно спрогнозировать размер отчислений по налогу на прибыль. Следующий «карман», в который можно откладывать деньги, — это резерв на оплату отпусков.

Порядок формирования данного резерва установлен статьей 324.1 Налогового кодекса. Предприятие должно составить специальный расчет (смету), в котором нужно отразить метод определения размера ежемесячных отчислений в резерв. Для этого потребуются сведения о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков, включая ЕСН. Также необходимо рассчитать предельную сумму и ежемесячный процент отчислений. Это можно сделать по следующей формуле:
А = В : С, где
А — процент отчислений в резерв;
В — предполагаемая годовая сумма расходов на оплату отпусков, включая ЕСН;
С — предполагаемый годовой размер расходов на оплату труда, включая ЕСН.

Эта формула не установлена законодательно, поэтому если бухгалтер решит ее применить, то нужно закрепить ее в приложении к приказу по учетной политике.

В конце налогового периода следует произвести инвентаризацию. Остатки можно перенести на следующий год, отразив создание нового резерва в учетной политике (письмо Минфина от 12 апреля 2004 г. № 04-02-05/1/26; письмо УМНС по Московской области от 6 апреля 2004 г. № 04-27/06365).

Зачастую инспекторы требуют, чтобы фирмы включали остатки резерва в состав внереализационных доходов. Но их позицию можно оспорить. Подтверждением тому является постановление Президиума ВАС от 26 апреля 2005 г. № 14295/04. Суд пришел к выводу, что сумма расходов на оплату отпусков, не использованных работниками в текущем налоговом периоде, обоснованно включена фирмой в состав расходов, уменьшающих базу по прибыли.

Накопим средства на «награды»

Аналогичный порядок Налоговый кодекс устанавливает для формирования резерва на оплату вознаграждений (п. 6 ст. 324.1 НК). Однако он подходит не для всех случаев.

Дело в том, что отчисление средств в резерв и непосредственно сама оплата отпусков часто осуществляются параллельно — это может происходить в одном и том же месяце. В то время как годовые вознаграждения в течение того же года не выплачивают, да и их размер устанавливают после подведения итогов за данный период.

Как следует поступать в таком случае, говорится в письмах Минфина от 2 февраля 2006 г. № 03-05-02-04/8 и от 7 июня 2006 г. № 03-03-04/1/500. Бухгалтеру нужно провести инвентаризацию резерва по состоянию на 31 декабря. Его величину уточняют по количеству лиц, получающих вознаграждения, — в течение года работники могли быть уволены или приняты на работу. Кроме того, возможно, произошло изменение ставки ЕСН — это тоже нужно учесть при расчете. Если в результате инвентаризации выяснится, что накопленных в резерве средств меньше, чем нужно для выплаты вознаграждения, то фирма вправе включить в расходы реальные затраты на эти цели и сумму ЕСН и в части, превышающей накопления. Когда резерв оказался больше, разницу включают в состав внереализационных доходов текущего налогового периода. Но только в том случае, если организация не планирует создавать резерв на следующий год.

Получим выгоду от чужих убытков

Еще один способ уменьшения налога на прибыль — слияние компании с фирмой, имеющей большую дебиторскую задолженность бюджета или убыток. В этом случае при налогообложении можно учесть сумму убытка, накопленного присоединившейся организацией.

Кроме того, если у этой фирмы налицо значительная сумма НДС к возмещению из бюджета, то можно снизить и уплату налога на добавленную стоимость.

Чтобы слияние было признано действительным, необходимо выполнить следующие правила. Договор о слиянии утверждают на общем собрании учредителей каждой из компаний (закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

Участники убыточной организации также должны написать передаточный акт. В нем указывают, что все имущество, права и обязанности присоединяемой фирмы переходят к другому юридическому лицу. Кроме того, в этом документе должна содержаться либо стоимость передаваемых ценностей, либо ссылка на баланс организации.

Следующий этап — общее собрание обеих фирм. На нем утверждают изменения и дополнения в устав, избирают руководителей обновленной компании, а также определяют размеры долей в уставном капитале. О реорганизации следует уведомить кредиторов (ст. 60 ГК).

Сделать это нужно в письменной форме не позднее 30 дней с даты принятия решения о присоединении. Кроме того, сообщение об этом необходимо разместить в печатном органе, который публикует данные о государственной регистрации юридических лиц. В течение 30 дней с этого момента кредиторы вправе потребовать досрочного прекращения или исполнения обязательств общества и возмещения убытков (ст. 51 закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). О принятом решении нужно уведомить и налоговый орган. Для этого придется заполнить специальную форму № С-09-4, утвержденную приказом ФНС от 9 ноября 2006 г. № САЭ-3-09/778@.

Реорганизация считается завершенной с момента, когда в Единый государственный реестр юридических лиц будет внесена запись о том, что присоединенная фирма прекратила свою деятельность (п. 4 ст. 57 ГК).

Возможно, что в связи с постановлением Пленума ВАС от 12 октября 2006 г. № 53 компаниям придется доказать экономическую оправданность слияния. В качестве аргументов подойдут следующие доводы: нехватка средств для дальнейшей работы, выход на новые рынки — если фирмы находятся в разных регионах и после слияния одна из них будет работать как обособленное подразделение.

Елена Камалова

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA