С новосельем!

С новосельем!

23.05.2007

У вас истек договор аренды, или нового владельца компании не устраивает расположение офиса — это лишь несколько причин, по которым может быть принято решение о смене адреса фирмы. Руководители, экономя на юристах, очень часто перекладывают такие «пустяковые», по их мнению, задания на бухгалтера. Но на деле оказывается не все так просто. Попробуем вместе справиться с такой задачей.

Волевое решение...

Сам процесс смены адреса регулируется Федеральными законами от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Первым делом нужно зафиксировать желание участников общества, они же учредители, на бумаге. То есть составить решение (протокол общего собрания, если учредителей несколько) о смене места нахождения и соответствующие изменения в учредительные документы компании. Эти документы вместе с квитанцией об уплате госпошлины и заявлением по форме Р13001 (порядок заполнения установлен приказом ФНС № САЭ-3-09/16@ от 1 ноября 2004 г.), нужно отнести в налоговую по прежнему месту нахождения. Сделать это надо в течение трех дней с момента принятия решения о «переезде». Отметим, что за непредставление в срок, а равно за предоставление недостоверных сведений, предусмотрена ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере 50 МРОТ (ч. 3 ст. 14.25 КоАП).

Сжигаем мосты

Второй ход — за налоговой. На то, чтобы зарегистрировать изменения, инспекторам дается пять дней (с той даты, когда к ним поступили ваши документы). Именно с момента государственной регистрации эти изменения приобретут силу для третьих лиц. Сначала ваша прежняя налоговая вносит в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) соответствующую запись, а затем пересылает регистрационное дело в «новую» инспекцию (п. 4 ст. 18 Закона от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Рассмотрим этот процесс поэтапно.

Процедура снятия с налогового учета прописана в приказе ФНС РФ от 20 декабря 2004 г. № САЭ-3-09/165@ «Об утверждении методических указаний для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета и постановки на учет в налоговых органах российских организаций в связи с изменением места нахождения». Основание снятия с учета — запись в ЕГРЮЛ о смене адреса. Оба этих действия производятся в один день. В результате налоговая должна прислать вам по почте (или выдать на руки) уведомление о снятии фирмы с учета, вместе со свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ. А ваше старое свидетельство признается недействительным. Отметим, что ИНН вашей компании не поменяется.

После этого инспекции дается три дня на то, чтобы переслать в новую налоговую учетное дело вместе с сопроводительными документами.

Также вам с вашей инспекцией придется пройти сверку расчетов с бюджетом и государственными внебюджетными фондами. В новую налоговую направляется согласованный акт сверки.

Если вы не захотите лишний раз сверять что-либо с налоговой (вполне естественное желание), то инспекция переправит вашим новым «кураторам» акт сверки, согласованный в одностороннем порядке. Фактически ваше несогласие на проведение сверки не влияет на ход процесса по переводу организации в другую инспекцию. Также как и задолженность перед бюджетом.

Кроме указанного акта, налоговая в течение тридцати дней с момента снятия организации с учета пересылает в новую инспекцию пакет документов, связанных с деятельностью организации.

Напомним, что адрес (закон его называет «местонахождение») может быть и домашним, но при условии, что «офис» руководителя находится именно там (постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа № А14-7867/06 от 10 января 2007 года).

Новый друг лучше?

Ваша «новая» налоговая получает выписку из ЕГРЮЛ и файл выгрузки из ЕГРН. На следующий день инспекция должна поставить вас на учет и заодно направить в налоговую по прежнему месту нахождения уведомление о получении учетного дела. Еще через день инспекция отошлет вам по почте свидетельство о постановке на учет. ИНН у вас останется прежним, а вот КПП поменяется.

Датой постановки организации на учет будет день внесения в ЕГРЮЛ записи об изменении местонахождения. Она фиксируется на свидетельстве о постановке на учет (форма Р51001 или Р57001, утвержденная постановлением правительства от 19 июня 2002 г. № 439).

В итоге процесс регистрации изменений в учредительные документы, снятия и постановки на налоговый учет, начиная с даты принятия решения учредителем до момента получения свидетельства о постановке на налоговый учет по новому месту, займет приблизительно 20 дней.

Приглашение на новоселье... не для всех

На этом, к сожалению, дело не заканчивается. Если вы будете открывать новый расчетный счет, вы должны в течение 10 дней направить сообщение в налоговую (форма № С-09-1, утверждена приказом ФНС от 9 ноября 2006 г. № САЭ-3-09/788@). Кроме того, вам придется уведомить всех своих контрагентов об изменении адреса и банковских реквизитов.

Под понятие «перевод» не попадает перемещение его в той же организации на другое рабочее место, в другое структурное подразделение этой организации в той же местности, если это не влечет за собой изменения существенных условий трудового договора.

Развели макулатуру

Если вы — счастливый обладатель лицензии, вам придется сообщить в лицензирующий орган об изменении сведений об адресе. Да еще и переоформить документ, подтверждающий наличие лицензии. Для этого вы подаете заявление, где указываете новые сведения о себе и данные документа, подтверждающего факт внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц. Сделать это нужно в течение 15 дней со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц.

Затем лицензирующий орган вносит соответствующие изменения в реестр лицензий. И через десять дней у вас будет новый документ. Правда, за него придется заплатить (как и за все в этой жизни) государственную пошлину.

Если у вас будет меняться место осуществления производственной деятельности, то вам придется получать разрешительную документацию на соответствие нового помещения техническим, пожарным, санитарным и иным требованиям для производства производимого вами товара.

А что с отчетностью?

Если организация «переезжает» из одной налоговой в другую, она имеет право работать в обычном режиме в промежутке между снятием с учета в одной ИФНС и постановкой на учет в другой. При этом всю отчетность нужно сдавать в свою будущую инспекцию, а также указывать ее реквизиты в платежных поручениях на уплату налогов. К такому мнению пришло УФНС России по г. Москве в письме № 09-14/60943 от 29 августа 2005 г. Дело в том, что организация будет поставлена на учет того числа, которым датировано изменение в ЕГРЮЛ, что будет подтверждаться выпиской и свидетельством о внесении изменений в учредительные документы. И раз уж карточка по расчетам с бюджетом будет заведена именно в новой инспекции, то и платить следует по новому месту.

Как быть с филиалом при переезде

Филиалы тоже иногда переезжают. Посмотрим, как быть с ними. Постановлением № 439 от 19 июля 2002 г. «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц» предусмотрены формы заявлений и уведомления, позволяющие вносить в государственный реестр записи о создании и прекращении деятельности филиала (закрытии представительства). Запись об изменении адреса не получится при всем желании. Поэтому вам придется зарегистрировать изменения в учредительные документы о прекращении деятельности филиала в Питере (например) и создании филиала в Москве.

При этом в соответствии с пунктом 5 статьи 84 НК в налоговую по месту нахождения обособленного подразделения представляется заявление (форма № 09-1-4, утверждена приказом МНС от 3 марта 2004 г. № БГ-3-09/178 «Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц»). Через 14 дней филиал снимут с учета. Обязательная выездная налоговая проверка при ликвидации обособленного подразделения не предусмотрена. По общему правилу (согласно ст. 89 НК) такая проверка проводится при ликвидации организации. Однако в частных разъяснениях налоговики высказывают мнение, что выездная налоговая проверка ликвидируемого обособленного подразделения может проводиться, но в пределах 14-дневного срока, установленного для снятия подразделения с учета.

Если вашему филиалу было выделено имущество на отдельный баланс, то оно должно быть передано на баланс головной организации либо на баланс другого филиала, конечно, если к тому моменту он уже был создан (оформляется приказом). Изменения в устав об открытии филиала регистрируются в налоговой не позднее 3 дней с даты создания филиала. В банке закрывается расчетный счет филиала (если он открывался), о чем налогоплательщик должен сообщить в течение 10 дней (форма № С-09-1 «Сообщение об открытии (закрытии) счета», утверждена приказом ФНС от 9 ноября 2006 г. № САЭ-3-09/788@).

Для создания филиала достаточно уведомления налоговой по новому месту нахождения.

Кроме того, налогоплательщики-организации должны уведомлять свою инспекцию обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории России не позже одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации (п. 2 ст. 23 кодекса). Форма такого сообщения утверждена приказом ФНС от 9 ноября 2006 г. № САЭ-3-09/788@ «Об утверждении рекомендуемых форм сообщений, используемых при учете сведений о юридических и физических лицах» (форма С-09-03).

В связи с закрытием филиала должен быть решен вопрос с работающими там людьми. Работодатель обязан предупредить работника о сокращении штата не менее чем за 2 месяца до увольнения письменно и под расписку.

При этом не забудьте предложить им другую имеющуюся работу, соответствующую квалификации. Если сотрудник согласен на такой перевод, то в трудовой договор вносятся изменения (дополнение к соглашению).

При отсутствии вакантного места работника увольняют, выплачивая выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше 2 месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительном случае средний заработок сохраняется за увольняемым в течение третьего месяца со дня увольнения по решению службы занятости населения. Но только при условии, если в 2-недельный срок после увольнения он встал на учет в этот орган и не был им трудоустроен. При согласии работника и работодателя увольнение может быть оформлено до истечения 2 месяцев с одновременной выплатой дополнительной компенсации в размере двухмесячного среднего заработка.

Как видно, процесс смены адреса достаточно трудоемкий. Если допустить огрехи, то ответственность будет велика. Конечно, и с этой проблемой можно справиться, но лучше прибегнуть к услугам специалисто, тогда за качество будет отвечать профессионал.

Елизавета ПОГОСЯН

Рубрика подготовлена с использованием справочной правовой системы ГАРАНТ.

Перевод или уволить

«Если вы решили «переехать» с фирмой в другой город, обратите внимание, что работники могут быть переведены на другое место работы только с их согласия (ст. 72 ТК). В данном случае необходимо внести изменения в трудовой договор каждого работника, согласившегося на перевод, — комментирует юрист Карасева Екатерина «ГАРАНТА». — Перевод оформляется приказом. В случае, если работник не согласен трудиться в другой местности, он подлежит увольнению (п. 9 ст. 77 ТК)».

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA