Учет на шоколадной фабрике

Учет на шоколадной фабрике

23.05.2007

Редкий москвич во время прогулок по центру города не ощущал легкого аромата шоколада, тянущегося с Берсеневской набережной Москвы-реки. В поисках источника сладкого запаха корреспонденты «Расчета» дошли до бухгалтерии знаменитого кондитерского предприятия «Красный Октябрь».

Аромат истории

«Красный Октябрь» — пожалуй, наиболее известная в России фабрика по производству высококачественного шоколада. Она была основана в 1867 году кондитером Фердинандом Теодором фон Эйнемом, который сообща со своим компаньоном Юлиусом Хойсом, выстроил трехэтажное здание на Софийской набережной Москвы-реки. Позднее, в связи с расширением производства, фабрика переместилась в новые корпуса из красного кирпича на Берсеневской набережной, где находится и поныне. Первоначально фабрика называлась «Товарищество Эйнемъ», по имени своего основателя, однако вскоре после прихода к власти большевиков ее переименовали в «Красный Октябрь».

Сотрудники предприятия помнят и гордятся историей «Красного Октября». В 1994 году на территории фабрики был открыт музей, посетители которого могут ознакомиться с историческими документами, рекламными афишами, упаковкой, фотоальбомами, наградными грамотами и другими интересными экспонатами. Но что особенно ценно — фабрика сохранила дух истории не только в стенах музея. Поднимаясь на беседу к Светлане Мельниченко — главному бухгалтеру «Красного Октября», я с большим удовольствием разглядывал деревянные конторки, старинные шкафы и богато украшенные резные панели на стенах внутренних помещений фабрики. Конечно, все великолепие внутренней отделки здания дошло до наших дней далеко не в идеальном состоянии, но тем не менее работать в таком помещении — одно удовольствие.

Ступени карьеры

— Профессию бухгалтера в моей семье можно считать наследственной, — начала свой рассказ Светлана Васильевна. — Моя мама проработала главным бухгалтером практически всю свою жизнь. Интересно, что меня она всячески отговаривала от карьеры специалиста по учету и советовала учиться на экономиста. Я прислушалась к ее советам и в 1988 году окончила МАДИ по специальности «экономика». На протяжении трех лет после окончания вуза работала по специальности, правда, не в столице, а в Рязани, куда попала по распределению. Однако в начале 90-х, когда все в стране стало разваливаться, оказалось, что с дипломом экономиста можно оказаться не у дел. Мне пришлось переквалифицироваться — я вернулась в Москву и устроилась бухгалтером в небольшую фирму к своим знакомым. Так сложилось, что уже на первом месте работы мне фактически пришлось исполнять обязанности главного бухгалтера. Наше предприятие занималось торговлей, работа была достаточно разноплановой, и мне довелось многому научиться. Дела фирмы шли достаточно успешно, мы продолжали заниматься оптово-розничной торговлей, открыли несколько магазинчиков. Так я и проработала до своего декретного отпуска. Возвращаться не стала: посчитала несправедливым «сгонять» с места бывшего заместителя, занявшего эту должность в мое отсутствие, к тому же захотелось попробовать себя в новом деле. Несколько месяцев искала работу через агентства и оказалась в одной организации, занимавшейся связью и телекоммуникациями, где проработала меньше года, — развалилась сама контора. После этого меня пригласили заместителем главного бухгалтера в одну из столичных компаний. Там я проработала два года, и как раз оттуда меня позвали на «Красный Октябрь», опять же на должность заместителя главбуха.

Интересно, что вскоре после назначения на должность заместителя, Светлане Васильевне предстояло пойти на повышение. Когда главный бухгалтер предприятия в середине 2004 года перешел на работу в управляющую компанию, Светлане Мельниченко предложили занять освободившееся место главбуха. Разумеется, героиня нашего рассказа с радостью согласилась и работает на этой должности по сегодняшний день.

Работа и люди

Светлана Васильевна рассказала, что объемы бухгалтерской работы на «Красном Октябре» поначалу были в диковинку даже такому опытному бухгалтеру, как она.

— В компаниях, в которых мне довелось работать ранее, у меня была возможность отслеживать все операции, проходящие через бухгалтерию, — пояснила собеседница. — Здесь же мне постоянно приходится делегировать часть своих обязанностей, в чем-то целиком полагаться на своих помощников — без этого с объемами текущей работы попросту не справиться. Поначалу было непривычно, но потом втянулась и почувствовала вкус к работе в новых условиях. Один человек физически не в состоянии проверить каждую операцию нашей бухгалтерии — в этом, на мой взгляд, и заключается основная специфика работы на «Красном Октябре». Еще один нюанс — в ведении нашей бухгалтерии находится совершенно разноплановая работа. Производство конфет, торговля, строительство, социальная сфера, детско-спортивная школа — проще, наверное, назвать то, что не входит в сферу контроля нашей бухгалтерии.

Мне стало интересно, какие люди работают в бухгалтерии «Красного Октября». Не секрет, что вне зависимости от организации труда и степени его автоматизации, основную работу в финансовом отделе все же выполняют рядовые сотрудники. И личные отношения между коллегами зачастую здорово влияют на ее качество.

— Коллектив у нас замечательный. Особенно приятно, что эти слова я могу отнести не только к работникам нашего отдела, но и ко всем сотрудникам предприятия, которые знают и любят свое дело. Поэтому проблем во взаимопонимании у нас никогда не возникает. Даже те сложности, которые требуют обсуждения совместно с другими отделами, решаются быстро и без проволочек.

— А как вы организуете работу своих подчиненных? Ведь с учетом масштабов предприятия под вашим началом трудится немало сотрудников.

— Вы правы, бухгалтерия у меня действительно большая. Под моим подчинением находится 43 человека в Москве, а также сотрудники наших филиалов в Рязани и Коломне. Баланс у нас с филиалами общий, так как мы выступаем в качестве одного юридического лица. Если говорить о специфике организации работы, то мы трудимся по проверенной годами схеме: каждый бухгалтер или рабочая группа закрывают строго определенный участок. Например, если человек оприходует материалы, то он и занимается ими изо дня в день. Конечно, молодежи такая схема работы может показаться рутинной, но основа бухгалтерского коллектива сложилась у нас давно, наши сотрудники прекрасно знают свои обязанности и могут выполнять их, что называется, «с закрытыми глазами». К тому же на нашем предприятии такая организация бухгалтерии себя полностью оправдывает, а для производства это главное. Разумеется, я стараюсь идти навстречу работникам. Если вижу, что бухгалтер «затосковал» на своем участке, обязательно постараюсь перекинуть его на другое место, дабы человек вновь почувствовал вкус к работе. Впрочем, повторюсь, коллектив у нас очень хороший, люди с радостью помогают друг другу, и ситуации, когда человек сам просит перевести его на другое место, крайне редки. Конечно, в жизни случается всякое, бывает, что люди от нас и уходят. Коллектив в основном женский: кто-то замуж выходит, кто-то декретный отпуск берет, так что какая-то ротация сотрудников, конечно, происходит. Но при всем этом я не могу вспомнить ни одного случая, чтобы наш бывший сотрудник вспоминал о работе на «Красном Октябре» с неудовольствием. И это очень приятно.

По словам Светланы Васильевны, в бухгалтерию «Красного Октября» охотно приходят и молодые честолюбивые сотрудники. Как правило, начинающие бухгалтеры оказываются здесь с мыслями год-другой поучиться, набраться рабочего опыта. Но, потрудившись некоторое время в дружном коллективе фабричных специалистов по учету, многие из них принимают решение остаться в местной бухгалтерии и на более длительный срок.

Премия — лучшая мотивация

После того как Светлана Васильевна рассказала о бухгалтерах «Красного Октября» и их отношении к выполнению своих обязанностей, мне стала интересна политика самой фабрики, направленная на мотивацию и поощрение сотрудников.

— У нас все организовано просто и вместе с тем эффективно. Отличившихся сотрудников премируем. Если же кто-то, напротив, подвел коллектив, не справился с требуемым объемом работы, беседуем, выясняем, в чем причина. В крайнем случае за какие-то серьезные огрехи в работе можем и оштрафовать, лишить премии, но это бывает очень редко.

Остались в ведении нашего предприятия и такие приятные по нынешним временам организации, как летний лагерь для детей работников предприятия, своя поликлиника, лечебно-оздоровительный комплекс, спортивные кружки. Но у бухгалтеров, к сожалению, не хватает времени всем этим пользоваться. Так что основной инструмент для мотивации наших специалистов по учету — это денежные премии.

— Выходит, что ненормированный рабочий график для бухгалтера — в порядке вещей?

— Я, конечно, пытаюсь с этим бороться, выстраивать и распределять объемы работы таким образом, чтобы рядовые бухгалтеры уходили домой вовремя, — вздохнула главный бухгалтер. — Если не брать в расчет отчетные периоды — то в целом получается, хотя работы у нас, как вы понимаете, очень много.

Извечные вопросы

Одним из основных условий для успешной работы бухгалтерии любого крупного предприятия сегодня считается степень ее автоматизации. Светлана Мельниченко озаботилась автоматизацией бухгалтерии «Красного Октября» практически с первых дней работы.

— К моменту моего появления в бухгалтерии фабрики ее автоматизация была практически на нуле. Конечно, у каждого специалиста по учету был персональный компьютер, и все необходимые выкладки бухгалтеры независимо друг от друга производили, работая в программе Excel. Потом все это распечатывалось, передавалось нашему главбуху, и тот все полученные данные самостоятельно сводил в бухгалтерской программе. Сегодня ситуация изменилась: в соответствии с требованиями времени мы практически полностью автоматизировали бухгалтерию. Нами был приобретен мощный программный комплекс, который позволяет мне как главному бухгалтеру держать руку на пульсе буквально всех дел, которые происходят в бухгалтерии. Программа охватывает практически все сферы нашей деятельности, начиная от оприходования материалов, поступающих на склады и заканчивая сбытом готовой продукции. Конечно, автоматизация учета — процесс сложный и практически беспрерывный, так что мы не стоим на месте и постоянно развиваемся.

— Как обстоят дела с налоговыми службами?

— Как, наверное, и любая другая бухгалтерия, мы стараемся выстраивать с инспекторами нормальные рабочие отношения, зачастую идем навстречу их пожеланиям, — рассказала Светлана Васильевна. — Однако действия самих налоговиков порой удручают, — добавила она после небольшой паузы. — Конечно, большинство возникающих проблем нам удается решить путем переговоров, но иногда приходится и поволноваться. Например, совсем недавно по инициативе налоговиков был заблокирован наш расчетный счет. В инспекции ошибочно посчитали, что мы не предоставили налоговую декларацию в необходимые сроки, и на этом основании приняли столь неприятное решение. В итоге ушли целые сутки на то, чтобы решить эту проблему. Мы стараемся все время быть готовыми к визиту ревизоров, активно сотрудничаем с известными аудиторскими фирмами как нашими, так и зарубежными. Но, как показывает практика, все предусмотреть невозможно. Иногда дело и до суда доходит, причем, что самое обидное, по пустяковым, надуманным поводам. Например, в начале этого года налоговики вынесли весьма интересное решение о перераспределении уже уплаченного налога. Общей недоплаты они не обнаружили, но при этом посчитали, что в бюджет Московской области мы переплатили, а в городской, напротив, недоплатили. Мы решили обратиться в суд и, разумеется, выиграли дело. Так что иногда от налоговиков можно ожидать и такие «сюрпризы».

Покидая фабрику, я обратил внимание на ларек, разместившийся в вестибюле центрального входа. В нем оказался представлен практически весь ассортимент продукции знаменитой фабрики, включая несколько сортов конфет, которые не так-то просто найти в обычной розничной продаже. Так что, если читатели «Расчета» вдруг окажутся на Берсеневской набережной, — настоятельно рекомендую заглянуть на главную проходную фабрики. Отличное настроение за вечерним чаепитием в семейном кругу будет обеспечено!

Кирилл ПАРФЕНОВ

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA