Гарантийные обязательства фирмы

Гарантийные обязательства фирмы

17.05.2007

Многие компании дают гарантию на продукцию, которую они продают. То есть если товар в этот промежуток времени вышел из строя, то фирма обязана бесплатно его отремонтировать. Чиновники в письме от 19 февраля 2007 г. № 03-11-04/3/49 разъяснили, под какой режим налогообложения подпадает деятельность по оказанию данных услуг.

Как учесть ремонт

Ответственность продавца за продажу ненадлежащего качества товара предусмотрена главой 30 Гражданского кодекса и Законом от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей». Гарантия может быть установлена договором с покупателем, где указывают срок, в течение которого фирма обязана бесплатно починить товар. При отсутствии такого документа потребитель также может рассчитывать на возмещение ущерба (п. 1 ст. 470 НК). Обнаруженные недостатки должны быть устранены поставщиком незамедлительно.

Затраты по гарантийному ремонту реализованной продукции относят к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 9 п. 1 ст. 264 НК). Эти суммы включают в налоговую себестоимость в том периоде, в котором произведены работы (письмо Минфина от 19 января 2007 г. № 03-03-06/1/16 — с текстом этого документа вы сможете ознакомиться в справочной правовой системе КонсультантПлюс).

Если изготовитель единовременно спишет расходы по гарантийному ремонту оборудования, то это может привести к убытку и увеличению себестоимости продукции. В таком случае целесообразно создавать резерв. Однако это право, а не обязанность фирмы. Резерв даст возможность компании снизить авансовые платежи по налогу на прибыль, если ремонт планируется на конец года. Ведь прибыль можно будет уменьшить с начала года. Это позволит не увеличивать резко затраты на производство товаров.

При этом не имеет смысла создавать запас, если ремонт планируют проводить в начале года или предполагают, что затраты на него превысят сумму резерва. Решение о создании резерва на гарантийное обслуживание должно быть предусмотрено в учетной политике предприятия. Налогоплательщик сам определяет сумму резерва. Однако эта величина не должна превышать предела, установленного пунктом 3 статьи 267 Налогового кодекса. Так, если организация реализует товар, гарантийный срок которого превышает 3 года, то лимит рассчитывают по формуле:

Предельный
размер резерва
=
Сумма фактических расходов на гарантийный ремонт и обслуживание за предыдущие 3 года
:
Сумма выручки от реализации товаров (работ) с условием их гарантийного обслуживания за предыдущие 3 года
x
Сумма выручки от реализации товаров (работ) с условием их гарантийного обслуживания за отчетный (налоговый) период

Фирма, реализующая продукцию, срок гарантийного ремонта и обслуживания которой менее 3 лет, для расчета предельного размера резерва учитывает сумму выручки от продаж за фактический период такой реализации.

Если компания создала такой резерв, то расходы по гарантийному ремонту нужно списывать за его счет. А в конце года следует проверить, вся ли сумма запаса израсходована. В случае когда затраты на ремонт превысили резерв, то эту разницу следует включить в состав прочих расходов, уменьшающих налоговую базу по прибыли. Если, наоборот, возник остаток, то его можно перенести на следующий год.

Бывают случаи, когда компании перестают продавать товары или выполнять работы, предусматривающие гарантийный срок. Фирма в такой ситуации со следующего отчетного (налогового) периода утрачивает право производить отчисления в резерв на ремонт и обслуживание. При этом сумму неиспользованного запаса следует включить в состав внереализационных доходов.

Порядок создания резерва в бухгалтерском учете не установлен, поэтому фирма вправе самостоятельно его определять. В этом случае лучше организовать его по принципам налогового законодательства. Тогда не придется вести дополнительные налоговые регистры. Обратите внимание, что создавать резерв можно только фирмам, применяющим метод начисления.

НДС платить не надо

Реализация услуг по ремонту и техническому обслуживанию товаров, включая стоимость запасных частей к ним, в период гарантийного срока не подлежит обложению НДС (подп. 13 п. 2 ст. 149 НК). На этом основании не включают в налоговую базу средства, полученные от фирм-изготовителей для ремонта и технического обслуживания продукции.

Обратите внимание, что на суммы вознаграждений, поступившие фирме от компаний-изготовителей товаров и остающиеся в ее распоряжении, НДС начисляется в общеустановленном порядке. Такое мнение высказали столичные налоговики в письме от 19 февраля 2006 г. № 19-11/14837. Текущий ремонт товаров, который оплачивают потребители, в полном объеме подпадает под налог на добавленную стоимость (письмо ФНС от 19 октября 2005 г. № ММ-6-03/886@).

Компания вправе воспользоваться льготой по НДС только при условии документального подтверждения фактического выполнения ремонта в период гарантийного срока эксплуатации товаров.

Такие указания даны в письме Минфина от 27 февраля 2003 г. № 04-03-11/20. Однако законодательством не установлен пакет документов, удостоверяющий факт оказания услуги. Для подтверждения ремонта можно использовать гарантийный талон, а также договор купли-продажи, паспорт, техническую документацию, сервисную книжку и другие документы, в которых прописаны обязательства поставщика.

При приобретении компанией, выполняющей ремонт, запасных частей НДС, предъявленный поставщиками, учитывается в стоимости материалов (подп. 1 п. 2 ст. 170 НК). В этой ситуации фирма обязана вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам, используемым для осуществления как облагаемых, так и не подлежащих НДС операциям. В противном случае вся сумма налога вычету не подлежит и в расходы, учитываемые при исчислении прибыли, не включается.

Компания имеет право не применять положения пункта 4 статьи 170 Налогового кодекса, если в налоговом периоде доля операций, освобожденных от НДС, не превышает 5 процентов общей величины расходов на производство или реализацию. При этом все суммы налога, предъявленные таким налогоплательщикам продавцами, подлежат вычету в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 172 Налогового кодекса. Такие пояснения дали специалисты УФНС по г. Москве в письме от 14 апреля 2005 г. № 19-11/25637.

Очень часто бывает, что сотрудники фирмы-производителя приезжают к месту гарантийного ремонта, то есть к владельцу испорченного товара. При этом транспортные расходы также несет поставщик. Таким образом, стоимость доставки работников нужно учитывать в составе расходов в полной сумме, предъявленной транспортной компанией. В этом случае организации не нужно выделять НДС на счете 19.

Пример

ООО «Пирамида» производит оборудование. По условиям договора купли-продажи установлен гарантийный срок 1 год. В течение этого времени сотрудники фирмы обязаны выезжать к потребителям для устранения неполадок. Гарантийный ремонт компания проводит собственными силами. Стоимость услуг транспортной компании составила 11 800 руб., в том числе НДС — 1800 руб.

Дебет 20 Кредит 60
— 11 800 руб. — учтен расход, связанный с выполнением гарантийного ремонта;

Дебет 60 Кредит 51
— 11 800 руб. — перечислены денежные средства транспортной компании.

Если же доставку осуществляет сервисный центр, а производитель оборудования возмещает ему понесенные расходы, непосредственно связанные с проведением гарантийного ремонта, то эти суммы не включаются в налоговую базу по НДС.

Ю. Горбик

к сведению

Специалисты финансового ведомства в письме от 19 февраля 2007 г. № 03-11-04/3/49 в очередной раз решили удивить налогоплательщиков. Минфин указал, что только платные услуги по ремонту и техническому обслуживанию подлежат переводу на ЕНВД. А гарантийный ремонт, за который деньги с покупателей не берутся, не подпадает под действие единого налога на вмененный доход. Однако в прошлом году чиновники заявляли обратное. Об этом свидетельствует письмо Минфина от 25 августа 2006 г. № 03-11-04/3/387. Правда, в конце 2006 года финансовое ведомство выпустило разъяснение, в котором отменило свои прежние документы, которые не должны применяться с момента их издания (письмо Минфина от 11 декабря 2006 г. № 03-11-02/274). При этом специалисты заявили, что если за оказанные услуги по гарантийному ремонту платит потребитель, то фирма вправе перейти на ЕНВД.

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное