Штраф за опоздание

Штраф за опоздание

15.05.2007 распечатать

Совсем недавно бухгалтеры сдавали годовые декларации, а уже подошло время отправки в ИФНС отчетности за I квартал 2007 года. Что грозит фирме, если по каким-то причинам документы не были зарегистрированы инспекцией?

Ответственность за упущенный срок

Закон обязывает всех налогоплательщиков сдавать декларации в инспекции по месту учета. Ответственность за непредставление документов в установленные сроки предусмотрена статьей 119 Налогового кодекса. При опоздании с отправкой отчетности в ИФНС менее чем на 180 дней от окончания срока сдачи фирме грозит штраф в размере 5 процентов от суммы неуплаченного налога за каждый месяц задержки, но не более 30 процентов и не менее 100 рублей. В случае когда прошло более 180 дней, инспекция может выставить штраф в размере 30 процентов величины налога и 10 процентов — за каждый полный или неполный месяц начиная со 181 дня.

ИФНС вправе начислить штраф за опоздание документов, только если сдача декларации и сроки ее представления по данному налогу предусмотрены законодательством (ст. 23 НК). А оно в этом случае состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов (ст. 1 НК). Акты органов исполнительной власти, ведомственные нормативные акты, в том числе приказы Министерства налогов и сборов и инструкции по вопросам налогообложения, сюда не относятся. Об этом говорится в определении Конституционного Суда от 10 июля 2003 г. № 316-О.

Нельзя оштрафовать фирму и за опоздание со сдачей квартальных отчетов. После вступления в силу изменений, внесенных в Налоговый кодекс законом № 137-ФЗ, в статье 80 появилось определение — что такое «расчет авансового платежа», которое отличается от понятия «налоговая декларация». А поскольку статья 119 кодекса предусматривает ответственность за несвоевременное представление именно налоговой декларации, то задержка с отправкой квартальных расчетов не предполагает начисления санкций.

О содержании письма расскажет опись

Декларацию можно отправить в ИФНС различными способами: принести лично, отослать по каналам телекоммуникационной связи, а также воспользоваться услугами почты (ст. 80 НК). Если предприятию кажется наиболее удобным последний вариант, то нужно помнить о том, что документы необходимо отправлять не просто заказным письмом, а обязательно с описью вложения и с уведомлением о вручении. Квитанцию об оплате и номер письма лучше сохранить. Это может пригодиться в случае судебного разбирательства. В арбитражной практике есть немало подобных примеров. Так, одна компания была привлечена к ответственности за непредставление декларации по прибыли в установленный срок. Однако сумела доказать, что отчетность была сдана вовремя, о чем свидетельствовало почтовое отправление заказного письма с отметкой о вручении и получении ИФНС данных документов (постановление ФАС Московского округа от 31 июля 2006 г. № КА-А40/7019-06).

Рассматривая другое дело по такому же вопросу, судьи указали на то, что опись вложения обязательна, потому что на основании одной лишь почтовой квитанции невозможно определить, что в письме была именно отчетность, а не что-то другое (постановление ФАС Московского округа от 21 августа 2006 г. № КА-А40/7963-06). Это подтверждают и налоговые органы (письмо Управления МНС по г. Москве от 12 октября 2004 г. № 11-15/65542).

Документы, свидетельствующие об отправлении декларации, могут понадобиться и в случае, когда по каким-то причинам ИФНС расчеты не получила (или просто потеряла). Тогда предприятию приходится отправлять их повторно. Такая ситуация стала предметом судебного разбирательства в ФАС Московского округа от 6 сентября 2006 г. по делу № КА-А40/7436-06. В этой истории организация пострадала от ИФНС дважды. Первый раз, когда инспекция получила декларацию, поставила отметку об этом в уведомлении, а потом эти документы потеряла. Предприятие послало отчетность повторно. Тут случилась и вторая неприятность: контролеры посчитали, что сроки уже пропущены, и привлекли фирму к ответственности. Но фирма документально подтвердила свою правоту. В результате суд восстановил справедливость и отменил штрафы.

Откуда у санкции ноги растут?

Статья 119 Налогового кодекса прямо говорит о том, что штрафы за непредставление декларации нужно рассчитывать исходя из величины фактически не уплаченного налога. Однако инспекции иногда толкуют это положение по-своему. Так, межрайонная ИФНС по Московской области № 2 обратилась в суд с заявлением о взыскании санкции в сумме более 30 000 рублей за нарушение сроков сдачи декларации по ЕСН и обязательному пенсионному страхованию. Сам факт опоздания ни одна из сторон не оспаривала. Разногласия возникли по вопросу, какую величину штрафа нужно платить. Инспекция взяла для расчета санкции всю сумму налога, указанную в декларации, по данным из графы «Начислено». Суд указал, что это неправомерно. Так как на момент представления расчета ЕСН был полностью уплачен, арбитры постановили, что, в соответствии с положениями статьи пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса, штраф в этом случае должен быть 100 рублей (постановление ФАС Московского округа от 5 мая 2006 г. № КА-А41/3818-06).

Интересно то, что если бы компания, выступающая одной из сторон в этом деле, протянула еще немного со сдачей отчетности, то ей и 100 рублей платить не пришлось бы. Потому что пункт 2 статьи 119 кодекса, регламентирующий ответственность за опоздание со сдачей отчетности более чем на 180 дней, предусматривает расчет санкций только в процентах от неуплаченного налога.

Елена Камалова

комментарий

Налоговый консультант, директор ООО «Услуги учета» Александр Путилин:

— Я считаю, что статья 119 Налогового кодекса предусматривает слишком серьезное наказание за несвоевременное представление деклараций. Все знают, что ИФНС не всегда вовремя вводит в базу данные из присланных документов, а иногда просто теряет отчетность фирм. А предприятиям приходится платить штраф — 5 процентов от суммы неуплаченного налога, даже если они опоздали со сдачей декларации всего на один день. Кроме того, задержка часто происходит не по вине организации: в инспекциях и на почте всегда очереди.

Бывает так, что инспекции, Пенсионный фонд, ФСС, ФМС неправомерно требуют фактического визита налогоплательщика в контролирующие органы с декларациями и дискетами. И это несмотря на то, что Налоговый кодекс считает отправку документов по почте законным способом декларирования.

Что касается электронного декларирования, то пока это стоит довольно дорого: программные комплексы, абонентская плата, организация расчетов, доверенности. Для сравнения: например в Германии, Финляндии эти услуги для налогоплательщика бесплатны.

Непонятен еще один момент: почему законодатель так усложняет налоговое декларирование, вводя разные сроки: ФСС — 15-е число, НДС — 20-е, налог на прибыль — 28-е. Если бы дата была одна и более поздняя, то отчетность сдавали бы своевременно все налогоплательщики и споров бы не возникало. По-моему, нормальный срок — 2 месяца после завершения периода по всем налогам.

В настоящее время контролеры при малейшем нарушении назначают соответствующее наказание для фирмы. Но ведь многие налогоплательщики годами платят налоги и представляют отчетность своевременно, а за первое незначительное отступление от норм получают штраф. Я думаю, инспекторы должны различать нарушителей-рецидивистов и в целом добросовестных налогоплательщиков и поощрять последних разными способами, включая прощение штрафа за первое небольшое нарушение.

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...