Дело, о котором стоит знать

Дело, о котором стоит знать

14.05.2007 распечатать

Бизнес — штука жесткая, порой — жестокая... Ваш, казалось бы, вполне добропорядочный партнер может ни с того ни с сего превратиться в коварного агрессора, норовящего не только прибрать к рукам чужую фирму, но и опорочить доброе имя ее законного владельца, а если «очень повезет» — то и упрятать его за решетку. А если при этом он еще и заручился поддержкой не слишком честных чиновников, правоохранителей или, что еще хуже, судей, тут уж, как говорится... Но не торопитесь: даже если все складывается так грустно, «писать пропало» не стоит. Об этом красноречиво свидетельствует весьма драматичная история, в которую угодил предприниматель из Новороссийска.

Голос беседующего с корреспондентом «ФАФИ» Романа Стрельца, владельца не слишком большого, но вполне рентабельного бизнеса, связанного с продажей и ремонтом автомобилей, звучит уверенно и оптимистично. Временами он даже позволяет себе шутить по поводу несовершенства нашей судебно-правовой системы, алчности отдельных «слуг народа» и т. д. Повод для оптимизма действительно есть: пару недель назад президиум Краснодарского краевого суда признал предпринимателя полностью невиновным в тех смертных грехах, в которых его обвиняли. Но еще совсем недавно г-ну Стрельцу было не до шуток: миллионные убытки, ежедневные угрозы, опасение за жизнь близких и даже «прелести» тюремного заключения. Но обо всем по порядку...

«Служили два товарища, ага...»

В далекие доперестроечные времена Роман Стрелец и тогда еще добрый его товарищ Сергей Кондратьев трудились в Новороссийской государственной морской академии. Однако в середине 90-х пути приятелей разошлись: первый, скопив небольшой стартовый капитал, решил попробовать свои силы на ниве частного предпринимательства и открыл автосалон, второй не стал делать «резких движений» и со временем дослужился до руководителя академии. Однако такая «смена жизненных ориентиров» отнюдь не положила конец крепкой, как тогда казалось, мужской дружбе. Роман крутился как белка в колесе, и усилия его даром не пропадали: бизнес постепенно набирал обороты. В 1997 году Сергей вроде как решил помочь другу в расширении предприятия, не обидев при этом и себя любимого. А именно, предложил ему в долг солидную сумму под солидные же проценты. В бизнесе, как известно, особенно на этапе становления, лишних средств быть не может, каждая копейка на счету... Деньги Стрелец взял, как честный человек написал расписку, а в установленный срок вернул все деньги с оговоренными процентами. Впоследствии «дружеские ссуды» были поставлены на поток... Взятые «напрокат» наличные регулярно возвращались, и какое-то время приятели были вполне довольны друг другом. Все бы ничего, если бы не одна странность... Кредитор под различными предлогами отказывался возвращать заемщику долговые расписки. Дескать, запрятал куда-то, потом найду, да и вообще, чего ты переживаешь-то, свои ж ведь люди... Ну что ж, свои так свои, Стрелец особо и не настаивал... Не почувствовал подвоха новоиспеченный коммерсант и в 1999 году, когда «партнер» как бы вскользь сообщил ему, что все старые расписки у него потерялись. Ну, бывает, не беда...

«Если друг оказался вдруг...»

В конце 2003 года Кондратьев предложил Стрельцу оформить всю оставшуюся сумму долга (около 3 миллионов рублей) письменным договором, а в начале 2004-го тихой сапой подал иск в Октябрьский районный суд о взыскании долга в принудительном порядке. Буквально через пару дней на все имущество Стрельца, стоимость которого во много раз превышала указанную сумму, был наложен арест, и с огромным трудом отлаженный бизнес-механизм попросту встал. Все означенные события оказались для Романа Станиславовича полной неожиданностью — ведь срок возврата долга еще не наступил, да и утаивать он ничего не собирался. Об обеспечительных мерах он узнал только «по факту». Попытки выяснить у «друга», в чем, собственно, дело, ни к чему хорошему не привели. Обескураженный и раздосадованный столь неблаговидным поступком, Стрелец еще до судебного заседания вернул «благодетелю» все до копейки и предъявил судьям документы о погашении суммы долга. Однако надежды коммерсанта на «исчерпанность инцидента» не оправдались. Как выяснилось, его экс-приятель тайком от него подал в суд еще один иск о взыскании с него 120 тысяч долларов. То есть тех денег, которые Стрелец сполна возвратил ему в предыдущие периоды. Причем к иску, который, кстати, был оформлен задним числом, «потерпевший» приложил еще и те самые расписки, якобы «безвозвратно утерянные» еще в 1999 году. Сказать, что Стрелец был ошеломлен, значит не сказать ничего... Однако последним ударом для него стал личный визит бывшего друга и коллеги к нему в офис. Тот открытым текстом потребовал от своей жертвы... переписать весь бизнес на него. А если нет, то неприятностям не будет конца... Финал диалога предугадать нетрудно: вымогатель был послан куда подальше, а коммерсант на своей шкуре ощутил, что настоящие неприятности только начинаются. Иски против него посыпались как из рога изобилия.

«Лечь, суд идет!»

Причем судьи и правоохранители демонстрировали редкостное рвение в «установлении истины». Чуть ли не каждый день предпринимателя начинался с визита к следователю, а заканчивался получением новой повестки. Между тем домашний телефон разрывался от звонков неизвестных личностей, настоятельно советовавших прекратить сопротивление: а то, мол, жена у тебя, дети, сам понимаешь, как бы чего не вышло... Кампания по прессингу принесла результат, правда не совсем тот, на который рассчитывали недоброжелатели: морально жертву произвола сломить не удалось, а вот здоровье подкачало. Словом, Стрелец слег в больницу с гипертоническим кризом. Но и там его не оставили в покое — судебные работники продолжали давить, на сей раз — на врачей, упрекая их в потворстве симулянту и препятствовании правосудию. Ревностные служители Фемиды попытались было даже провести судебное заседание прямо в больничной палате, но у больного резко подскочило давление, и врачам удалось убедить судей «не добивать человека». Впрочем, это не помешало судьям добить «клиента» фигурально: заседание было проведено в отсутствии ответчика и обязало последнего вернуть якобы присвоенные им суммы. Но и этим дело не закончилось. Выписавшись из больницы и в очередной раз явившись по вызову в прокуратуру, Стрелец узнал, что в отношении него возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 Уголовного кодекса — «Мошенничество в особо крупном размере», предусматривающей до десяти лет лишения свободы. Мошенничество, как нетрудно догадаться, было якобы совершено им в отношении все того же «злейшего друга». С мая 2003-го по февраль 2004 года, пока длилось следствие, некие люди все так же периодически звонили Стрельцу и убеждали его добровольно отдать автоцентр. Запугивания не помогали, и в феврале 2004 года несговорчивый предприниматель был помещен в следственный изолятор, где и провел полтора месяца. А пока он сидел — захватчики «обрабатывали» его жену и мать, в красках расписывая им, какие ужасы ожидают главу семьи, если он не согласится на их требования. В качестве альтернативы был предложен некий смягченный вариант: Стрелец должен был признать себя виновным в мошенничестве (разумеется, публично), погасить мифический долг (разумеется, не афишируя) и получить условный срок. Кончилось все это тем, что мать, опасаясь за жизнь сына, чуть ли не на коленях упросила его признать несуществующую вину. Благодаря этому дело было рассмотрено в особом порядке, без установления вины и оценки доказательств. Итог: четыре года условно. Внушительную сумму «отступных» женщины передали вымогателям прямо в зале суда. После этого судьи утвердили «мировое соглашение сторон». Но даже частично «прогнувшись под изменчивый мир», домой Стрелец вернулся не сразу. Целую неделю его возили из СИЗО в суд и часами держали в трехметровой камере, до отказа забитой людьми, словно пытаясь окончательно втоптать его в грязь.

Пора в «ОПОРУ»

Но и на этом муки предпринимателя не закончились. Арест с принадлежащего Стрельцу имущества так и не был снят — нашлась куча формальных причин. Все прошлые контракты были сорваны, ни о каких новых не могло быть и речи. Неизвестные продолжали угрожать, и все говорило о том, что скоро они перейдут к еще более активным действиям. Но он не сдавался. Не надеясь больше на местное правосудие и не добившись справедливости в краевых органах власти, Стрелец обратился за защитой в Общероссийскую общественную организацию «ОПОРА России».

Вспоминает старший юрист-консульт бюро по надзору за соблюдением прав предпринимателей Александр Барков: «В мае 2005 года уставший, измотанный человек привез нам целый «дипломат» документов... И при детальном рассмотрении достаточно простое на первый взгляд дело показалось нам очень путанным, буквально сотканным, как паутина, из различного рода странностей, нарушений. Судя по бумагам, оно то велось, то без видимой причины прекращалось, то также внезапно возобновлялось вновь... А чего стоит хотя бы заключение ответчика под арест аккурат перед судом. Ведь обычно арестовывают в ходе предварительного следствия, а здесь, пока велось следствие, человека запугивали, но он был свободен и никуда не скрывался, а поняв, что от него ничего не добиться, его арестовали. Потом его под страхом уголовного преследования фактически принудили подписать мировое соглашение по делу гражданскому. Причем в уголовном деле не было фактически никаких доказательств вины, кроме показаний истца... В общем, хотя сами судебные решения формально выглядели вполне «презентабельно» и все формальности были соблюдены, ситуация выглядела явно заказной... При этом обжаловать приговор в кассационной инстанции предприниматель уже не мог, поскольку сам признал себя виновным. Мы подготовили свое заключение и от имени «ОПОРЫ РОССИИ» вручили письмо тогдашнему Генпрокурору Владимиру Устинову. Тот дал указание проверить изложенные в нашем документе факты».

Не сказать, чтобы дело сдвинулось с мертвой точки быстро, но в конце концов вмешательство общественной организации дало свои плоды. Конечно, вопиющие факты нарушений были признаны скоро, отрицать их было сложно, но в остальном дело двигалось очень медленно. Наконец, 19 апреля 2007 года Президиум Краснодарского краевого суда признал предпринимателя невиновным и прекратил дело «в связи с отсутствием состава преступления».

Кто виноват?

Как выясняется, никто... Что касается людей, упрятавших в тюрьму невиновного человека, то они, по всей видимости, так и останутся безнаказанными. «Уже попробовал, пока хватит... А там посмотрим», — отшучивается Стрелец. Дело в том, что как только он стал готовить иск о взыскании материального ущерба за незаконное уголовное преследование, против него тут же была инициирована новая атака. «После первой проверки Генпрокуратуры была проведена ротация кадров — одного из допустивших нарушения обвинителей просто перевели в другой городок, и через полгода он уже вернулся обратно. Что касается судей — то это вообще неприкосновенная каста. Привлечь их к ответственности может только квалификационная коллегия судей, дав свое заключение... Но это особая, очень громоздкая процедура», — поясняет Барков. А в Октябрьском районном суде Новороссийска, куда корреспондент «ФАФИ» рискнул обратиться за комментарием, ему достаточно доступно разъяснили, что «наказаний без вины не бывает», фактически дословно повторив знаменитую фразу Глеба Жеглова из «Места встречи». Мол, не дружи с кем попало, и все будет в ажуре...

Что делать?

«Звучит несколько высокопарно, но противостоять административному ресурсу, который подключают захватчики, можно только сообща, при поддержке общественных организаций. При ведении же бизнеса нужно соблюдать максимальную законность, ведь любая промашка, даже мелкая, может послужить зацепкой для конкурентов. Не экономить на квалифицированных юристах, при возникновении опасной ситуации поднимать больше «шума», искать поддержку в СМИ, не вступать ни в какие коррупционные отношения при проведении незаконных проверок, силовых действий», — советует г-н Барков.

«Беда в том, что по большей части предприниматели озабочены только решением административно-хозяйственных вопросов, вопросов финансирования и кредитования. О безопасности же своего бизнеса вспоминаем лишь тогда, когда уже что-то произошло... Результат, как говорится, налицо... Нужно объединяться, самим выстраивать какие-то антикоррупционные схемы, раз государственная машина, которая должна защищать интересы бизнеса и наказывать захватчиков, этого не делает», — соглашается с представителем «ОПОРЫ» владелец автосалона Роман Стрелец.

В. Хвориков, корреспондент «Федерального агентства финансовой информации»

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.