Льготы вернуть! ККМ отменить! ФНС посадить!

Льготы вернуть! ККМ отменить! ФНС посадить!

04.05.2007 распечатать

Под такими лозунгами прошел III Всероссийский налоговый форум. На боевой лад всех настроили данные Совета Федерации. Оказывается, около трети налоговых инициатив не успевают вступить в силу, как перекрываются новыми. Вместе с участниками форума искала пути выхода из создавшейся ситуации корреспондент «Московского бухгалтера» Елена Маляренко.

Предприниматели требуют льгот

Не исключено, что уже в 2008 году претерпят изменения ЕСН, НДС, НДФЛ. Такое возможно, если власти прислушаются к мольбам участников III Всероссийского налогового форума и внесут поправки в законодательство. Какие? Представляем в деталях!

По мнению президента Торгово-промышленной палаты Евгения Примакова, нужно ослабить налоговое бремя, снизив ставки НДС и налога на прибыль. Он предложил также увеличить предельный объем годового оборота, позволяющего организациям перейти на УСН, до 54 млн рублей. Фирмам же необходимо дать возможность учитывать «входящий» НДС при продаже товаров, приобретенных у упрощенцев. Кроме того, Евгений Примаков ратует за разработку закона об амортизационной политике:

– Нужно прописать задачи и принципы списания стоимости основных средств, меры по стимулированию их целевого использования. Например, установить в налоговом и бухгалтерском учете единую границу стоимости объектов амортизации – более 20 тысяч рублей. Свести к общим методам начисления амортизации оба вида учета. Помимо этого целесообразно разрешить фирмам, уплачивающим ЕНВД, не использовать кассовые аппараты. Взамен чеков такие организации должны будут предоставлять покупателям платежные документы.

Сегодня фирмы обязаны применять ККМ, чтобы ФНС могла установить размеры выручки в целях налогообложения. Однако, если организация переведена на уплату ЕНВД, фактический размер прибыли не имеет значения. Получается, что использование кассы лишено смысла, так как не оказывает какого-либо влияния на собираемость налогов. Сейчас же вмененщики несут затраты на покупку и обслуживание контрольно-кассовой техники. Помимо этого масса времени теряется при регистрации аппаратов в ИФНС и обслуживании в ЦТО. По мнению членов палаты, это несправедливо.

Как одну из самых важных задач Евгений Примаков выделил продолжение реформы налогового администрирования. Меры, принятые в этом направлении законом от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ, не оправдали себя, констатировал он:

– Продолжается практика своевольной трактовки инспекторами положений закона. Ситуацию надо менять. В этой связи палатой уже подготовлен законопроект, предполагающий ответственность должностных лиц за незаконные действия в отношении налогоплательщика.

Изменения хотят внести в Уголовный кодекс, дополнив его статьей 199.5. Она предусматривает наложение штрафов в размере до 100 тысяч рублей за вынесение инспектором необоснованного решения о проведении проверки. Если действия налоговика причинили компании ущерб на сумму более 1 млн рублей, то предлагается лишить его свободы на срок до 10 лет.

Также Евгений Примаков обратил внимание на то, что инспекторы истребуют от фирм чрезмерный объем документов, который не могут реально проверить. Фирма не должна представлять документы повторно, если однажды уже подавала их в инспекцию. Сотрудники ведомства обязаны сами передавать бумаги в вышестоящую инстанцию в случае проведения повторной проверки. Кроме того, следует упростить систему бухгалтерского учета и перейти от сдачи ежеквартальной отчетности к ежегодной. Затем ввести принцип «одного окна» для сдачи декларации. При этом формы налоговой отчетности нужно сократить до 2—6 листов и утвердить их в Налоговом кодексе отдельным разделом.

Чтобы упростить процесс рассмотрения налоговых споров в суде, а также обобщить наиболее сложные ситуации, президент ТПП предложил создать экспертно-консультативные советы по налогам. Они должны быть сформированы при Верховном и Высшем Арбитражном судах.

Минфин против благотворительности

У властей другая точка зрения. Основные меры по упрощению, повышению справедливости и снижению налоговой нагрузки уже претворены в жизнь, уверен заместитель министра финансов Сергей Шаталов. Поэтому сейчас необходимо не только защитить фирмы от неправомерных требований инспекторов, но и пресечь существующую практику уклонения компаний от уплаты налогов, заявил чиновник:

– Конечно, нет ничего приятнее, чем снижать налоги, но нужно смотреть в будущее.

Я могу сказать, что к 2020—2030 годам у государства вырастут обязательства по выплате пенсий до 50 млрд рублей. Поэтому и бизнес, и правительство, обсуждая вопросы реформирования налогов, должны подходить к этому с полной ответственностью. Сегодняшние предложения чрезвычайно интересны. Например, снижение ЕСН до 12 процентов – очень привлекательная мера. Но при модернизации этого налога надо понимать, каким образом тогда будет развиваться пенсионная реформа. То есть все поправки надо рассматривать комплексно. Особенно те, которые касаются налоговых льгот.

Сергей Шаталов уверен, что в них малый и средний бизнес не нуждается. По его мнению, помочь предприятиям должно кредитование. Но только при условии, что банковская ссуда станет доступной, а это возможно лишь при снижении роста инфляции.

Евгений Примаков отреагировал на выступление замминистра категорично. Он считает, что стимулирование организаций льготами необходимо. Особенно в инновационной сфере:

– Мы отстаем от США по наукоемкой продукции на 70 процентов. Такую ситуацию надо менять, необходимо вернуть «инвестиционные льготы» по налогу на прибыль.

Но проблема не только в Налоговом кодексе, считает председатель экспертного совета по налоговому законодательству Комитета Госдумы по бюджету и налогам Михаил Орлов. Зачастую ошибаются и законодатели, констатировал он:

– Принимая поправки в Налоговый кодекс, они не отдают отчета о возможных последствиях, а депутаты смиряются с самыми безумными предложениями правительства. Например, решив установить льготные режимы с целью выделить малый круг организаций среди остальных, никто не ожидал, что налогоплательщики выстроятся в очередь, чтобы перейти на УСН. Аналогичная ситуация с переходом на электронную отчетность. Было ясно, что ни организации, ни ИФНС не готовы к этому. В результате пострадали налогоплательщики. По такому же принципу каждый год меняется НДС.

Сегодня многие предлагают заменить налог на добавленную стоимость налогом с продаж. От такой меры пострадают все, заявил Михаил Орлов:

– Розница уйдет в тень, а суды будут завалены делами по решению нового вида налоговых споров. Я считаю, что в первую очередь нужно решить проблемы с правоприменительной практикой, налоговики должны чувствовать ответственность за свои действия. Также необходимо систематизировать процесс нормотворчества. Мне очень тяжело понять, как возможно чуть ли не каждые 2 недели обсуждать очередной налоговый закон. Причем иногда противоположный тому, что мы рассматривали 2 месяца назад.

Точку в налоговой реформе ставить рано, считают предприниматели. Они порекомендовали властям активнее привлекать к участию в законотворческой работе деловые сообщества. Выступающие выразили надежду, что все замечания будут в максимальной степени учтены властью. Однако Минфин четко дал понять, что основы налогового законодательства уже выработаны и теперь нужно лишь адаптировать его нормы к реальному времени.

ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ?

Советник президента Вениамин Яковлев:
– Усовершенствовать процедуру досудебного решения налоговых споров. Сейчас она архаична. Это обеспечит наиболее эффективный контроль за налоговой службой. Обжалование ее решения должно проходить не в суде, а в вышестоящем органе.

Председатель Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Борис Титов:
– Снизить ставку ЕСН с 26 до 12 процентов. Нужно уйти от регрессивной шкалы. Налог должен быть для всех одинаковым. Тогда предприятия выйдут из тени и проблема «зарплат в конвертах» будет решена.

Председатель комитета ТПП по инвестиционной политике Виктор Данилов-Данильян:
– Взимать единый социальный налог единым взносом. Все налоги и сборы к установленному сроку оплачивать одной платежкой с указанием суммы по каждому из них.

Визе-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» Александр Паперно:
– Необходимо отменить НДС. Взамен нужно ввести налог с оборота в 1 процент. Этот платеж смогут уплатить все фирмы. В такой ситуации рухнет теневой бизнес, а экономика станет открытой. Это честный и простой налог.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Устав без визы: фирма без счета Столичные организации столкнулись с новыми проблемами при открытии расчетного счета. Регистрируя компании, налоговики перестали визировать учредительные документы, а банки отказываются принимать не заверенный инспекцией устав. Непредвиденный результат К нововведениям единого регистрационного центра кредитные учреждения оказались не готовы. Только штамп ведомства может убедить их в подлинности устава. Но в законе от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ не прописано, что ИФНС должна заверять учредительные документы организаций при госрегистрации, замечает исполнительный директор и ведущий юрист компании «Грани» Юлия Чигодайкина: — Сами инспекторы заявляют, что ведомство не несет ответственности за содержание информации в учредительных документах предприятия. Регистрация подразумевает лишь занесение сведений о фирме в Единый государственный реестр юридических лиц, созданный для формирования общей информационной базы по предприятиям. Для индивидуальных предпринимателей – ЕГРИП. Ни один законодательный акт не устанавливает, что отметка инспекции на уставе закрепляет его подлинность. На основании этого оригиналом считается документ, который хранится у фирмы, говорит юрист: — Он должен быть пронумерован, прошнурован и заверен печатью компании. Для других организаций правоспособность впервые созданного предприятия подтверждает свидетельство о регистрации в ЕГРЮЛ, а экземпляр, который фирма получает в ИФНС, – всего лишь копия. Достоверность содержащейся в уставе информации обеспечивает выписка. Следовательно, отказ банка открывать фирме расчетный счет на основании того, что устав не завизирован в ИФНС, – неправомерен. Кредитная организация просто идет на поводу у налогового органа. Она обязана открыть счет, если фирма предъявила подтверждающие документы. Тем не менее только 1 банк из 6 готов принять устав без отметки инспекции. При этом юристы проверят все документы фирмы. Счет откроют без проволочек, только если бумаги будут в порядке. Остальные банки отказывают, ссылаясь на внутреннюю инструкцию, согласно которой существует установленный перечень документов, нарушать который нельзя. Например, такого мнения придерживаются «Абсолют банк» и «МДМ-банк». «При проверке у инспекторов Центробанка может возникнуть вопрос, почему операция была оформлена несоответствующим образом», – так объясняют кредитные организации свою позицию и советуют фирмам смириться и ждать копий устава. Возврат к прошлому Без расчетного счета деятельность компании практически парализуется. Из-за изменения процедуры регистрации фирма не может оперативно открыть счет. Корень зла – в увеличении срока получения документов. Если ранее организациям сразу выдавали копию устава с отметкой налоговиков на руки, то теперь это занимает больше времени. Напомним: до недавнего момента МИФНС № 46 истребовала у фирм 2 экземпляра устава. Один из них инспекторы возвращали компании, предварительно завизировав его. Оказалось, что данный порядок не соответствует закону, говорит Юлия Чигодайкина: — Согласно нормам права, налоговый орган заносит данные о новых организациях в ЕГРЮЛ на основании заявления от руководителя, решения о создании компании и устава. Также нужно приложить документ об уплате госпошлины (ст. 12 закона № 129-ФЗ). В течение 5 дней инспекция выдает фирме свидетельство о регистрации и выписку из реестра. Но на практике МИФНС № 46 одновременно с этими документами выдавала предприятию копию устава со своей визой. Второй экземпляр оставался у них. Сегодня ситуация кардинальным образом изменилась. Фирме больше не нужно подавать 2 устава. Инспекция принимает документы, заносит данные в ЕГРЮЛ, а устав отправляет в ведомство по месту учета компании, где она может получить его копию с отметкой, говорит юрист: — Но при этом процедура сильно затягивается. По закону, налоговики должны подготовить их за 5 дней. Этот срок сначала выдерживает МИФНС № 46, а затем и инспекция по месту учета налогоплательщика. Таким образом, фирма не может действовать в течение 10 дней, не считая времени, потраченного на доставку документов из одного ведомства в другое. Как сообщили «Московскому бухгалтеру» в ИФНС № 8, ускорить процесс возможно. Нужно лишь приехать в инспекцию по месту учета со своим экземпляром устава и оплатить госпошлину по срочному тарифу – 400 рублей за 1 документ (п. 23 постановления правительства от 19 июня 2002 г. № 438). Налоговики сверят копии и поставят отметку. Любопытно, что данная проблема характерна только для столицы. По словам Юлии Чигодайкиной, в других городах ситуация совершенно иная. Фирму можно зарегистрировать без лишних хлопот в установленные законом 5 дней. Об этом говорит пункт 5 Правил ведения ЕГРН, утвержденных постановлением правительства от 26 февраля 2004 г. № 110 (ознакомиться с текстом документа можно в справочной правовой системе КонсультантПлюс). Елена Маляренко
Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.