Завалили делами? Загляните в должностную инструкцию

Завалили делами? Загляните в должностную инструкцию

19.04.2007

Помимо трудового договора отношения работника и фирмы регулируют внутренние документы компании. Один из них – должностная инструкция. Она устанавливает права и обязанности сотрудника, поэтому ознакомиться с ее содержанием нужно сразу.

Две стороны одной медали

Разброс зарплат на трудовом бухгалтерском рынке огромный. От 3 тысяч рублей в государственных учреждениях до 60 тысяч и выше в коммерческих структурах. Не редкость, когда две фирмы ищут людей на одну и ту же должность бухгалтера, а вознаграждение назначают разное. Сколько организаций, столько и вариаций должностных обязанностей. Порой бывает сложно определить трудовой фронт в некоторых смежных профессиях. При поисках работы можно встретить разные вакансии с практически одинаковыми требованиями. К примеру, должностные обязанности главбуха и его помощника иногда совпадают. Вот два запроса, размещенных на одном сайте по подбору персонала:

Заместитель главного бухгалтера. Стартовый оклад: от 28 500 рублей в месяц. Обязанности: полное ведение всех участков (до баланса).

Главный бухгалтер. Стартовый оклад: от 40 тысяч рублей в месяц. Обязанности: ведение всех участков бухучета; сдача балансов в ИФНС; статистическая отчетность.

Конечно, может возникнуть вопрос, почему за одинаковую работу компании предлагают разное вознаграждение? Причин на то может быть несколько: количество сотрудников фирмы, режим налогообложения, наличие подразделений и т. д. Также возможен вариант, когда главный бухгалтер ищет себе в помощники человека, способного подменить его во всем. Например, на время отпуска, больничного или командировки.

– Когда мы брали в фирму бухгалтера, я передавала ей дела по максимуму, круг обязанностей был широчайший, – делится своей историей один из главбухов:

– Нас стало двое в отделе. Ведет она сейчас все, кроме составления отчетности. Я думала: ну наконец отдохну, завалы разгребу, в отпуск схожу. Прошло полгода. Не делаю ничего из «первички», но на моем столе почти тот же объем бумаг. Чем только не приходится заниматься: общие вопросы, контроль за всеми отделами, договорами, много всего.

Документ предотвратит конфликт

Чтобы таких проблем не возникало, необходимо четко разграничить обязанности на «свои» и «чужие». Сегодня практически каждый работник имеет должностную инструкцию, редкая фирма пренебрегает ею. Но что это за документ и необходим ли он фирме? По сути, с его помощью компания может грамотно руководить персоналом. Тем не менее инструкция не является обязательным актом, который должен быть во всех без исключения организациях, замечает руководитель отдела рекрутинга ООО «Формтайм персонал» Полина Кузьмак:

– Но, на мой взгляд, он нужен для структурирования деятельности предприятия и профилактики возможных конфликтов между работодателем и сотрудником, а в некоторых случаях и между коллегами. Должностная инструкция определяет круг обязанностей, что помогает руководителю распределять задания между подчиненными, устанавливать сроки и контролировать выполнение работ. Таким образом, документ вводит внутренние правила, не прописанные ни в каком ином нормативном акте. Это позволяет избежать многих ошибок, что важно для компании.

По словам рекрутера, сегодня должности еще не устоялись и зачастую одни и те же названия несут разную смысловую нагрузку. Например, такая специальность, как помощник главного бухгалтера. В одну компанию человека приглашают выполнять работу на каком-то одном участке учета, а в другую – полностью замещать главбуха. Поэтому для соискателя просмотр инструкции – это возможность еще в процессе трудоустройства ознакомиться с перечнем обязанностей и обсудить их с руководством. Кстати, до подписания трудового договора лучше обговорить вопрос о дополнительной компенсации при выполнении задач, выходящих за рамки документа.

Обязанности разложим по полочкам

Как создать должностную инструкцию грамотно? Помочь в этом может «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих». Он утвержден постановлением Минтруда от 21 августа 1998 г. № 37. Справочник дает характеристики профессиям. Их можно взять за основу должностных инструкций, описав основные обязанности. При этом внести свои специфические изменения с учетом особенностей производства, труда и управления. При необходимости требования, отнесенные к одной специальности, могут быть распределены между несколькими исполнителями.

Согласно постановлению Минтруда от 12 ноября 2003 г. № 75, в обязанности главбуха входит постановка и ведение бухучета организации. Он же формирует учетную политику фирмы. Подготовкой рабочего плана счетов, системой внутреннего контроля за оформлением операций и документооборотом также ведает главный бухгалтер. Он следит за сохранностью данных учета, участвует в проведении финансового анализа и формировании налоговой политики на основе бухучета. В его компетенции организация внутреннего аудита и подготовка предложений, призванных улучшить результаты деятельности компании.

Главбух отвечает за своевременное перечисление налогов и сборов в бюджет, сдачу соответствующей отчетности в ИФНС, филиалы ПФР, ФСС и ФОМС. При необходимости главбух оказывает методическую помощь руководителям подразделений и другим работникам по вопросам бухучета.

Однако это лишь общие требования. В каждой компании свои условия: род деятельности, численность персонала. Поэтому организациям лучше разработать индивидуальные должностные инструкции для сотрудников. Чаще всего готовят документ работники отдела кадров в зависимости от конкретной ситуации в каждой компании (подразделении). Обычно только на крупных предприятиях создается специальный HR-отдел. Некоторые фирмы предпочитают заказывать должностные директивы (инструкции) в организациях, предоставляющих консалтинговые услуги в области управления и подбора персонала, рассказывает руководитель отдела по подбору персонала компании «Абис-персонал» Алла Климова:

– При этом многие предприятия начинают ориентироваться на международные стандарты и включают в должностные инструкции новые требования. Например, для бухгалтера – знание МСФО.

Выход из щекотливых ситуаций

Вступая в должность, следует хорошо прочитать все пункты инструкции. По мнению Полины Кузьмак, для бухгалтера этот документ имеет особенно важное значение, поскольку специалист зачастую несет на себе серьезную ответственность вплоть до уголовной:

– Очень часто между реальными обязанностями и теми, которые перечислены в должностной инструкции, существует значительная разница. Для бухгалтера это неприемлемо. При устройстве на работу он должен обратить внимание на предъявляемые требования и ту ответственность, которая на него возлагается. Особенно важны положения правил, лежащие вне компетенции конкретного работника.

Не менее актуален вопрос подчинения. Например, кто будет являться прямым руководителем главного бухгалтера? Им может быть как генеральный директор компании, так и финансовый, или вообще совет учредителей, рассказывает Алла Климова:

– При подборе персонала я часто сталкиваюсь с отказами от должности, если люди узнают, что у фирмы несколько собственников. Это говорит соискателям о том, что, возможно, в организации не определена четкая система внутренней отчетности.

«Московский бухгалтер» решил выяснить, знакомы ли столичные бухгалтеры со своими обязанностями, прописанными в документе, часто ли они выполняют «постороннюю» работу. Оказалось, что большинству бухгалтеров хорошо известны предъявляемые к ним требования, однако им приходится трудиться за других. Работодатель должен довести до сведения работника его права и обязанности, считает бухгалтер ООО «АУДИТЦЕНТР» Екатерина Фомина:

– К сожалению, не всегда прописанные в документе положения совпадают с делами, которые приходится выполнять. Иногда служба требует заниматься чужими заботами. Но это рабочий момент, к которому я отношусь спокойно. Скорее, данный факт указывает на то, что нужно пересматривать положения инструкции.

Однако дополнительная нагрузка – не единственная проблема, с которой может столкнуться специалист. Иногда внутренние документы противоречат друг другу или вовсе законодательству, если они подготовлены неграмотно. Как, например, быть, когда пункты должностной инструкции идут вразрез с положением о бухучете? С одной стороны, ответ очевиден – руководствоваться главным бухгалтерским законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ. С другой – вероятен конфликт с руководством.

По мнению Екатерины Фоминой, следует предложить директору внести в документ необходимые изменения, привести его в соответствие с законодательством. Другой столичный бухгалтер Надежда Горяйнова считает, что выполнять требования должностной инструкции нельзя, если они противоречат нормам закона. Конечно, подобная ситуация может вызвать непонимание руководителя, говорит она:

– Поэтому лучше написать на его имя докладную записку, в которой указать, что за выполнение противозаконных операций бухгалтер ответственность с себя снимает. Таким образом, она ложится на плечи директора.

В любой работе может возникнуть немало нюансов. Это говорит о том, что без четкого распределения прав и обязанностей не обойтись. Эту задачу как раз призвана решить должностная инструкция.

Елена Маляренко

мнение

Директор ЗАО «Юринформ В» Анна Миляева:

– В действующем законодательстве отсутствуют нормативные акты, устанавливающие четкие требования к положениям должностной инструкции. Основным документом, оформляющим отношения бухгалтера и фирмы, является трудовой договор, один из пунктов которого определяет обязанности сотрудника (ст. 57 ТК). Однако последние могут быть выделены в отдельный нормативный акт – инструкцию. Практика работодателей демонстрирует, что трудовые функции проще и легче всего устанавливать именно в ней. В таком случае инструкция будет локальным документом компании. Хотя ее отсутствие не является нарушением законодательства. Если возникла ситуация, в которой инструкция и контракт противоречат друг другу, что встречается довольно редко, полагаю, спор должен быть разрешен в соответствии с положениями трудового договора. Именно этот документ регулирует отношения работодателя и сотрудника.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Должностная инструкция главного бухгалтера должна содержать следующие пункты:

  • общие положения (в них может содержаться информация о подчиненности главного бухгалтера руководителю организации или иному лицу, о квалификации, которой должен обладать специалист, уровне его знаний);

  • непосредственные обязанности главного бухгалтера – например, выполнение работы по ведению бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций (учет основных средств, товарно-материальных ценностей, затрат на производство, реализацию продукции, результатов хозяйственно-финансовой деятельности, расчетов с поставщиками и заказчиками, а также за предоставленные услуги и т. д.);

  • права, которыми обладает главный бухгалтер – например, право не подписывать бухгалтерскую отчетность, если он считает ее сведения ложными;

  • ответственность главного бухгалтера.

Руководитель обязан знакомить бухгалтера с должностной инструкцией под роспись. Если последний с документом ознакомлен не был, его положения на бухгалтера не распространяются.

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное