Жизнь без просчетов

Жизнь без просчетов

13.04.2007 распечатать

Этот человек будто сошел со страниц авантюрного романа. Жизнь Аристотеля Онассиса — миллионера, судовладельца, воротилы игорного бизнеса, нефтяного магната, неутомимого покорителя женских сердец и скандального героя светской хроники — всегда была в центре внимания.

Священник в душе, контрабандист по призванию

Он появился на свет 15 января 1906 года в турецкой Смирне (ныне Измир) в семье преуспевающего торговца табаком Сократа Онассиса, в прошлом контрабандиста. Его мать, Пенелопа Онассис, умерла, когда мальчику не было и 12 лет. В семье строго придерживались норм православия, и поначалу Аристотель хотел стать священником. Но дядя Александро, тоже коммерсант, сумел привить племяннику страсть к торговле, соблазнив ценностями, которые испокон веков исповедовали эллины: смело отвечать на вызов судьбы, сулящей борьбу и победу, пропитанную кровью.

Недюжинные деловые способности Аристотеля начали обнаруживаться еще с детства, а в юности он уже крепко усвоил принцип, который в зрелые годы сформулировал следующим образом: «Единственное, что принимается сегодня во внимание, – это деньги. Обладающие ими – подлинные короли нашего времени«. Аристотель с блеском применил свои природные дарования, видимо, унаследованные от предков – ловких и бесстрашных греческих корсаров и контрабандистов. И добился оглушительного успеха, оставив после себя яркий след в истории. Прежде всего как предприниматель, обладавший удивительной интуицией и в то же время действовавший с холодным расчетом.

Хвост виляет собакой

Во время Первой мировой войны всю семью Онассисов за исключением Аристотеля отправили в концлагерь. Юноша подкупил турецких чиновников и организовал побег. Но именно в тот период Онассисы потеряли почти весь свой капитал, а в 1922 году, после резни в Смирне, семья была вынуждена бежать в Грецию, на остров Лесбос. Оттуда Аристотель с благословения отца отправился в Аргентину, надеясь ухватить там фортуну за хвост.

Когда молодой человек сошел на берег в Буэнос-Айресе, у него был лишь чемоданчик с образцами греческих сигар и 60 долларов. Чтобы иметь возможность работать легально, он подделал возраст в паспорте, прибавив себе шесть лет. Аристотель устроился продавцом зелени, затем гребцом на лодке, чернорабочим, посудомойщиком и наконец в 1924 году поступил монтером в Британскую телефонную компанию. Здесь Онассис нашел возможность подзаработать: во время ночных дежурств на ручном коммутаторе телефонной станции он имел доступ к секретам деловой и частной жизни Буэнос-Айреса и иногда не без выгоды для себя делился ими с заинтересованными лицами, занимаясь параллельно мелкими спекуляциями на бирже. Именно тогда родился еще один постулат Онассиса: «Секрет бизнеса заключается в том, чтобы знать то, чего никто не знает«.

Следующим этапом «восхождения« Аристотеля стала работа барменом в одном из престижных баров. Здесь он обзавелся выгодными знакомствами, которые помогли ему в рекламной раскрутке своего первого самостоятельного дела. По легенде, Онассис угостил сигарой из заветного чемоданчика одного из завсегдатаев бара – короля аргентинского танго Карлоса Гарделя. Карлос был восхищен ее вкусом. Скоро весь Буэнос-Айрес курил сигары, которые производил в Афинах папаша Сократ: говорят, в них был подмешан опиум.

Аристотель арендовал магазинчик, заказал большую вывеску «Аристотель Онассис – импортер восточного табака« и нанял нескольких греческих иммигрантов. Выписав через отца лучшие образцы турецкого табака, начинающий предприниматель прямо-таки вынудил управляющего одной из крупных фирм сделать у него заказ на 10 тысяч долларов, следующий заказ был уже на 50 тысяч, а затем заказы посыпались один за другим. Все свободное время он проводил в элитном яхт-клубе, где познакомился с оперной певицей Клаудией Муцо, роман с которой стал для него пропуском в высший свет Буэнос-Айреса. Тем временем импорт табака из Греции в Аргентину приобретал все большие масштабы: Аристотель увеличил использование импортного восточного табака в Аргентине с 10 до 35 процентов и через два года заработал 100 тысяч долларов из 5 процентов комиссионных от торговли табаком. Этот факт не остался незамеченным греческим правительством, которое привлекло Онассиса к выработке торгового соглашения между Грецией и Аргентиной, а в 1928 году назначило своим консулом.

Как открывались морские просторы

В качестве консула Аристотелю часто приходилось решать вопросы, связанные с торговыми судами. Онассиса влекла морская стихия, а интуиция подсказывала: именно на океанских просторах его ждет удача. В эпоху Великой депрессии судовладельцы всего мира продавали корабли за бесценок, и в 1932 году он очень дешево приобрел в Канаде два своих первых корабля. Он назвал их в честь родителей: «Пенелопа« и «Сократ«. Вскоре он купил еще шесть сухогрузов, но, следуя своему деловому чутью, придержал корабли в гавани до тех пор, пока они не стали востребованными на рынке. Ведь приближалась война.

В 1935 году во время агрессии фашистской Италии против Абиссинии корабли Онассиса снабжали итальянские войска всем необходимым. Ему было плевать на политику, бизнес стоял превыше всего. Прекрасно понимая, что «кровь войны« – это нефть, Аристотель заказал на шведских верфях свой первый танкер «Аристон«. При этом он по-прежнему без смущения использовал женщин для достижения целей в бизнесе: его роман с Ингеборгой Дедихен, дочерью норвежского корабельного магната, в немалой степени способствовал заключению выгодных сделок со скандинавскими судостроителями. Таким образом, танкерный флот Онассиса увеличился до трех кораблей. Однако с началом Второй мировой войны самые лучшие и большие танкеры Аристотеля были интернированы в портах Скандинавии. Но именно это спасло танкерный флот предпринимателя от потерь, а вот его конкуренты оказались менее удачливы и практически все потеряли.

Во время войны Аристотель обеспечивал перевозки армии США своими сухогрузами. Узнав, что масло, вырабатываемое из секреции китов, используют для смазки пушек, Онассис в 1942 году переоборудовал два старых буксира в китобойные суда, а через 10 лет его китобойный флот уже стал одним из самых мощных в истории этого промысла.

Послевоенный бум на морские перевозки побудил Онассиса, состояние которого оценивалось уже более чем в 30 миллионов долларов, напропалую скупать продаваемые в США сухогрузы типа «Либерти« и заказывать постройку новых танкеров, получая огромные кредиты под залог будущих контрактов купленных или строящихся судов. Это позволяло Аристотелю строить корабли как бы из ничего, а его схема снижения «эксплуатационных расходов« (низкая зарплата матросам, регистрация кораблей в подставных фирмах или под «дешевыми« флагами) давала возможность быстро возвращать кредиты.

Игрок в сердцах

В жизни Аристотеля было несчетное количество женщин. И всех он без оглядки использовал для создания своей мощной империи. Начиная с учительницы французского, соблазнившей его, когда ему было 12 лет, и заканчивая Гретой Гарбо, которую ему так и не удалось покорить. Он называл ее «своей единственной неудачей«.

Но женщин, которые оставили в его жизни глубокий след, было всего три. Именно столько раз он покупал бриллиантовые гарнитуры, на которых были выгравированы четыре буквы. Первую он менял в зависимости от имени той, которой делал подарок, остальные же – «I.L.Y.« – были ни чем иным, как аббревиатурой фразы «I Love You«. Он вообще не считал нужным быть с женщинами оригинальным. Зачем? Все равно они будут принадлежать ему.

В 40 лет он понял, что пора жениться. Этого требовало положение в обществе. Как настоящий ортодокс, он выбрал гречанку, а как донжуан и себялюбец – самую юную и богатую невесту Греции – Тину Ливанос. Разница в возрасте (23 года) смущала отца невесты, но никак не жениха. Пустив в ход свое обаяние и немалый капитал, Онассис добился согласия и Тины, и ее родителя – крупнейшего греческого судовладельца. Тина родила Аристотелю двоих детей – Александра и Кристину. Побыв примерным мужем, Онассис вновь стал самим собой – ловеласом и бизнесменом. И все же нельзя сказать, чтобы личная жизнь Аристотеля при всей ее насыщенности была счастливой: начавшийся в 1959 году роман с Марией Каллас разрушил его 13-летний брак с горячо любимой женой Тиной. Да и из женитьбы на Жаклин Кеннеди тоже ничего хорошего не получилось: Джекки вытягивала из Онассиса огромные деньги, его дети с ней не ладили, а Кристина ненавидела вторую жену отца, называя ее «черной вдовой«. В конце концов он перестал общаться с Жаклин и даже не упомянул ее в завещании.

Печальная история

С начала пятидесятых миллионер занялся новой сферой – игорным бизнесом. Он купил в Монако недвижимость и «Общество морских купаний« – системообразующую структуру всего игорного бизнеса в княжестве. Вскоре он стал кем-то вроде второго князя Монако. При этом чего только не происходило вокруг Золотого Грека (именно так его называли): тяжбы с американским правосудием по поводу незаконных покупок кораблей, аресты судов и даже лично Онассиса, скандальные процессы, миллионные штрафы и взятки, обманы и фальсификации, схватка за нефтяные промыслы в Саудовской Аравии и многое-многое другое. Онассис инвестировал сотни миллионов в экономику своей родины – Греции. Но почти все они шли в его собственные компании, а он, будучи аргентинским гражданином, даже не числился в реестре налогоплательщиков Греции.

Купленные им острова Скорпиос, Спарти и яхта «Кристина«, на борту которой бывали самые знаменитые люди мира, превратились в средоточие светской жизни, а его романы – в главные сюжеты для желтой прессы.

Однако у этой истории печальный конец. Сколотив многомиллионное состояние Онассис в конце жизни потерял практически всех близких. Началом конца стал 1970 год, когда его дочь объявила о замужестве против воли отца и они надолго перестали общаться. Но настоящую боль утраты Аристотель ощутил в январе 1973 года, когда в авиакатастрофе погиб его сын Александр. Безусловно, все пережитое не смогло не отразиться на здоровье миллионера. Но судьба не собиралась отступать и нанесла очередной сокрушительный удар. Еле оправившись от смерти любимого сына, Онассису предстояло новое испытание – смерть первой жены Тины от передозировки, единственной женщины, с которой он прожил в законном браке и к которой на протяжении многих лет испытывал нежные чувства.

Своих близких Аристотель пережил всего на 2 года. Он умер 15 марта 1975 года в клинике Нейи (Париж) от бронхиальной пневмонии и был похоронен на острове Скорпиос. К моменту смерти его состояние оценивалось более чем в 500 миллионов долларов. 19 ноября 1988 года, последняя из рода Онассис – внучка Аристотеля Атина Руссель унаследовала всю дедушкину империю. С тех пор лучшие женихи мира мечтают о браке с девушкой, чье состояние оценивается в 14 миллиардов долларов.

Ирина МЕЛЕХОВА

Не все продается

Аристотель Онассис любил повторять своим друзьям фразу: «Единственное, что принимается сегодня во внимание, – это деньги. Те, кто обладает ими, – настоящие короли наших дней«. Однако самому миллионеру так и не удалось приобрести главного – его отношения с близкими людьми были сложными и противоречивыми. Особенно не везло любимым женщинам Онассиса: в минуты гнева Аристотель, не долго думая, мог позволить себе поднять на любую из них руку.

Плавучий остров роскоши

Аристотель весьма гордился своей океанской яхтой «Кристина«, которую он назвал в честь дочери. В то время «Кристина« была одна из самых дорогих яхт в мире. Ее годовое содержание обходилось Онассису в сумму, превышающую миллион долларов. Каюты и помещения были отделаны ценными породами дерева, ванные комнаты – золотом и мрамором. Стены личного кабинета самого Онассиса украшали православные иконы в богатых окладах и картины работы Эль Греко – любимого художника миллионера. Команду судна составляли 60 человек – причем помимо экипажа, в нее входили повара, стюарды, охрана, парикмахеры, высококлассный массажист и небольшой оркестр.

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.