Сдаем «уточненку» без последствий

Сдаем «уточненку» без последствий

11.04.2007 распечатать

Совсем скоро поток годовой отчетности, текущей в инспекции, иссякнет. Но вслед за первоначальными расчетами в налоговые пойдут уточненные декларации. Когда же лучше их подать, чтобы избежать налоговых санкций?

Право на ошибку

Основные правила и порядок подачи уточненного расчета регламентирует статья 81 Налогового кодекса. По ее смыслу, налоговики должны принять «уточненку» вне зависимости от срока ее подачи и содержания самого документа. Но это не значит, что организация, подав новый расчет, автоматически освобождается от налоговой ответственности. Если уточняющие документы сданы после истечения срока подачи декларации, но до окончания срока уплаты налога, то штрафы фирме не грозят, если она успела представить расчет до того, как ей стало известно о намечающейся выездной проверке. Либо о том, что налоговики уже сами обнаружили все ошибки, которые содержались в старой декларации.

Организация может избежать санкций даже в случае, когда пропущены все сроки – и подачи декларации, и уплаты налогов. Для этого нужно перечислить недостающую сумму налога и соответствующие пени еще до подачи «уточненки». Необходимое условие при этом – фирма должна самостоятельно обнаружить свои промахи, а не узнать о них от контролеров. Если же предприятие начинает себя «уточнять», получив решение по камеральной проверке, то в этом случае фирма не освобождается от ответственности.

Роль первоначальной декларации

Инспекция не имеет права проигнорировать сведения, содержащиеся в уточненной декларации. Согласно статье 80 Налогового кодекса, документы должны быть приняты, на их копии поставлена отметка об этом и дата представления расчета в инспекцию. При этом неважно, как закончилась проверка правильности сведений, заявленных в первоначальной декларации. Это подтверждает и арбитражная практика.

В ФАС Московского округа обратилась компания с заявлением о признании незаконным бездействия ИФНС № 28 по г. Москве. Инспекция попросту отказалась рассматривать уточненную декларацию по НДС, о чем письменно сообщила предприятию. При этом контролеры ссылались на то, что на момент окончания камеральной проверки организация не показала документы, подтверждающие правомерность вычетов за этот период. Было принято решение о привлечении компании к налоговой ответственности. Суд указал на то, что неважно, какое решение инспекторы приняли при проверке первоначального расчета. Это никак не связано с правом налогоплательщика исправлять обнаруженные им ошибки, подав уточненную декларацию. Обязанность инспекции в этом случае – рассмотреть все документы и принять по ним решение (постановление ФАС Московского округа от 19 января 2007 г. № КА-А40/13577-06).

Найди неточность первым

Пункты 3 и 4 статьи 81 Налогового кодекса говорят о том, что предприятие освобождается от ответственности, если отправит уточненный расчет раньше, чем инспекция обнаружит все погрешности его бухгалтерии. Однако иногда контролеры имеют свое мнение по этому вопросу. Одна организация отправила в ИФНС корректирующий расчет после установленного срока сдачи отчетности. Через два месяца состоялась камеральная проверка, но при ее проведении инспекторы не приняли к сведению данные, представленные в «уточненке», а рассмотрели лишь первоначальную декларацию. По итогам проверки компании были начислены санкции. Но суд указал на то, что сведения, содержащиеся в уточненной декларации, должны быть приняты независимо от срока ее подачи. Также было учтено то обстоятельство, что ошибки фирма обнаружила и исправила самостоятельно, до того, как инспекторы объявили о камеральной проверке. В результате суд признал взыскание штрафа, исчисленного на основании данных первоначальной декларации, неправомерным (постановление ФАС Московского округа от 29 июня 2006 г. № КА-А40/5657-06). Кстати, тот факт, что инспекция первая обнаружила ошибки в бухучете организации, должен быть подтвержден контролерами документально (постановление ФАС Московского округа от 20 сентября 2006 г. № КА-А40/8923-06).

В деле, рассмотренном ФАС Московского округа от 25 декабря 2006 г. № Ка-А40/12706-06, – обратная ситуация. Компания подала первоначальную декларацию по НДС. В ходе камеральной проверки инспекция потребовала документы, подтверждающие право фирмы на налоговые вычеты. Документы представлены не были. Налоговики приняли решение, по которому фирма должна внести соответствующие изменения в бухучет, а также уплатить санкции, сумму НДС, не подтвержденную документально, и пени за несвоевременную уплату налога. Через несколько дней после вынесения инспекцией данного решения компания подала уточненную декларацию и документы, подтверждающие право вычета по НДС. Дело рассматривалось трижды. Суд первой инстанции поддержал ИФНС. Апелляционная инстанция приняла сторону компании, учитывая, что фактически документы, подтверждающие право на вычет, все-таки у фирмы были. Точку в этой истории поставил кассационный суд. Он подошел к делу буквально. В соответствии со статьей 81 Налогового кодекса, плательщик не освобождается от ответственности, если уточняющий расчет был подан после того, как инспекции стало известно об ошибках. Поэтому в данном случае компания дело проиграла.

Форма, количество и глубина – любые

Ни для кого не секрет, что инспекторы с недоверием относятся к компаниям, которые очень часто используют возможность исправления своих ошибок путем подачи уточненной декларации. Налоговики усматривают в этом попытку помешать им в осуществлении контроля. Однако судьи признают право предприятий на подачу «уточненок» в любом количестве и считают, что каждый корректирующий документ должен быть рассмотрен. Также они отклоняют доводы инспекторов, когда те ссылаются на «трудности при проверке поставщиков и банковских схем». Это не причина, чтобы не принимать к сведению уточненные данные (постановление ФАС Московского округа от 5 октября 2006 г. № КА-А40/9364-06).

Не является препятствием для приема и не совсем обычное оформление корректирующего расчета. В статье 81 Налогового кодекса записано, что уточненная декларация подается в той форме, которая была принята в периоде, за который вносятся изменения. Пожалуй, это единственное ограничение в ее оформлении. Налоговый орган обязан принять «уточненку», даже если компьютерная программа, установленная в инспекции, не может обработать представленные документы (постановление ФАС Московского округа от 11 января 2007 г. № КА-А40/13231-06).

Срок подачи уточненной налоговой декларации не ограничен. Это подтверждается, в частности, постановлением Президиума ВАС от 16 мая 2006 г. № 16192/05. Высший Арбитражный Суд указал, что инспекция не вправе отказать в принятии уточненной декларации, которая представлена по истечении 3 лет после окончания налогового периода. При этом предельная глубина налоговых проверок (3 предшествующих года) значения не имеет. Арбитражные суды округов также учитывают позицию ВАС и поддерживают компании (постановление ФАС Московского округа от 14 сентября 2006 г. № КА-А40/8646-06).

Елена Камалова

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.