Затеяли «игры» с налогом на прибыль?

Затеяли «игры» с налогом на прибыль?

30.03.2007

Стремление компаний максимально сократить свои налоговые платежи вполне объяснимо. Да и зачем, спрашивается, переплачивать, если есть немало законных способов «сэкономить»? В настоящее время существует огромное количество схем, которые построены на использовании открытого перечня расходов по налогу на прибыль. С одной стороны, действительно, у фирм есть возможность, что называется, «поиграть» со своими затратами, но с другой, даже эту оптимизацию, как оказалось, в ряде случаев можно сравнить с «хождением по лезвию ножа».

Условно все способы можно разбить на несколько групп.

Во-первых, это широко известные методы оптимизации налога на прибыль. Секрет заключается в грамотно составленной учетной политике, которая позволяет значительно сократить налоговую базу. То есть законными способами организация может «отложить» уплату налога на более поздние сроки. Причем фактор времени здесь играет существенную роль.

Во-вторых, существуют методы минимизации налоговых платежей. Они являются наиболее популярными у организаций и подразумевают завышение суммы расходов, учитываемых при исчислении базы налога на прибыль. Сложности в этом случае возникают при подтверждении обоснованности таких затрат.

И, наконец, уклонение от уплаты налога на прибыль либо отсрочка его перечисления. Раньше предприятия достаточно часто не производили своевременную уплату авансовых платежей, так как законодательство не предусматривало за это каких-либо санкций. Но с 1 января 2007 года ситуация изменилась. Теперь на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени (ст. 58 НК).

Оптимизация Выбираем метод и резервируем

В учетной политике организации фиксируется способ учета доходов и расходов: кассовый метод или метод начисления. Так, первый могут применять фирмы, сумма выручки-нетто которых в течение года не превышала одного миллиона рублей за каждый квартал (п. 1 ст. 273 НК). При превышении этого лимита необходимо перейти на метод начисления. У кассового метода есть как положительные, так и отрицательные моменты. К первым можно, несомненно, отнести то, что организации учитывают лишь выручку, оплаченную покупателем. Отрицательный – в моменте признания расходов: при кассовом методе затраты уменьшают налогооблагаемую прибыль только после оплаты.

При «начислении» доходы фирмы уменьшают как на оплаченные, так и на неоплаченные расходы (п. 1 ст. 271 НК и п. 1 ст. 272 НК). Но зато и выручку организация должна учитывать как полученную, так и ожидаемую. Следовательно, налог на прибыль приходится платить даже тогда, когда деньги за поставку товара еще не поступили.

Спасением в таких случаях могут стать договоры с покупателями с особым переходом права собственности на товар. Организации вправе заключать контракты, оговаривающие переход собственности не в момент отгрузки товара или поставки его на склад покупателя, а только после его полной оплаты. В этом случае перечислить налог можно будет после получения денег.

Также фирмы, работающие по методу начисления, имеют право создавать резервы, предусмотренные главой 25 Налогового кодекса. Например, разрешено осуществлять расходы на формирование резервов по сомнительным долгам (ст. 266 НК), расходы в виде отчислений в резерв на предстоящую оплату отпусков работникам, на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет (подп. 24 ст. 255 НК), расходы под обесценение ценных бумаг (ст. 300 НК). Создание резервов предполагает, что отчисления в них включаются в состав расходов текущего периода. Таким образом фирма имеет возможность равномерно распределять свои затраты в течение года, что поможет сэкономить на авансовых платежах по налогу на прибыль. Однако в следующем периоде организация будет вынуждена выплатить «сэкономленный» налог, так как данный способ предоставляет возможность лишь отсрочки платежа, а не уклонения от его уплаты.

Минимизируем

О времена, о цены!

Завышение расходов на аренду помещения, а также затрат, сопровождающих текущую деятельность организации, – излюбленный метод многих компаний. Ведь при нынешних ценах на аренду офисов и помещений увеличение подобных расходов вполне объяснимо. Завысить можно и расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии. Такие затраты относятся к расходам, связанным с производством и реализацией (статья 253 НК). Увеличить затраты можно по статье «вывоз мусора» или «уборка производственных помещений».

Консультируемся и изучаем рынок

В связи с постоянно растущей конкуренцией многие организации вынуждены проводить мониторинг ситуации на рынке, изучать поведение уже существующих и потенциальных конкурентов, отслеживать вероятность возникновения рисков. В случае отсутствия маркетингового отдела для этих целей можно привлечь специалиста со стороны (в противном случае будет труднее обосновать потребность в расходах на подобные услуги). Что касается учета затрат на «помощь» маркетолога, то бухгалтер может списать их на расходы по текущему изучению (исследованию) конъюнктуры рынка, сбору информации. Дабы не вызвать подозрения инспектора в необоснованности занижения базы по налогу на прибыль, такие траты должны быть непосредственно связанны с производством и реализацией (подп. 27 п. 1 ст. 264 НК). При этом нужно доказать не только обоснованность затрат, а также их актуальность для фирмы в текущий период.

Помимо изучения «внешней среды» организация может проводить исследования внутрихозяйственной деятельности, прибегнув к помощи консультационных фирм. Подобные услуги принимаются в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией – «расходы на консультационные и иные аналогичные услуги» (подп. 15 п. 1 ст. 264 НК).

Таким образом, организация убивает двух зайцев: получает подсказку в выборе направлений дальнейшего развития деятельности, опираясь на мнение экспертов, а также снижает налоговые платежи.

Товарный знак – «плюс» или «два плюса»?

В качестве основного критерия узнаваемости как компании в целом, так и ее продукции выступает товарный знак. Выполняя функции гарантии качества товара и его рекламы, он используется как непосредственно на продукции, так и на визитках сотрудников, их униформе. При этом расходы, связанные с использованием товарного знака, учитывают как периодические (текущие) платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации (подп. 37 п. 1 ст. 264). Под эту статью расходов подпадают также платежи за пользование правами, возникающими из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности.

Для того, чтобы учесть товарный знак как НМА, а после уменьшать налоговую базу на сумму текущих платежей, фирма должна зарегистрировать его в установленном законодательством порядке (п. 3 ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов»). Такое же требование предъявляется и для учета расходов по покупке у иностранной компании неисключительных прав на программы для ЭВМ, ноу-хау и фирменное наименование по лицензионному соглашению (письмо Минфина от 17 ноября 2006 г. № 03-03-04/1/727). Фирма может включить в состав расходов такие затраты, если договор зарегистрирован в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатенте).

Экономим на одежде

Статус фирмы отражает не только стабильное положение на рынке или конкурентоспособность продукции, но и внешний вид сотрудников. Многие управленцы знают, что корпоративная форма дисциплинирует и настраивает работников на деловой лад. Кроме того, ее использование позволяет организации сократить налог на прибыль. Для этого необходимо учесть тот факт, что затраты на форменную одежду принимаются в составе расходов на оплату труда (п. 5 ст. 255 НК). Однако данное условие выполняется, если форменная одежда и обмундирование выдаются сотруднику бесплатно или фактически продаются ему, но по пониженным ценам (письмо Минфина от 10 марта 2006 г. № 03-03-04/1/203).

Ученье – свет, а неученье… налоги

Фирма может списать расходы на подготовку и переподготовку кадров в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией (п. 3 ст. 264 НК). Такое утверждение содержится и в письме Минфина от 30 ноября 2006 г. № 03-03-04/2/252. Стоит обратить внимание на то, что учесть расходы, связанные с повышением квалификации работников, как затраты на подготовку и переподготовку кадров, можно только в том случае, если с сотрудниками заключен трудовой договор. Направлять их разрешается в российские образовательные учреждения, имеющие соответствующую лицензию, либо в иностранные образовательные учреждения положенного статуса.

Ликвидируем – в расходы

Организация имеет право списать расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, включая суммы недоначисленной амортизации, затраты на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества в составе внереализационных расходов в том отчетном периоде, в котором произошла ликвидация (письмо Минфина от 17 января 2006 г. № 03-03-04/1/27). Стоимость материалов, оставшихся от списания основного средства, также можно включить в налоговые расходы. При этом она будет равна сумме налога на прибыль, исчисленного с рыночной цены.

Платить не будем

Не каждая организация может обойтись без убытков. Как их списать, куда, и как при этом уменьшить налог на прибыль? В соответствии с законодательством, организация может отнести к внереализационным расходам выявленные в отчетном периоде предыдущие убытки (подп. 1 п. 2 ст. 265 НК). Кроме того, с 2007 года Федеральным законом от 6 июня 2005 г. № 58-ФЗ снято ограничение по размеру суммы полученного в предыдущем налоговом периоде убытка, уменьшающего в текущем базу налога на прибыль.

Отметим, что убытки должны погашаться по сроку давности: сначала – самые поздние, потом – более ранние. Перенос убытка на будущее возможен в течение десяти лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором он был получен (п. 2 ст. 283 НК). Подобные «подарки» предпринимательству в новом году обойдутся государству недешево. Так, по предварительным расчетам Счетной палаты Российской Федерации, подобное приведет в 2007 году к сокращению доходов консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации на сумму 35,2 млрд рублей.

М. Лоскутова, обозреватель «Федерального агентства финансовой информации»

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA