Налоговое планирование с международным размахом

Налоговое планирование с международным размахом

28.03.2007 распечатать

Как известно, во всех государствах налоги разные. В одних они значительные, а в других не так уж и высоки. Если суметь правильно воспользоваться этой разницей, можно законно сэкономить средства компании.

Недавно в Москве состоялся семинар "Тенденции международного налогового планирования: холдинги и корпоративная практика", организованный компанией Infor-Media Russia. На нем широкий круг специалистов обсуждал различные аспекты международного налогового планирования. Наряду с консультантами компаний, специализирующихся на международном налогообложении, к участию в мероприятии удалось привлечь специалистов ФНС. Присутствовали и налоговые специалисты из юрисдикций, наиболее интересных с точки зрения построения холдингов, — Кипра, Мальты, Голландии и Швеции.

Планируйте налоги заранее

В общем случае ничто не мешает компании, ведущей бизнес в России, иметь в структуре собственников иностранные юридические лица. Главное, что позволяет выигрывать в налогах при построении международных холдинговых структур — это доскональное знание специфики налогообложения в каждой из стран. Таким образом, способы снижения налоговой нагрузки с помощью международного налогового планирования, которые обсуждались на семинаре, полностью законны.

Как единодушно заметили участники семинара, уникального рецепта лучшей холдинговой структуры для всех компаний нет и быть не может. В каждом конкретном случае необходимо учитывать специфику бизнеса, направления и объемы финансовых потоков, структуру собственности и т. д. И чтобы учесть все эти аспекты, безусловно, необходимо обращаться за консультациями к специалистам данного профиля. Однако менеджменту компаний обязательно нужно иметь представление об основных принципах международного налогового планирования. С ними участников семинара ознакомил Михаил Соболев, вице-президент группы компаний Consulco International.

На практике международное налоговое планирование может применяться практически ко всем видам доходов от деятельности и сделок, которые возможны на международном уровне. Сюда, к примеру, относится:

  • экспорт и импорт товаров, работ и услуг;
  • использование имущества в другой стране;
  • отчуждение имущества (долей в уставном капитале, акций) за рубежом;
  • работа в другой стране по найму;
  • прирост стоимости имущества (капитала);
  • международные перевозки и т.д.

Во всех вышеперечисленных случаях принципиально изучить национальное налоговое законодательство страны-партнера еще во время планирования сделки. В этом случае зачастую налоговые обязательства можно минимизировать или, по крайней мере, узнать о них заранее.

Бизнес — в России, деньги — за границей

Остановимся на наиболее популярном виде применения международного налогового планирования. Многие бизнесмены по ряду причин предпочитают держать финансовые активы за рубежом. В связи с этим при ведении бизнеса в России перед ними встает необходимость сначала профинансировать российскую компанию группы, а затем вывести прибыль обратно в юрисдикцию учредителя.

С точки зрения налогового планирования этот процесс принципиально делится на два этапа:

  • безналоговое финансирование российской дочерней компании из-за рубежа (с возможностью последующего вывода капитала или без такового);
  • репатриация (вывод) прибыли из РФ с минимальными налоговыми обязательствами.

Эти два этапа необходимо продумывать комплексно, поскольку способы вывода прибыли зачастую определяются методами "заведения" денег в РФ.

Итак, в начале деятельности российской компании необходимо внешнее финансирование до того момента, пока предприятие начнет окупаться само. Вот наиболее популярные методы финансирования:

  • вклад в уставный капитал (не является доходом компании согласно подп. 3 п.1 ст. 251 НК).
  • вклад учредителя в имущество дочерней компании (при доле учредителя более 50% данные средства не будут облагаться налогом на прибыль по п. 11 п. 1 ст. 25 НК РФ).
  • заем от иностранной компании группы (не является доходом компании согласно подп. 10 п. 1 ст. 251 НК).

Приведенные выше методы хороши тем, что полученные российской компанией деньги не становятся ее доходом с точки зрения налогообложения прибыли. Кроме того, у кредитора остается право на получение этих средств обратно (кроме вклада в имущество, который является безвозмездной передачей).

Репатриация (вывод) прибыли может производиться также несколькими путями. Во-первых, иностранная компания-учредитель имеет право на дивиденды. Во-вторых, в случае предоставления займа иностранный кредитор имеет право на получение процентов. Здесь важно помнить о соблюдении лимитов отнесения таких расходов на затраты для целей налога на прибыль (п. 1 ст. 269 НК). Кроме того, в п. 2-4 ст. 269 НК предусмотрено так называемое правило "тонкой капитализации", которое устанавливает дополнительные лимиты по учету процентов при получении займов от иностранных или российских компаний группы. Подобная норма содержится в законодательстве многих стран и как раз направлена на борьбу с уходом от налогообложения. В-третьих, российская компания может перечислять иностранной компании холдинга плату за пользование какими-либо нематериальными активами (роялти). Однако, заключая договор на использование патента, товарного знака и т. п. с иностранной компанией, надо помнить, что инспекторы всегда могут проверить, действительно ли компания использует в своей деятельности указанные активы и насколько адекватна плата за них.

Наконец, иностранная компания холдинга может оказывать управленческие и консультационные услуги российской компании. Такие услуги будут облагаться НДС на территории РФ (подп. 4 п. 1 ст. 148 НК). Сумму налога российская компания должна будет удержать и перечислить в бюджет (ст. 161 НК). Правда, затем этот НДС может быть принят к вычету (при осуществлении облагаемой НДС деятельности) и поэтому компания не теряет свои средства, если не учитывать временного разрыва между уплатой агентского НДС в бюджет и его вычетом. Налог на прибыль иностранной компании в этом случае удерживаться не будет на основании п. 2 ст. 309 НК. Вот тогда решающим фактором станет подтверждение факта оказания услуг. Формальным доказательством могут служить отчеты о проделанной работе, письменные консультации, таблицы, демонстрирующие затраченное на работу время, и т. п. Но, даже при подробном оформлении данных документов налоговых инспекторов не всегда удается убедить в реальности затрат.

Важно отметить, что при соблюдении условий ст. 252 НК последние три вида выплат могут быть учтены в качестве расходов при налогообложении прибыли.

Читайте международные договоры

И вот мы подошли к главному, что делает упомянутые выше выплаты такими привлекательными, а именно к использованию соглашений об избежании двойного налогообложения. На настоящий момент у России заключено более чем 60 соглашений с иностранными государствами об избежании двойного налогообложения. В некоторых случаях еще действуют документы, принятые СССР. Кстати, надо помнить, что на косвенные налоги (например, НДС) такие соглашения не распространяются.

Найти все тексты соглашений можно в правовых базах. Однако надо внимательно ознакомиться с комментариями к документам. Дело в том, что соглашение вступает в силу только после его ратификации обеими странами-участницами.

Основные преимущества международных договоров касаются предоставления пониженных ставок по дивидендам, а также льготному налогообложению (вплоть до освобождения от налога) роялти и процентов, выплачиваемых в другую страну.

Узнать условия налогообложения таких выплат просто, поскольку все соглашения построены по одной модели. И поэтому статьи про дивиденды, проценты и роялти идут в любом соглашении подряд — соответственно под номерами 10, 11 и 12.

Не стоит искать страну, куда можно было бы перечислять дивиденды, совсем не удерживая налог. Таких стран нет. Минимальный показатель налога, удерживаемого у источника выплаты с дивидендов, составляет 5 процентов. Например, такая ставка предусмотрена соглашением с Кипром при условии, что инвестор прямо вложил в капитал российской "дочки" сумму, эквивалентную не менее 100 000 долларов США. В отсутствие же соглашения из дивидендов, выплачиваемых за границу, пришлось бы удерживать 15 % (п. 3 ст. 284 НК РФ).

А вот найти страну, при выплате в которую роялти и процентов, налог не удерживается вообще, вполне реально. Например, при перечислении указанных платежей на тот же Кипр при соблюдении условий, предусмотренных НК, налог удерживать вообще не нужно. При отсутствии подобного соглашения в России в виде налога на доходы иностранных компаний от источников в РФ пришлось бы оставить целых 20 процентов (п. 2 ст. 284 НК).

Условие для применения положений международных договоров установлено в ст. 312 НК. До даты выплаты дохода иностранец обязан представить российской компании справку о постоянном местонахождении в стране, с которой заключен соответствующий договор. Более подробные требования к этому документу приведены в п. 5.3 приказа МНС РФ от 28 марта 2003 г. № БГ-3-23/150.

Другие возможности

Кроме всего вышесказанного, существует метод финансирования российских компаний группы в виде выручки. Например, российская дочерняя компания иностранного маркетингового агентства оказывает материнской компании услуги по сбору информации о потребительской аудитории в РФ. За это материнская компания перечисляет "дочке" определенные средства, которые признаются выручкой. При отсутствии иных источников финансирования выручка "подгоняется" таким образом, чтобы покрыть затраты российской компании. Взамен иностранная компания получает необходимые ей услуги по сбору информации на территории РФ.

Кстати, для подтверждения деловой цели деятельности, в свете кампании по борьбе с убыточными фирмами, разумнее показывать на российской организации хотя бы минимальную прибыль. В результате деньги поступают в РФ в качестве выручки, однако налог на прибыль российской компании минимален или же отсутствует. Правда, в этом случае необходимо учесть два важных обстоятельства. Во-первых, выручка от иностранца не должна облагаться НДС. В случае маркетинговых услуг это условие выполняется, поскольку в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 148 НК местом реализации маркетинговых услуг не признается территория РФ, если их покупателем является иностранная компания. Во-вторых, важно суметь доказать, что выручка, получаемая "дочкой" за свои услуги, адекватна рыночной цене данных услуг, т. е. сопоставима с той ценой, которую заплатил бы независимый заказчик. В противном случае российскому исполнителю налоговая сможет доначислить налог на прибыль исходя из рыночной цены на его услуги (ст. 40 НК).

Еще одним возможным способом финансирования деятельности российской компании холдинга является заключение договора о совместной деятельности (простого товарищества) с иностранной компанией, в которой сконцентрированы финансовые ресурсы. Полученные в рамках такого договора средства не являются доходом российской компании согласно подп. 10 п. 1 ст. 251 НК. В то же время если, например, вклад российской стороны будет составлять 100 единиц, а иностранца — 900 единиц, "товарищи" вправе установить распределение полученной прибыли в соответствующей пропорции. В результате 90 процентов прибыли будет подлежать налогообложению не в России, а в стране инкорпорации другого товарища.

Н. Зубкова, эксперт "Федерального агентства финансовой информации"

      Выбор читателей

      Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
      Регистрируйтесь бесплатно.
      Loading...