Правоохранительный дебет

Правоохранительный дебет

27.02.2007 распечатать

Телесюжеты и газетные полосы на криминальную тему стали, можно сказать, неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Главными героями таких новостей являются милиционеры, бравые труженики МВД. А вот работа главного бухгалтера этого ведомства, хоть и не так заметна, но при этом не менее важна.

Звезд с неба не хватал

Несмотря на известную закрытость любых правоохранительных ведомств, аудиенции у кандидата экономических наук полковника внутренней службы Николая Котова удалось добиться на удивление быстро. Всего два дня запросов и необходимых согласований, и журналисты «Расчета» — в кабинете главного бухгалтера одного из самых престижных правоохранительных ведомств в стране. Мой собеседник, несмотря на высокий пост, волнуется. Но уже через пару минут мы с Николаем Владимировичем находим общий язык. Резонный вопрос о том, как и почему довелось оказаться в белокаменной да еще сразу на столь ответственной должности, оказался вовсе не банально-прозаичным, как предполагалось.

— Еще в бытность своей работы на постах главного бухгалтера финансово-экономического отдела ГУВД по Воронежской области, затем заместителя и начальника Финансового управления этого главка по долгу службы я частенько наведывался в первопрестольную. И мне в то время довелось достаточно тесно общаться с Вячеславом Братиловым, бывшим главным бухгалтером министерства. Впрочем, познакомились мы с ним намного раньше, когда он занимал должность заместителя начальника Финансового управления в Свердловском ГУВД. Позже он поднялся вверх по карьерной лестнице МВД. Не раз давал мне не только профессиональные, но и чисто человеческие советы... Светлая ему память... — полковник на минуту призадумался. — В какой-то степени мы с ним даже сдружились, потом он неоднократно приглашал меня на различные должности, вплоть до поста своего непосредственного помощника — заместителя. Но в силу семейных и профессиональных, как впрочем, не менее важных — психологических обстоятельств, я уважительно отказывался от заманчивых предложений. Меня в Воронеже все устраивало, к тому же там была семья.

— Пока люди предполагали, гадали да думали, жизнь расставила все, точнее всех, по своим местам: 5 сентября 1999 года Братилова не стало, он скоропостижно скончался в госпитале.

— По окончании церемонии похорон меня пригласили подойти начальник Главного финансового управления МВД России генерал Юрий Ямщиков и заместитель министра внутренних дел генерал Петр Нелезин и неожиданно предложили занять теперь уже освободившуюся по трагической случайности должность главного бухгалтера Министерства внутренних дел Российской Федерации, — вспоминает мой собеседник.

«Товарищ замминистра, теперь как прикажете!» — отрапортовал полковник Котов и остался в Москве, даже не возвращаясь домой: служба есть служба. Дело теперь уже бывшего главбуха ГУВД по Воронежской области срочно запросили фельдсвязью в МВД России. Через пять дней, после всех надлежащих согласований, в том числе и встречи с бывшим министром внутренних дел Российской Федерации генералом Владимиром Рушайло, Николай Владимирович официально занял пост главного бухгалтера Главного финансово-экономического управления МВД России. Супруга решение мужа восприняла безропотно: собрала все необходимое и вслед за мужем отправилась в столицу. Месяц проживания в гостинице, полгода — в общежитии, год — в служебной квартире, после чего Котовы переехали в нормальную гражданскую квартиру.

— Смена обстановки с психологической точки зрения тут же сподвигает любого человека к смене восприятия окружающего мира.

— Региональный дух системы я познал достаточно глубоко, — поясняет Котов. — Ведомственный дух столицы диктовал новые условия.

Обычные для столичного региона действия вроде телефонного звонка высокопоставленному лицу поначалу воспринимались полковником из провинции настороженно, несмотря на то, что специфику работы коллег из министерства Котов к тому времени знал уже не понаслышке.

— Основные различия регионов и столицы — в методах работы, в подходах к человеку исключительно с точки зрения исполнительности и пользы для ведомства. Здесь — управленческо-контролирующий орган соответственно основной принцип: гипервысокая ответственность за подготовку финансовых документов. Порой бумаги возвращаются в таком неузнаваемом виде! На местах же совершенно другой подход: как можно оперативнее и качественнее выполнить поручения, поступающие свыше. Хотя, наверное, благодаря именно такому распределению ролей строится работа каждого ведомства.

Впрочем, вскоре стиль работы в министерстве стал полковнику Котову понятным и обычным. Закипела работа! Сведение двух систем

— В глазах обывателя бухгалтерия — это сухие цифры и проводки, кропотливая работа. Как вы оцениваете свою деятельность? В чем особенности бухгалтерии воюющего ведомства? — вопрос, казалось бы, не менее банальный, чем первый. Но и здесь, оказывается, не все элементарно просто и четко. К примеру, глобальная проблема — перевод российской бухгалтерии на рельсы международного формата (МСФО) едина для всех крупномасштабных ведомств, и МВД — не исключение.

— Бухгалтерия это не мобильная, а достаточно стационарная система, и если до этого все 30 лет работали по одной инструкции, то перестраиваться каждые полгода на новый лад — катастрофа. Ведь персонал весь надо переобучить, подогнать под новые правила. Все достаточно в сыром виде и внедряется постепенно, не сразу понятно, как вся система в целом должна работать. А бухгалтерия — это точность, где все должно быть четко сведено и за каждую копейку надо держать ответ. К тому же сейчас такая установка: оценка деятельности государственных бюджетных учреждений по конечному результату. Для нашего ведомства — это различные многочисленные показатели оперативно-служебной деятельности, выполнение которых должно быть отражено в объяснительной записке к бухгалтерскому отчету, потому что по этой записке Минфин отчитывается перед правительством. То есть отчетность бухгалтерии — это своего рода государственный документ. Для этого бухгалтерия начинает запрашивать все подразделения министерства — где, когда и сколько. Конечно, оперативным службам (их в МВД России большинство) наши задачи — дополнительная нагрузка: им преступников надо ловить, а не аналитикой заниматься. Однако все показатели собираются, объединяются в единую базу и анализируются. Проводя рутинную бумажную работу в цифрах, мы не просто «высвечиваем» узкие места в оперативно-служебной деятельности тех или иных подразделений министерства, но даем рекомендации о том, как «расшить» эти «узкие места», о концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях.

И все-таки главное в нашей работе — это за цифрами видеть жизнь! Уметь с этими цифрами «разговаривать», уметь за сухими бухгалтерскими отчетами видеть проблемы, как министерства в целом, так и отдельных служб и помогать им с финансовой позиции их решать. Можно без преувеличения сказать, что любой бухгалтерский отчет — это зеркало всей финансово-хозяйственной деятельности каждой организации.

Учитывая специфику деятельности министерства, я не буду приводить примеры организации и результатов этой работы, но, поверьте, результаты есть! Кадровый вопрос

— В период перестройки чуть ли не каждый второй вуз в России готовит бухгалтеров, экономистов, финансистов. Создается впечатление, что сейчас в стране переизбыток этих специалистов. Благополучно ли у вас с кадрами?

— Образование не заменяет способности человека к аналитическому мышлению, трудолюбие, аккуратность в работе с цифрами. А ведь все эти качества необходимы для работы в любых финансово-экономических службах.

В любой бухгалтерии присутствует баланс, где актив должен равняться пассиву. И добиться этого, согласитесь, под силу только профессионалу. Теперь представьте нашу махину, я имею ввиду МВД, где бюджетополучателей всех уровней свыше 6 тысяч — до районных отделов включительно. Так сколько же нужно нам профессионалов! А любая допущенная где-либо ошибка приводит к нестыковке баланса и к длительным поискам этой ошибки. Поэтому с кадрами как был дефицит, так и остался. Кроме того, у нас, у бюджетников, появился серьезный конкурент — это коммерческие структуры, где зарплаты бухгалтеров, к сожалению, на порядок выше, чем у нас.

От коллег главного бухгалтера МВД узнаю, что при непосредственном участии Котова на базе созданного Расчетно-кассового центра МВД России осуществляется внедрение полной автоматизации расчетно-кассовых и учетно-финансовых операций на основе нового плана счетов бюджетного учета, а также перевод выдачи денежного довольствия и заработной платы сотрудникам центрального аппарата МВД с применением пластиковых карт. Но сам герой о своих достижениях говорит скромно, но при этом отмечает, что благодаря внедрению системы автоматизации бюджетного процесса МВД можно будет получать оперативно в режиме он-лайн данные бухгалтерской отчетности из финансовых подразделений органов внутренних дел Камчатки и Владивостока, Липецка и Воронежа. Это очень удобно и максимально прозрачно.

— Отечественный и зарубежный опыты показывают, что повышение эффективности управления финансово-хозяйственной деятельностью невозможно без внедрения современных информационно-вычислительных систем. Программно-техническое обеспечение этого процесса в министерстве приобретает особую значимость в условиях перехода на новые формы управления бюджетным процессом. Николай Владимирович подчеркнул, что в состав консолидированной бухгалтерской отчетности МВД входят 229 сводных бухгалтерских отчетов распорядителей и прямых бюджетополучателей. При осуществлении бюджетно-распределительной деятельности в министерстве формируется более 36,5 млрд. показателей. В связи с этим еще в конце 2001 года возникла очевидная необходимость создания целостной системы планирования и распределения бюджетных ресурсов.

Поэтому только автоматизированная система управления позволит обеспечить повышение финансовой прозрачности и дисциплины исполнения бюджета, включая контроль соответствия фактических и плановых показателей, а также интеграцию и развитие информационных и телекоммуникационных ресурсов в рамках единой системы управления финансово-хозяйственной деятельности всего Министерства внутренних дел, обеспечит реализацию общих направлений повышения эффективности управления бюджетным процессом. По словам Котова, главная задача сейчас не только соединить все регионы в одну сеть, но и привести их к единому знаменателю.

— В прошлом году мы успешно освоили выделенные на эти цели средства и выполнили первую очередь запланированных работ, в результате осуществлено пилотное внедрение системы по автоматизации бюджетного процесса в системе МВД, реализующей первоочередные задачи в четырнадцати финансовых подразделениях органов внутренних дел субъектов Российской Федерации. В этом году планируется тиражирование системы с реализованными компонентами первоочередных задач в следующие сорок девять финансово- экономические подразделения органов внутренних дел субъектов Российской Федерации. Горячая тема

МВД, как известно, ведомство, хоть и не военное, но участвующее в проведении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации. И самыми актуальными проблемами для всех, в том числе и для бухгалтерии, остаются терроризм и «горячие точки». И то и другое Николай Котов знает не понаслышке: в Чечне лично налаживал систему финансирования. Из служебной характеристики главного бухгалтера: «Лично провел большую работу по переводу в кратчайшие сроки текущих счетов подразделений системы МВД России в территориальные органы федерального казначейства, что обеспечило бесперебойное финансирование оперативно-розыскной деятельности подразделений министерства и контртеррористических мероприятий на Северном Кавказе».

— В 2000 году необходимо было открыть лицевые счета МВД России в Чеченской Республике. Мне было поручено вылететь в этот регион для решения эти вопросов с территориальными органами федерального казначейства.

В течение всего периода проведения контртеррористических операций в Северо-Кавказском регионе финансовые работники и бухгалтера МВД России постоянно несли там свою «вахту» в сложных условиях, подчас рискуя своей жизнью. Не раз во время столкновений с бандформированиями они подвергались смертельной опасности. Были случаи попадания в плен и даже гибели во время столкновений. Бывали случаи уничтожения бухгалтерских документов. Тогда приходилось все начинать сначала, чтобы восстановить истинное положение дел.

Несмотря на сложнейшие, приближенные к военным условия, бухгалтера с честью справлялись со своей задачей — налаживали учет поступления и расходования горюче-смазочных материалов и продуктов питания, вещевого имущества и др. Это было сделать непросто.

Здесь нельзя не учесть еще одну важнейшую особенность работы бухгалтерии в силовых структурах — сбалансированность действий с оперативными подразделениями, которые выполняют свою работу независимо от времени и условий. Для срочной отправки сформированных групп на Кавказ средства на командировки и другие расходы приходилось получать в учреждениях банка в срочном порядке, выдавать их нередко не только днем, но и ночью, в выходные и праздничные дни, а это непросто.

В настоящее время при нашем участии и методологической поддержке в МВД Чеченской Республики создан самостоятельный финансовый отдел, налажена планомерная работа по обеспечению оперативно-служебной деятельности финансовыми ресурсами.

Можно еще долго говорить о работе главной бухгалтерии МВД России и о людях, руками которых выполняется столь непростая работа. Но, к сожалению, рамки данной публикации не позволяют написать обо всем. Так что надеемся на новую встречу!

Ирина МЕЛЕХОВА

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.