Заполняем паспорт сделки

Заполняем паспорт сделки

27.02.2007

Если фирма ведет внешнеторговую деятельность, то в большинстве случаев законодательство требует оформлять паспорт сделки в уполномоченном банке. Эта почетная обязанность обычно сваливается на плечи бухгалтера. Ведь именно он, как правило, располагает всей необходимой информацией для открытия этого документа.

Строго по выписке

Вопрос. Какой адрес нужно указывать, заполняя раздел «Сведения о резиденте»: фактический или юридический?

Ответ. Раздел «Сведения о резиденте» заполняют на основании данных выписки из ЕГРЮЛ. То есть в паспорте сделки нужно написать тот адрес, который указан в этом документе. Об этом сказано в пункте 3 порядка заполнения паспорта сделки (приложение 4 к инструкции № 117-И). Обратите внимание, что если какие-то сведения в выписке отсутствуют (например, нет названия района), то в соответствующей графе нужно написать слово «нет».

Вопрос. В пункте 1.5 нужно указать ИНН и КПП фирмы. Однако клеточек, отведенных для проставления цифр ИНН больше, чем цифр в самом номере. Нужно ли что-нибудь писать в оставшихся пустыми клетках?

Ответ. Пока нет разъяснений Центробанка, как правильно заполнять эту графу. Поэтому каждый банк самостоятельно разрабатывает единое требование для всех своих клиентов. Некоторые банки, например, просят вписывать цифры ИНН, начиная с первой клетки, а две последние оставлять пустыми. Дело в том, что, как показывает практика, для таможенников этот порядок удобнее. Хотя официальных разъяснений от них также пока не поступало. Так что порядок заполнения этой графы лучше уточнить в вашем банке.

Вопрос. В графе 1.4 «Дата внесения записи в государственный реестр» мы написали дату выдачи свидетельства ЕГРЮЛ. Почему сотрудница банка заставила нас переделывать паспорт сделки?

Ответ. Это очень распространенная ошибка. Дело в том, что по правилам заполнения фирма должна указать номер ОРГН и именно ту дату, когда он был присвоен (п. 3 порядка). А не дату выдачи самой бумаги. В соответствии с контрактом

Вопрос. Название нашего иностранного партнера «Fire...». Как правильно заполнить раздел «Реквизиты иностранного контрагента»? Нужно ли в названии писать слово «фирма» и ставить кавычки?

Ответ. Наименование иностранного контрагента нужно указывать в четком соответствии с контрактом. То есть так, как записано в шапке договора или в реквизитах. Если в контракте указано слово «фирма» и стоят кавычки, то писать их нужно обязательно. Если же в договоре указано лишь название на английском языке без кавычек, то идентичную запись нужно сделать и в паспорте сделки. Дописывать слово «фирма» или «компания» в этом случае нельзя. Дело в том, что если банки будут делать между собой запросы о клиентах, то появятся разночтения. Например, в российском банке фирма указала наименование иностранного партнера — компания «Ryply». В иностранном же банке название фирмы записано без кавычек и слова «компания». И кредитная организация может не найти нужного клиента и не подтвердить, что такой существует.

Вопрос. В графе 9 раздела 3 паспорта сделки мы поставили «Х», хотя по условиям договора эту графу заполнять было не нужно. Будет ли это ошибкой?

Ответ. Эту графу нужно заполнять лишь в строго определенных случаях: если в контракте предусмотрен ввоз или вывоз на российскую таможенную территорию товаров, указанных в разделах XVI, XVII, XIX Товарной номенклатуры ВЭД (приложение 4 к инструкции 117-И). Например, машин, электротехнического оборудования, механизмов и их частей. Если не выполнить эту формальность, то фирму могут оштрафовать на сумму от 40 до 50 тысяч рублей (п. 6 ст. 15.25 КоАП). Поддерживают правильность этого подхода и судьи (постановление ФАС Уральского округа от 29 ноября 2006 г. № 0549/06-С1).

По контрактам же другого вида наличие символа «Х» в графе 9 значения не имеет. И если фирма случайно его проставит, то это ошибкой не будет (письмо ФТС от 25 июля 2006 г. № 14-14/26104). Неизвестные данные

Вопрос. Нужно ли оформлять паспорт сделки, если не известна сумма контракта?

Ответ. Если сумма контракта не более пяти тысяч долларов, то паспорт сделки можно не оформлять. Если же фирма предполагает, что цена договора превысит эту сумму, то паспорт сделки можно оформить. В этом случае в графе 5 раздела 3 нужно поставить символ «б/с» (п. 5 порядка). Если же фирма делать этого не хочет, то можно подождать с оформлением до того момента, как сумма обязательств по контракту превысит установленный лимит. Определить это можно, например, в момент подписания акта о выполнении работ. Если его сумма больше 5000 долларов, то паспорт сделки придется оформить. Обратите внимание: в этом случае открыть паспорт сделки в уполномоченном банке нужно не позднее дня подписания акта выполненных работ. Иначе фирму могут оштрафовать, и судьи скорее всего поддержат чиновников (постановление ФАС Уральского округа от 13 ноября 2006 г. № Ф09-9986/06-С1).

Вопрос. Можно ли поставить прочерк в графе 1 раздела 3, если у договора нет номера.

Ответ. В этом случае нужно написать символ «б/н» (п. 5 порядка).

Вопрос. Нам не известна точная дата окончания расчетов с иностранным партнером. Поэтому в договоре мы ее не стали указывать. Нужно ли заполнять графу 6 раздела 3?

Ответ. Да, эту графу заполнять нужно. В этом случае фирма должна самостоятельно, исходя из условий контракта, определить дату исполнения всех обязательств (п. 5 порядка). Например, можно поставить, что дата окончания расчетов через два года с момента заключения договора. Ведь временного ограничения нет. Если рассчитаться по контракту в указанный срок не получается, то паспорт сделки можно переоформить. Гарантийные обязательства

Вопрос. Наша фирма поставляла иностранной компании оборудование. Паспорт сделки на эту сделку мы оформляли. Во время гарантийного срока иностранец выявил дефект и вернул нам изделие для ремонта. Нужно ли переоформлять паспорт сделки?

Ответ. Чтобы оформить перевозку изделия, можно, например, заключить соглашение о безвозмездной поставке. Поскольку валютные операции в рамках гарантийного ремонта фирма не осуществляет, а безвозмездные поставки не отнесены к валютным операциям, то паспорт сделки в этом случае можно не переоформлять. Аналогичный вывод сделал Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в постановлении от 26 мая 2006 г. № А49-12841/2005.

Судьи помогут!

Иногда складывается такая ситуация. Паспорт сделки фирма открыла в одном уполномоченном банке. И затем перешла на обслуживание в другой банк. Поскольку расчеты по контракту еще не были завершены, то в старом банке паспорт сделки фирма закрыла, а в новом банке — открыла по новой. В этом случае нужно быть очень внимательным, заполняя таможенную декларацию. Дело в том, что одна фирма случайно указала в ней реквизиты старого документа. Ошибку, конечно, организация обнаружила и подала в таможню заявление о внесении изменений. Однако таможенники придрались и заявили, что фирма оформила два паспорта сделки по одному контракту в разных уполномоченных банках. А это нарушение единых правил оформления паспортов сделок (п. 6 ст. 15.25 КоАП). Таможенники возбудили административное дело, и Росфинбюджетнадзор вынес решение о штрафе. Однако организация платить штраф отказалась и подала иск в суд. Судьи встали на сторону фирмы и указали, что в этом случае нет «ни правовых, ни фактических оснований для признания заявителя совершившим вмененное правонарушение» (постановление ФАС Северо-Западного округа от 21 июля 2006 г. № А56-25967/2005).

Бывает и такая ситуация. Например, контракт был продлен, а паспорт сделки забыли переоформить. В этом случае фирму могут оштрафовать на сумму от 40 до 50 тысяч рублей (п. 6 ст. 15.25 КоАП). Однако если это нарушение не повлияло на правильность таможенных платежей, своевременность представления банком отчетности об операциях резидентов по валютным операциям, а также на невозможность осуществления банковского и таможенного контроля, то можно попросить судей об отмене штрафа в связи с малозначительностью проступка (п. 2.9 КоАП). Вполне вероятно, что судьи сочтут ваши аргументы существенными (постановление ФАС Центрального округа от 13 ноября 2006 г. № А09-5903/06-24).

Антон ВАСИЛЬЕВ

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное