Вся правда про шоу-бухгалтерию

Вся правда про шоу-бухгалтерию

26.02.2007 распечатать

Страну захлестнуло бесконечное «шоу продолжается». Многочисленные реалити-шоу просто заполонили вечерний эфир. Корреспондент «Расчета» заглянул на бухгалтерскую «кухню» фирм, где готовятся продукты под названием «шоу».

Мало кто знает, что практически все развлекательные ток-шоу на российском ТВ срежиссированы от начала до конца: вместо приглашенных «интересных гостей» в кадре появляются малоизвестные профессиональные актеры. При этом съемки передач редко ведутся в студиях, а делаются под заказ телекомпаний, определенными фирмами, так называемыми компаниями-продакшенами.

На предмет бухгалтерского искусства в подобного рода «профанациях» согласится разговаривать далеко не каждый. Но профессионализма журналистам «Расчета» не занимать: я беседую с одним из главных бухгалтеров современного теле-продакшена, задействованного сейчас на съемках ряда известных проектов и передач. Впрочем, Максим пожелал остаться неизвестным для массовой аудитории, но о специфике и нюансах отрасли постарался рассказать как можно подробнее и без прикрас. Кто здесь главный?!

Самые главные персонажи на съемочной площадке это, конечно же, продюсер и режиссер. Два этих мастодонта творческого процесса являются определяющими не только для взбалмошной труппы актеров, операторов и прочих персонажей, но и для всех остальных более серьезных и ответственных структур. И тем более для бухгалтерии: любая прихоть продюсера — для нее закон. Вот только последствия исполнения «такого законодательства» чаще всего приходится расхлебывать уже без продюсерского участия.

— Съемки — это ведь творчество в самом его чистом виде. Вдруг кому-то понадобилось сто бутылок какого-то напитка. Допустим, антураж некий создать или для реализации определенной концепции. Срочно побежали в магазин, закупили необходимое количество заказанной продукции за свой собственный счет. Чеки и, тем более, товарные чеки (и то, и другое — документы строгой финансовой отчетности) взять забыли, а чаще и не знали, что они необходимы. И бегом в студию: удовлетворять желание режиссера, — рассказывает Максим. В итоге купленное за свой счет никуда списать нельзя, а деньги вернуть требуется: тогда бухгалтерия открывает свои закрома и наличными рассчитывается с такими энтузиастами творческого процесса.

Или эксклюзивный звонок из студии на родину папы Римского: конечно, впечатляет, но счет, приходящий после таких международных «трансляций», приходит действительно грандиозный. Хорошо, если подобная оказия была запланирована по сценарию (то есть имеются определенные проплаченные договоры с подрядчиками и т. д.), а если нет: то несладко придется бухгалтерскому корпусу. Когда говорят: «Поехали!»

Все происходящее на съемочной площадке — непредсказуемо: творческие люди не привыкли держать ответ по всяким там отчетностям. Иногда дело заходит слишком далеко. Чаще всего подобное случается в ходе выездных съемок, тогда бухгалтерия теле-продакшенов просто готовит себе веревку с мылом: творческий человек — это хорошо, но когда их чересчур много в одном месте.... разбитая в ресторане посуда — это цветочки. Не выключенный утюг в гостинице, счета за телефонные переговоры, потопленный катер. Крайней всегда оказывается бухгалтерия, у которой, понятное дело, все эти убытки ни в какие организационно-правовые и прочие рамки попросту не вписываются.

Отсюда следует главный принцип бухгалтерской отчетности съемочных продакшенов: здесь образуется гораздо больше непредвиденных средств, которые зачастую невозможно списать в свои расходы, учитываемые при налогообложении.

Яркий пример: обед главного режиссера, который хочет откушать не как все, а в определенном ресторане с определенным набором блюд. И в любом случае продакшен-контора должна это предоставить безоговорочно. Здесь моментально возникает трудность отчетности перед налоговыми структурами: объяснить причуду режиссера ни по какой проводке просто невозможно, и тогда бухгалтерии приходится списывать «обед режиссера» себе в убыток. Загвоздка заключается в том, что есть расходы, которые можно списать с налогооблагаемой прибыли, а есть такие, с которыми, как ни крути, подобное осуществить невозможно.

— Я не могу уменьшить налог на прибыль на сумму необоснованно-шикарного обеда в марсельском ресторане, — поясняет Максим. Актеры на прокат

Все это важно, если учесть, что доходную часть продакшен-компании составляет фиксированная сумма, которую телекомпания платит за реализацию задуманного проекта по договору, а расходную — все те средства, которые идут на организацию полного съемочного процесса. Основную часть трат составляют: арендная плата за помещения и офисы, где происходят съемки. При этом крупные продакшены на это не тратятся: у них есть собственные площадки для проведения съемок. А маленьким фирмам приходится для начала выкладываться за аренду.

Вторая часть — не менее значимая и важная — это аренда специализированного оборудования: прожекторы, видеокамеры, микрофоны, динамики. Опять же уже раскрученные компании имеют всю эту технику на собственном балансе. А более маленьким и узкопрофильным фирмам приходится все это дорогостоящее оборудование использовать за дополнительную плату у арендаторов.

И напоследок, третья, не менее важная составляющая, — собственно творческий коллектив: актеры, операторы во главе с режиссером и продюсером. Со всеми продакшен заключает договора подряда, где прописываются конкретные суммы. Чаще всего такой договор подписывается на один день: потому что, как правило, съемки длятся не более суток. И здесь главному бухгалтеру тоже надо держать ухо востро: гражданско-правовые документы подлежат строгой проверке. Так, нашумевший случай с проектом «Дом-2», когда среди участников оказался молодой человек, находящийся в уголовном розыске, повлек многочисленные проверки со стороны милиции, в том числе и в бухгалтерии. Если бы требуемого правоохранительными структурами договора не оказалось и вскрылось бы, что съемочный продакшен сознательно укрывает у себя на площадке преступника, на проекте можно было ставить жирный крест. Но все обошлось: закон оказался на стороне проекта, а преступник — в местах не столь отдаленных. В общей сложности расчеты с актерами бухгалтерия производит в соответствии с пунктами договора: в зависимости от того, какой сложности роль, сколько в ней слов и т. д. При этом держать все творческие единицы непосредственно в штате просто нереально: сегодня тебе этот актер нужен именно под этот проект, а завтра у тебя нет проектов. Но из-за таких, казалось бы, очевидных вещей налоговая может свободно предъявить претензии продакшену по соответствующим статьям. Есть определенная категория, так, скажем, постоянных актеров, судей, адвокатов, ведущих или, например, резидентов «Комедии клаб». С ними договоры заключаются на более длительные сроки, а оклады устанавливаются исключительно индивидуально. На свой страх и риск

Немало значимым фактором является понятие «страхования» актерского наемного состава. К примеру, по информации ряда СМИ, некоторых актеров на площадку редко допускают без предварительной страховки на предмет срыва съемок по причинам злоупотребления спиртным. Страховой договоренности в данном случае также должна достичь продакшен-контора. Ведь в случае незастрахованного срыва съемочного процесса убытки опять же лягут на хрупкие плечи бухгалтерского звена, которому один день простоя обойдется в копеечку. Официальное страхование — процедура в данном случае весьма муторная, но зато дающая определенные гарантии. Мини-продакшены опять же подобную роскошь могут себе позволить не всегда, поэтому иногда рискуют снимать определенных творческих личностей в убыток себе. При этом в случае отказа в выплате страховки, пока продакшен-контора будет долго и нудно судиться за то, чтобы выплаты по страховому случаю все-таки были сделаны, актеры гонорары свои ждать не будут: поэтому опять же включается в дело наличный процесс оплаты. Лишь после окончательного положительного решения суда фирма сможет вернуть свои издержки.

Также возможно страхование, а соответственно и проведение через все необходимые отчетности, и супербесценной аппаратуры. Технику ведь могут не только украсть, но и элементарно разбить. И еще немного декораций

К менее затратным относится «декорирование» проекта. Но трудностей с декорациями возникает не меньше, чем с творческим персоналом проекта. К примеру, на съемки одного дня оперативно требуются определенные декорации, своих у продакшена нет, прямой путь в таком случае — арендовать необходимое имущество. Но если желаемого под рукой не оказалось и «антураж» пришлось купить? И здесь бухгалтеры спотыкаются на том, что такие декорации после съемок не представляется возможным списать с собственных средств и их надо держать на балансе не менее пяти лет. Приходится выкручиваться: или перепродавать «мишуру», или переоборудовать под другое шоу: кому что выгоднее и важнее. Но чаще всего все-таки декорации в силу своей эксклюзивности продолжают висеть на балансе фирмы еще не один год. И бухгалтерии продакшена сильно повезет, если вдруг какая-то из телекомпаний пожелает реализовать идентичный проектам конкурентов проект. Допустим, как два практически аналогичных ледовых шоу на первой и второй кнопке ТВ, в которых выступали чуть ли не одни и те же актеры и в схожем «антураже»: иногда мода бывает выгодна даже бухгалтерии. Имидж — ничто

Не стоит сбрасывать со счетов и чисто имиджевые проекты. Так, по информации некоторых СМИ, в начале ноября в городе Пафос на острове Кипр «Комеди клаб» проводил фестиваль. Народ отрывался по полной, имидж продакшену обошелся в копеечку. Причем здесь важно вспомнить о заказчике — телекомпании, которая финансирует любой проект по определенной смете и свыше заложенной суммы денег не дает. Поэтому в случае «чрезвычайной ситуации» бухгалтерии приходится идти на определенные изыски. Хотя в данном случае бухгалтерия официально выступала исключительно как контролирующий орган: правильно ли оформлены туристические документы, все ли сделали страховку, купили билеты. Плюс не стоит забывать, что съемочный процесс организовывается на территории другого государства. Казалось бы, такая мелочь, как чек (только благодаря этому фискальному документу можно доказать, что в силу производственных нужд было куплено то-то и то-то) в данных случаях важен для бухгалтерской отчетности как никогда. Но Россия практически не принимает иностранные чеки к бухгалтерской, налоговой и прочим видам финансовой отчетности.

Поэтому самый главный принцип, которым приходится руководствоваться бухгалтерии продакшенов при расчетах, — личные «взаимоотношения». Ведь налоговая — это до мозга костей бюрократическая структура, которой не объяснишь, что актеры — люди творческие, поэтому устроили из гостиницы площадку для военных действий.

Ирина МЕЛЕХОВА

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...