Учесть продажу ОС

Учесть продажу ОС

26.02.2007

Практика камеральных проверок показывает, что множество ошибок при расчете налога на прибыль связано с реализацией амортизируемого имущества. Особенно в случаях, когда от этой продажи получен убыток. О том, как правильно отразить эти операции в налоговом учете, рассказывает Ирина КИСЕЛЕВА.

Шаг 1. Считаем доходы

Как правило, порядок перехода права собственности на реализуемое имущество прописывают в договоре. Но если такого пункта нет, то по умолчанию право собственности у покупателя возникает в момент передачи имущества (ст. 223 ГК). Обратите внимание: это может быть не только дата вручения вещи непосредственно приобретателю, но и сдача ее перевозчику или на почту для отправки покупателю (ст. 224 ГК).

У организации-продавца обязанность по уплате налога на прибыль возникает с момента перехода права собственности на объект к покупателю. Оформляют ее актом приемки-передачи основных средств. Выручку от продажи основных средств и расходы, связанные с их реализацией, учитывают обособленно по каждому объекту. Шаг 2. Вычитаем расходы

Чтобы определить финансовый результат от реализации основных средств, доходы уменьшают на расходы. В расходы при этом включают (п. 1 ст. 268 НК):

  • остаточную стоимость реализуемого имущества;
  • сумму расходов, связанных с его продажей.

Остаточную стоимость рассчитывают на основе данных налогового учета. Ее определят так: из первоначальной стоимости вычитают начисленную амортизацию.

Расходы, связанные с реализацией имущества, могут быть такие. Например, при продаже здания договором или законодательством может быть предусмотрено проведение независимой оценки объекта. В этом случае фирма учтет затраты на экспертов по пункту 1 статьи 268 Налогового кодекса. В состав расходов можно включить суммы, уплаченные за снятие объекта с учета или регистрации. Если, конечно, этот порядок предусмотрен соответствующим законодательством или договором.

Можно учесть в затратах и сумму, уплаченную ранее по договорам страхования имущества. Дело в том, что после продажи основного средства права и обязанности по договору страхования переходят к покупателю (ст. 960 ГК). Поэтому расходы по страхованию реализованного объекта к продавцу уже не имеют никакого отношения. Эта ситуация может возникнуть, например, при продаже автотранспортных средств. С одной стороны, у продавца будут расходы по страховым взносам ОСАГО, уплаченным до конца срока действия договора страхования. Их учтем, как расходы, связанные с реализацией автомобиля. С другой стороны, после расторжения договора ОСАГО страховщик возмещает продавцу часть переплаченных страховых взносов. Их фирма учтет как внереализационные доходы.

Еще один вид затрат, который покупатель и продавец могут предусмотреть в договоре, — расходы по обслуживанию и транспортировке имущества до покупателя. С транспортировкой вроде бы все понятно. А вот расходы по обслуживанию могут возникнуть, например, при реализации недвижимости. Дело в том, что право собственности на объект недвижимости может перейти спустя несколько месяцев после фактической передачи по акту между продавцом и покупателем. Однако до момента получения документа о регистрации права собственности новым владельцем возникают расходы по коммунальным платежам. По взаимной договоренности их может учитывать фирма-продавец здания. При снятии объекта недвижимости с учета у продавца эти расходы можно включить в состав расходов, связанных с реализацией амортизируемого имущества (п. 1 ст. 268 НК). Шаг 3. Учитываем финансовый результат

Прибыль или убыток от реализации амортизируемого имущества определяют на дату признания дохода на основании данных учета по каждому объекту. Если в результате продажи имущества получена прибыль, то ее включают в состав доходов от реализации.

Если был получен убыток, то его учитывают равными долями в течение определенного периода. Этот период рассчитывают так: из срока полезного использования имущества вычитают фактический срок его эксплуатации до момента реализации (п. 3 ст. 268 НК). Однако этого порядка следует придерживаться лишь при продаже амортизируемого имущества.

На цифрах

ООО «Ромашка» продает основное средство за 118 000 руб. (в том числе НДС — 18 000 руб.). Его первоначальная стоимость — 200 000 руб., сумма начисленной амортизации к моменту продажи — 80 000 руб.

Срок полезного использования основного средства — пять лет. В «Активе» его эксплуатировали два года.

Убыток от продажи составит:
118 000 руб. – 18 000 руб. – (200 000 руб. – 80 000 руб.) = 20 000 руб.

Этот убыток нужно списывать равномерно в течение трех лет (5–2).

Ежемесячно «Ромашка» может уменьшать прибыль на 556 руб. (20 000 руб. / 3 года / 12 мес.).

Обратите внимание: убыток от продажи основных средств в бухгалтерском учете нужно включить в расходы единовременно. Ведь требования о частичном включении убытка в расходы в бухучете нет. Так что в этом случае фирме придется создавать отложенное налогообложение. Шаг 4. Заполняем налоговые регистры

В налоговом учете данные о списании проданных основных средств отражают в трех налоговых регистрах:

  • регистре учета операций выбытия имущества, работ, услуг, прав;
  • регистре-расчете «Финансовый результат от реализации амортизируемого имущества»;
  • регистре информации об объекте основных средств.

Если фирма получила убыток от продажи основного средства, то дополнительно заполняют регистр учета расходов будущих периодов.

Ирина КИСЕЛЕВА

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное