Лизинговый платеж: единый и неделимый?

Лизинговый платеж: единый и неделимый?

13.02.2007 распечатать

Лизинг набирает обороты. Фирмы, которые в прошлом году закончили «выкуп» имущества, в настоящее время «подбивают» итоги по налогам. А для тех, кто только сейчас просчитал все преимущества финансовой аренды, самое время заключать соглашения с лизинговыми компаниями.

Договор лизинга: ключевые моменты

По своей сути лизинг — это аренда. Существует много его разновидностей, но наиболее распространенная форма — это финансовый лизинг. Обычно его механизм выглядит так. Например, фирме (лизингополучателю) нужен автомобиль. Она обращается в лизинговую компанию (лизингодателю). Та берет деньги в банке, покупает выбранную заказчиком машину, добавляет к этому кредиту определенный процент за свои услуги. Далее фирма платит аванс и забирает авто. После чего в течение нескольких лет погашает оставшуюся сумму в порядке, который прописан в договоре.

В договоре лизинга обычно существует несколько важных моментов, на которые бухгалтеру нужно будет обращать внимание при налогообложении лизинговых операций. Во-первых, в соглашении прописано, кто будет содержать имущество на своем балансе. Законодательство позволяет делать это как лизинговой компании, так и ее заказчику. Как правило, объект содержится на балансе лизингодателя.

Также договор включает график перечисления лизинговых платежей. В соответствии с Законом «О финансовой аренде (лизинге)» (от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ), под ними понимают общую сумму, уплаченную по договору за весь срок его действия. В нее входит возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей имущества заказчику, оплата других услуг, предусмотренных соглашением, а также доход лизингодателя. В общую сумму договора лизинга может включаться и выкупная цена предмета финансовой аренды.

Величину выкупной цены определяет лизинговая компания. Эта сумма никак не связана ни с первоначальной, ни с остаточной стоимостью переданного в аренду оборудования. В принципе, она может быть любой, даже символической. Дело — в нюансах. Например, налоговое законодательство предоставляет организациям право учесть в расходах по налогу на прибыль суммы лизинговых платежей (подп. 10 п. 1 ст. 264 НК). Однако не позволяет списывать затраты на приобретение или создание амортизируемого имущества, то есть на выкуп предмета лизинга (п. 5 ст. 270 НК). Если у вас выкуп — пять рублей, а остальное — лизинговый платеж, то его и списываете. Выгодно? Вроде бы да. Но контролеры в этом случае могут признать всю сумму лизинговых платежей выкупной ценой, а также назначить проведение мероприятий по правильности применения цены по сделке. Они имеют право это сделать, если, в частности, стоимость товара отклоняется от цены, применяемой этой же организацией к аналогичной продукции более чем на 20 процентов.

Налоговые органы настаивают на разделении лизинговых платежей и выкупной цены имущества. Однако в большинстве договоров финансовой аренды стоимость выкупа входит в состав платежей и отдельно не выделяется. А право собственности переходит к лизингополучателю после уплаты всех «взносов». По мнению контролеров, в этом случае организация не вправе учесть расходы в размере полной суммы лизинговых платежей. То есть при определении выкупной стоимости предмета лизинга наиболее оптимально придерживаться реальной рыночной стоимости имущества с учетом его износа на дату выкупа. Также можно предусмотреть условие о зачете части взносов в выкупную цену предмета лизинга. В этом случае фирма не сможет учитывать всю сумму оплаты финансовой аренды в текущих расходах, но подстрахует себя от судебных разбирательств с налоговиками.

Впрочем, в арбитраже сложилась определенная практика по этой проблеме. Суд толкует определения закона о лизинге буквально и полагает, что лизинговый платеж, который включает в себя несколько самостоятельных сумм, — един в рамках одного договора финансовой аренды (постановление ФАС Северо-Западного округа от 13 февраля 2006 г. № А52-3303/2005/2).

Арбитражные судьи также считают, что налоговики необоснованно выделяют выкупную цену в качестве самостоятельной части лизингового платежа. Следовательно, налогоплательщик вправе учесть в качестве текущих расходов суммы лизинговых платежей, не выделяя выкупную цену предмета лизинга. Когда возмещать НДС?

Аналогичная ситуация для лизингополучателя складывается и при возмещении НДС. Когда его можно принять к вычету? Налоговики считают, что сразу этого сделать нельзя. И опять же, разделяя лизинговый платеж на выкупную стоимость и вознаграждение компании (с дополнительными расходами), принимают к вычету только ту часть налога, которая относится к проценту удорожания и прочим услугам лизингодателя. А остальную часть они готовы принять, только когда имущество окажется на счете 01 «Основные средства» у нового собственника — лизингополучателя. То есть после полного погашения всех платежей. При этом контролеры руководствуются положениями пункта 1 статьи 172 НК, который говорит о том, что вычетам подлежат только суммы налога после принятия товара на учет.

У Минфина — противоположная точка зрения. Чиновники этого ведомства считают, что неважно, включена выкупная стоимость в лизинговый платеж по условиям договора или нет, — вычет НДС следует производить в полной сумме (письмо от 7 июля 2006 г. № 03-04-15/131).

Арбитражная практика показывает, что судьи в таких ситуациях обычно также поддерживают компании. В качестве иллюстрации можно привести следующий пример. Фирма взяла в лизинг оборудование и перечисляла деньги согласно графику лизинговых платежей. Вычеты по НДС производились после оплаты выставленных счетов-фактур. По результатам налоговой проверки инспекция отказала налогоплательщику в праве на вычеты и доначислила налог на добавленную стоимость. В качестве оснований для такого решения контролеры привели следующие аргументы. В счетах-фактурах, предъявленных для налогового вычета, не указаны наименования, объем, стоимость и количество основных средств. Также указано, что представленные счета свидетельствуют о частичной оплате нематериальных активов, тогда как вычеты сумм налога производятся в полном объеме только после принятия на учет основных средств или нематериальных активов. Суд посчитал несостоятельными доводы налоговиков. Логика его рассуждений такова. Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами (п. 1 ст. 172 НК). По договору финансовой аренды арендодатель собирается приобрести в собственность имущество у продавца и предоставить его арендатору за определенную плату (ст. 665 ГК). То есть использование имущества осуществляется постоянно, а не в какой-то момент времени (окончания действия договора). Лизинговые платежи — это фактически арендная плата за пользование имуществом. В налоговом законодательстве отсутствует условие о возможности предъявления уплаченного налога на добавленную стоимость только после полного исполнения условий договора. Доводы налогового органа о несоответствии счетов-фактур требованиям их заполнения также отклонены судьями. Потому что они включают в себя не только оплату стоимости основных средств, а, скорее, являются счетом на оплату аренды (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 15 июня 2004 г. № Ф04/3251-499/А70-2004). Кто имущество содержит, тот его и амортизирует

Амортизацию на имущество, переданное в лизинг, начисляет тот, кто содержит его на балансе. Налоговое законодательство позволяет ему применять повышающий коэффициент, но не более 3 (ст. 259 НК).

Если лизингополучатель учитывает полученную технику на своем балансе, то списывать на расходы он может только разницу между месячным платежом и начисленной амортизацией по этому имуществу (подп. 10 п. 1 ст. 264 НК). Если же оборудование учитывает у себя лизинговая компания, то ее клиент может списывать всю сумму лизингового платежа как прочие расходы.

В первом случае налоговые органы расценивают имущество, переданное в лизинг, как амортизируемое основное средство. На этом основании они включают в расходы предприятия, уменьшающие налогооблагаемую базу, только суммы начисленной амортизации. И не принимают суммы лизинговых платежей в части, ее превышающей.

Интересное дело по этой теме рассматривалось ФАС Московского округа (постановление от 1 июня 2005 г. № КА-40/5096-05). Общество (лизингополучатель), согласно договору финансовой аренды, получило определенное имущество, учло его на своем балансе и амортизировало его с применением коэффициента 3. По итогам камеральной проверки ИФНС сделала вывод, что обществом использована конструкция договора лизинга, позволяющая значительно сократить срок амортизации.

Объекты, переданные в лизинг, относятся к амортизационной группе № 9 (Классификация основных средств, утвержденная постановлением правительства № 1 от 1 января 2002 г.). Срок полезного использования составляет 25—30 лет. Налогоплательщик может применить коэффициент 3. Инспекторы посчитали, что срок полной амортизации будет 8 лет и 5 месяцев. Поскольку срок лизинга меньше, инспекция исключила из состава расходов общества суммы выплаченных платежей в части, превышающей суммы начисленной амортизации. И по результатам проверки выставила штраф и обязала фирму доплатить налог на прибыль. Дело прошло три круга. Суд первой инстанции поддержал ИФНС. Он исходил из того, что заявителем был занижен срок амортизации. Апелляционная инстанция отменила решение суда. На этот раз судьи возразили, что в налоговом законодательстве вообще отсутствует понятие «срок амортизации» и поддержали налогоплательщика. Федеральный арбитраж также принял сторону общества в этом запутанном деле и подтвердил, что суммы лизинговых платежей в части, превышающей начисленную амортизацию, были правильно отнесены в состав расходов. Налоговики и судьи против схем

Отказывая в возмещении НДС, и судьи, и налоговики солидарны в том случае, если налицо все признаки схемы ухода от налогов. ИФНС № 5 не приняла НДС к вычету, усмотрев в сделке одной фирмы цель получения необоснованной налоговой выгоды. Компания подала иск о неправомерности данного решения. Суд оценил все обстоятельства, сопровождающие данную сделку, и сделал вывод, что они свидетельствуют об отсутствии цели ведения хозяйственной деятельности и желании получить из бюджета конкретную сумму. Арбитраж обратил внимание на следующие моменты. Все участники сделок составили акты приема-передачи оборудования (самолетов) в один день, когда и был заключен договор. Счета-фактуры также составлены в один день.

Кроме того, у компании отмечено отсутствие денежных средств при наличии кредитной линии. И, наконец, не просматривалась разумная хозяйственная цель всей этой операции. В данном случае суд принял сторону налоговой инспекции (постановление ФАС Московского округа от 11 октября 2006 г. № КА–А40/9853-06).

– Схемы с использованием договора лизинга всегда привлекали налогоплательщиков также ускоренным включением стоимости имущества в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, — говорит Александр Рульков.

– Иногда это делается так. В целях обложения налогом на имущество за основу берется стоимость объекта по данным бухгалтерского учета, для которого ускоренный коэффициент не предусмотрен. На практике подавляющее число налогоплательщиков устанавливает в бухгалтерском учете срок полезного использования в 3 раза короче, чему способствует обтекаемая формулировка ПБУ 6/01: «Сроком полезного использования является период, в течение которого использование объекта основных средств приносит экономические выгоды (доход) организации».

В результате: ускоренное признание расходов в налоговом учете, экономия на налоге на имущество, отсутствие разниц между бухгалтерским и налоговым учетами. Можно говорить о повышении налоговых рисков в тех случаях, когда «лизинговая компания» создается исключительно в целях достижения налоговой экономии.

Не секрет, что действующее законодательство содержит формулировки, позволяющие минимизировать налоги в случае, когда предмет лизинга учитывается на балансе лизингополучателя. Предположим, имущество стоит 3 рубля и имеет срок полезного использования 3 года. Ускоренный коэффициент амортизации не применяется. Договор заключен на год. Имущество — на балансе лизингополучателя. В первый год расходы в виде лизинговых платежей составили 3 рубля, амортизация — 1 рубль.

Если имущество, полученное по договору лизинга, учитывается у лизингополучателя, то расходами, уменьшающими налог на прибыль у него же, признаются арендные платежи за вычетом суммы амортизации по этому имуществу. Соответственно, расходы, уменьшающие налог на прибыль, — 3 рубля. На второй и третий год лизингополучатель (уже не в рамках договора) снова начислит амортизацию в размере 1 рубль в год. В связи с этим суммарный расход лизингополучателя вместо 3 рублей за 3 года составит 5 рублей, причем 3 из них он признает в первый же год.

Реакцию налоговых органов на это предугадать не сложно. Однако из будущего судебного разбирательства налогоплательщик вполне может выйти победителем.

комментарий

Директор департамента аудита консалтинговой группы «ИНТЕЛИС» Александр Рульков:

– В настоящее время сложилась арбитражная практика, однозначно указывающая, что лизинговый платеж является единым. В спорах с налоговыми органами лизингополучатели успешно отстаивают право на включение его (в том числе в части выкупной стоимости имущества) в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Контролирующие органы имеют противоположную точку зрения на эту ситуацию. Они считают сумму выкупной стоимости авансовым платежом, который фирма-заказчик платит лизингодателю. И до перехода права собственности на имущество эта сумма должна учитываться у лизингополучателя в составе выданных авансов, участвующих в формировании первоначальной стоимости предмета лизинга.

В ответ на это компании стали оформлять отдельный договор купли-продажи имущества, чтобы зафиксировать переход права собственности. Он составлялся после окончания срока лизингового соглашения. В этом случае платежи, которые вносились по договору лизинга, можно в полном объеме включать в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Сумма, за которую был продан объект, сформирует первоначальную стоимость амортизируемого имущества. Однако, как правило, договор купли-продажи заключается на сумму значительно меньше 10 000 рублей, что позволяет включить ее в состав материальных расходов.

В принципе, лизингополучатели вправе самостоятельно решить, как они будут учитывать выкупную цену предмета лизинга — либо в составе прочих расходов, либо через амортизацию.

Лизингополучателям можно не опасаться неблагоприятных последствий, связанных с налоговыми вычетами по НДС. Минфин и арбитражные суды придерживаются одинакового мнения по этому поводу. В случае включения сумм выкупной стоимости имущества в лизинговые платежи лизингополучатель может производить вычет НДС в полной сумме на основании счетов-фактур, выставленных лизинговой компанией.

Елена Камалова

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...