Когда фирма постоянно себя «уточняет» — это настораживает

Когда фирма постоянно себя «уточняет» — это настораживает

12.02.2007 распечатать

У налогоплательщиков часто возникают вопросы о работе инспекций. Наши читатели получили возможность задать их заместителю начальника межрайонной ИФНС № 16 по Московской области Елене Морозовой и заместителю начальника отдела работы с налогоплательщиками Нине Бродневой.

– Каждый раз приходится тратить очень много времени на сдачу отчетности, везде большие очереди. Слышала, что скоро все документы можно будет сдавать в «одно окно».

E. М. – К сожалению, эта система работать пока не может. Одна из причин заключается в том, что сроки представления отчетности в налоговую инспекцию и в фонды никак не позволяют сдать всё за один раз. Например, годовую декларацию по взносам на обязательное пенсионное страхование налогоплательщики нам представляют до 30 марта. А перед ПФР они должны отчитаться до 1 марта.

– Елена Викторовна, иногда сомневаюсь, правильно ли я считаю налоги по какой-то операции. Хочется посоветоваться с грамотным специалистом. Могу ли я получить консультацию в налоговой инспекции?

– Да, у нас работает телефон Горячей линии. На вопросы налогоплательщиков отвечают начальники отделов или их заместители. Хотелось бы обратиться к тем, кто звонит на линию: четко формулируйте вопросы и побольше конкретики. А то иногда получается так: налогоплательщик задал вопрос и мы ответили исходя из тех «вводных» данных, которые были сформулированы. А потом оказывается, что подразумевал он совсем другое. Из-за того что человек не рассказал подробно о своей ситуации, он получил неточную консультацию.

– Допустим, я сделала так, как мне посоветовали в налоговой. А при проверке получила за это санкции. Могу ли я сослаться на то, что следовала рекомендациям инспекции?

– Если вы посылали запрос и получили ответ в письменной форме, то да. Если ответ оказался неверным и в результате был недоначислен какой-то налог, то платить эту сумму все равно придется, а вот штрафные санкции могут быть сняты.

– Нина Григорьевна, сейчас мы с директором решаем вопрос о переходе на сдачу отчетности в электронном виде. Я пока против. Хочется сначала все выяснить. Насколько четко работает эта система? Когда я сдаю отчет в окно, то уверена — он принят. А тут буду сомневаться — дойдет ли? Бывает ли так, что документы, отправленные по электронке, опоздали или совсем не были получены?

– Хочется напомнить, что с 1 января 2007 года фирмы, в которых работает более 250 человек, обязаны представлять отчетность в электронном виде. А с 2008 года на эту систему переходят и те, у кого количество работников более 100 человек.

Представление налоговой отчетности в электронном виде дает определенные преимущества. Направлять отчетность можно в любое время суток до 24 часов отчетной даты, дублировать налоговые декларации и расчеты на бумажных носителях не нужно. Плательщики, сдающие отчетность по телекоммуникационным каналам связи, будут регулярно получать от налоговых органов справочную информацию.

К сожалению, проблемы действительно есть. Главное, чтобы налогоплательщики четко отслеживали факт подтверждения приема отчетности инспекцией. Если оно не получено, надо звонить вашему оператору связи.

– Мы заплатили все налоги, но нам все равно начислили пени. Оказалось, что наши деньги попали в «невыясненные платежи». Сейчас пытаемся разобраться, почему так произошло. По-моему, сверки делаются очень долго. Скажите, какие сроки для этого предусмотрены?

E. М. – По закону, мы должны делать сверку в течение десяти дней. Но фактически приходится ставить налогоплательщика в очередь и проводить сверку где-то в течение месяца. Не хватает людей.

Чтобы избежать разногласий, при заполнении платежного поручения нужно быть очень внимательными. Сейчас процесс обработки информации предельно автоматизирован. И если вы, например, в какой-то графе укажете неправильную цифру, то документ с проставленной в нем суммой попадает в невыясненные платежи. Автоматически возникает недоимка и начисляются пени — это делает компьютерная программа.

Или, например, бухгалтер написал не тот КБК. В рамках одного бюджета мы еще можем сделать зачет, в другом случае налогоплательщик должен написать заявление о возврате неправильно перечисленных средств. Потом мы выполняем его просьбу и он опять платит налог. А все это время висит недоимка и не выдаются справки об отсутствии задолженности.

– А инспектор не должен позвонить налогоплательщику, если получены невыясненные суммы?

E. М. – Нет, сейчас этого не делается. Наша работа разделена на участки, каждый выполняет свою функцию. Один отдел принял, другой — ввел данные, третий — провел камеральную проверку декларации.

– Нина Григорьевна, нужно ли налогоплательщику самому считать пени? Дело в том, что мы налоги за октябрь заплатили в декабре...

– Да, лучше самим начислить и заплатить пени, чтобы не было задолженности по ним, когда потребуется справка об ее отсутствии. Иначе вы потеряете время.

Допустим, организация неправильно начислила налог, а потом подала уточненную налоговую декларацию. Плательщик освобождается от ответственности при условии, что до подачи уточненной декларации им была уплачена недостающая сумма налога и соответствующие пени (п. 4 ст. 81 НК).

– На 2007 год учетная политика нашей фирмы остается без изменения. Должны ли мы сдавать ее снова?

Н. Б. – Нужно сдавать учетную политику, даже если она остается без изменения. Учетная политика для целей налогообложения принимается с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации (п. 12 ст. 167 НК). Но, скорее всего, какие-то перемены все-таки будут, потому что они неизбежно следуют за изменениями в законодательстве, которые нужно учитывать (ПБУ 1/98).

Впрочем, я думаю, несмотря на то что учетная политика закреплена в законе, подписывается и заверяется в налоговой, она нужна прежде всего организациям.

– Нашу фирму недавно уже проверяли. А после того как мы подали уточненную налоговую декларацию, у нас опять затребовали документы и выставили штрафы, хотя в первый раз все прошло благополучно. Имела ли право инспекция так делать?

E. М. – Нужно внимательно прочитать акт проверки. Возможно, она проведена выборочным методом и декларация за данный период не проверялась. Кроме того, если ревизия прошла с положительным результатом, зачем подавали «уточненку»? Значит, представлена неверная информация за отчетный период.

Н. Б. – Уточненные декларации представляют часто, особенно в отношении вычетов по НДС по организациям, имеющим много обособленных подразделений. Забыли включить счет-фактуру, потом ее обнаружили и сдали новый расчет. Инспектор вправе затребовать у вас Книгу покупок и продаж за этот месяц. Если все нормально — претензий нет. Многие по 5 раз сдают «уточненку». Причем некоторые делают это специально, используя такой прием, как способ отсрочки уплаты налогов и возникших пеней. Когда фирма постоянно себя «уточняет» — это настораживает.

– Елена Викторовна, нашей организации была предоставлена рассрочка по уплате региональных и местных налогов и сборов. При проведении выездной проверки были обнаружены серьезные нарушения, и на руководителя заведено уголовное дело. Вправе ли налоговики из-за этого отменить свое решение об отсрочке уплаты налогов?

– Нет, не вправе. Это может сделать только суд.

– А если, например, проверка уже закончилась, а инспектор вспомнил, что он какие-то документы посмотрел невнимательно. Может он их затребовать по второму кругу? Или вообще устроить повторную проверку?

– Нет. Выездная проверка делается один раз. Инспекция, в которой вы стоите на учете, не имеет права по второму кругу проводить контроль того же периода без достаточных на то оснований. Повторный визит может быть проведен вышестоящим налоговым органом в целях контроля инспекции.

Кроме того, документы могут истребовать по встречным проверкам другие ИФНС, если проверят договор или сделку с участием вашей организации.

– Допустим, мы (комитент) передаем товар комиссионеру на реализацию. Должны ли мы сразу заплатить НДС со всего товара или будем перечислять по мере реализации комиссионером?

Н. Б. – Да, нужно заплатить сразу. Объект налогообложения по НДС у комитента возникает на день получения им денежных средств в виде сумм аванса в счет предстоящих поставок товаров от покупателя или на день принятия комитентом отчета комиссионера (подп. 2 п. 1 ст. 167 НК). Указанные суммы подлежат обложению НДС в порядке, установленном пунктом 1 статьи 154 Налогового кодекса.

– Я работаю бухгалтером в нашей фирме недавно. И вот выясняется, что организация находится в состоянии выездной налоговой проверки, которая просто приостановлена. Законно ли это? На какой срок проверка может быть на время прекращена и по каким причинам?

E. М. – С 1 января 2007 года Налоговый кодекс устанавливает, что общий срок приостановления выездной налоговой проверки, если она началась уже в новом году, не может превышать шести месяцев. Причины, по которым возможно ее временное прекращение, указаны следующие: истребование информации или документов, касающихся проверяемой организации или какой-то сделки у других лиц; проведение экспертиз; перевод на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

– Нашу фирму давно не посещали налоговые органы с выездной проверкой. Я слышала, что с этого года введены некоторые изменения в порядок ее проведения. Расскажите о них подробнее. Например, меня интересует: как долго может продолжаться само мероприятие?

Н. Б. – Процедура проведения выездной налоговой проверки регулируется статьей 89 Налогового кодекса. С 2007 года законом от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ она изложена в новой редакции. Установлено, что налоговики могут проверять вашу фирму два месяца, но возможно продление срока до четырех, а в исключительных случаях — до шести месяцев. Это время исчисляется со дня вынесения решения о назначении данного мероприятия и до дня составления справки.

– А проверка подразделений осуществляется в эти же сроки?

– На проверку каждого филиала дается один месяц.

– В прошлом году моя фирма применяла две системы налогообложения — УСН и ЕНВД. В III квартале 2006 года доход превысил установленный максимум (20 миллионов рублей), и по оптовой торговле пришлось переходить на общий режим налогообложения. Допустим, мы продали товар в период УСН. А деньги за него получили уже после того, как перешли на общий режим. Нужно ли их учитывать при расчете налога на прибыль? И как рассматривать средства, которые мы потратили на оплату своих прошлых, «упрощенных», долгов?

E. М. – При переходе на общую систему налогообложения средства, уплаченные вами за товары, реализованные в период применения УСН, признаются доходами и облагаются налогом на прибыль. А погашение задолженности перед поставщиками соответственно считается расходами. И уменьшает базу. Эти доходы и расходы признаются на дату перехода на другую систему. Такой порядок устанавливает статья 346 Налогового кодекса для предприятий, которые начинают применять метод начислений. А Минфин в своем письме (письмо от 23 октября 2006 г. № 03-11-05/237. — Прим. ред.) разъясняет, что эти правила применимы и для предпринимателей, меняющих УСН на общий режим налогообложения. При этом начисленные, но неоплаченные суммы могут быть учтены в составе внереализационных доходов и расходов как прибыль и убытки прошлых лет, выявленные в текущем налоговом периоде.

Благодарим www.saldo.ru и www.audit-it.ru за информационную поддержку при организации Горячей линии

БИОГРАФИИ

Нина Броднева родилась 5 марта 1951 года в г. Пензе. В 1972 году закончила Казанский Финансово-Экономический институт. Трудилась экономистом в различных научно-исследовательских институтах. С 1992 года работает в налоговой инспекции г. Щелково. Нина Броднева начала свой путь в этом учреждении с должности старшего государственного налогового инспектора. С 2003 года по настоящее время трудится заместителем начальника отдела работы с налогоплательщиками.

За отличную работу неоднократно награждалась почетными грамотами Управления Федеральной налоговой службы по Московской области, имеет медаль «В память 850-летия Москвы». Стаж работы в области экономики и финансовой деятельности — 35 лет.

Замужем, воспитывает двоих детей.

Елена Морозова родилась 28 февраля 1969 года в с. Петровское Щелковского района Московской области.

В 1995 году закончила Академию труда и социальных отношений. В 1991 году начала работать в налоговой инспекции в должности государственного налогового инспектора. В 2004 году назначена заместителем начальника межрайонной ИФНС № 16 по Московской области.

Неоднократно награждалась почетными грамотами Министерства по налогам и сборам, Управления Федеральной налоговой службы. Среди других наград — почетная грамота Московской областной думы, медаль «В память 850–летия Москвы», знак отличия «Отличник ФНС России». Стаж работы в области экономики и финансовой деятельности — 20 лет.

Замужем, воспитывает двоих детей.

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.