Удобные знания

Удобные знания

02.02.2007

Темп жизни современного финансового директора очень высок. Число задач, которые ему необходимо решить в срок, увеличивается в геометрической прогрессии, а количество времени, увы, очень ограниченно. Поэтому представители финансовой службы компании стремятся сэкономить драгоценное время везде, где только представляется возможным. Это касается и образования, не важно – личного или корпоративного, факт налицо – в последнее время все большую популярность завоевывает дистанционная форма обучения, так называемый e-learning. Его использование позволяет финансистам не только сберечь собственное время, но и эффективно использовать электронное обучение для снижения затрат компании на образование сотрудников. Поговорим о том, что же такое e-learning и в чем заключается его привлекательность для бизнеса.

Первой ласточкой в сфере дистанционного образования можно считать заочную форму обучения, которая получила широкое распространение в Советском Союзе. Впоследствии, когда прогресс в области информационных технологий и телекоммуникаций достиг высокого уровня, в мире появился новый, более удобный вариант получения знаний – e-learning. Очевидно, что заочным образованием в наше время никого не удивишь, а вот электронное вызывает растущий интерес, и в первую очередь у представителей бизнес-сообщества. Как все начиналось

Можно выделить несколько причин возникновения такой формы обучения, как е-learning. На Западе очное образование являлось достаточно дорогим удовольствием, поэтому электронный способ получения знаний стал менее затратной альтернативой. Кроме того, нехватка и дороговизна высококвалифицированных преподавателей снижали качество очной формы обучения. Технологии развивались все быстрее, а подготовить необходимое количество специалистов в краткосрочной перспективе при существующей системе образования не представлялось возможным. Это стало еще одной предпосылкой для появления в мире электронного обучения. Кроме того, в некоторых государствах, например США, дистанционное образование позволило решить еще одну серьезную задачу. Крупные компании, владеющие разветвленной сетью филиалов, сталкивались с трудностями при обучении сотрудников в своих подразделениях. Ведь для того, чтобы повысить уровень знаний всех работников, предприятию следовало воспользоваться услугами инструктора, который должен был систематически объезжать филиалы фирмы, или организовывать командировки своих сотрудников в специализированные учебные центры, неся при этом значительные расходы. В данном случае дистанционное обучение стало спасением для многих крупных компаний.

В России e-learning начал появляться в конце 90-х годов. Тогда в стране стали производиться первые серьезные разработки в области дистанционного образования. Чуть позже на отечественный рынок начали выходить крупные международные провайдеры e-learning. Благодаря многолетнему опыту зарубежных компаний отечественное электронное образование вышло на более высокий уровень и в настоящее время продолжает активно развиваться. Выбор есть!

Рассмотрим, что представляет собой электронное образование. E-learning можно определить как обучение, осуществляемое посредством электронных носителей – в широком смысле этого слова (CD-ROM, видеоконференции, доступ к материалам через сети разного уровня и т. д.). В современном виде e-learning предполагает также обязательный элемент интерактивности. Например: построение курса в зависимости от уровня подготовки студента, оценка приобретенных знаний после прохождения тренинга, возможность задавать вопросы при онлайн-сессии и т. д. Стоит отметить возможность администрирования процесса обучения, которая предоставляется большинством поставщиков решений e-learning. Важно выделить две составляющие электронного курса:
1. LMS (learning management system) – среду, которая позволяет учиться;
2. содержание самого курса.

Опыт показывает, что для полноценного образования одинаково важны оба эти элемента. Однако в каждом конкретном случае предприятие выбирает наиболее удобный вариант электронного обучения. Предположим, компания имеет разветвленную сеть удаленных офисов, желает одновременно или планово проводить обучение сотрудников, централизованно собирать статистические данные в ходе образовательного процесса и иметь возможность гибко управлять процессом обучения. В данной ситуации без LMS фирме не обойтись. Только специализированная система поможет организации решить все поставленные задачи. Конечно, данный способ повышения уровня знаний сотрудников предусматривает затраты на приобретение и установку LMS и требует подготовки администраторов в компании для работы с этой системой. На российском рынке представлено большое количество отечественных и западных LMS-систем с самыми разными возможностями и стоимостью. Компаниям с меньшим числом сотрудников, осуществляющим эпизодическое, точечное обучение, можно выбрать более простое решение. Например, фирма покупает диски с необходимым курсом и устанавливает программу на персональный компьютер каждому работнику. Или другой вариант – организация предоставляет возможность своим сотрудникам получать образование через Интернет, с серверов компаний, предлагающих электронное обучение. В этом случае руководство предприятия зачастую не может непосредственно контролировать ход обучения и управлять процессом, но сам контент будет донесен до слушателя. Таким образом, определяющими критериями при выборе оптимального варианта дистанционного образования являются задачи и возможности компании.

Хочется также сказать несколько слов о содержании курсов. Прошли те времена, когда электронные продукты, например для пользователей офисных программ, представляли собой скриншоты соответствующих разделов справки. Современные курсы ведущих компаний очень хорошо проработаны методически. Они могут содержать аудио- и видеофрагменты, предварительные и финальные тестирования, элементы симуляции (например, фрагменты бизнес-игр). Подтверждением высокого качества курса является официальное одобрение его известными компаниями (например, для IT это Microsoft, Oracle, IBM). И хочется...

Самое главное преимущество дистанционного обучения – слушатель может получать знания тогда, когда ему нужно, в том темпе, который ему больше подходит, и в том месте, где ему удобно. Это позволяет компании сэкономить на транспортировке учащихся и сократить временные издержки на их образование. При этом работник может получать знания маленькими порциями, когда у него есть для этого время и настроение. Таким образом, сотрудник обучается практически без отрыва от производства.

Второе преимущество дистанционного образования – его цена. Стоимость очных курсов чрезвычайно высока. Не каждое предприятие имеет возможность направлять своих сотрудников для повышения квалификации на различные тренинги. Электронное обучение помогает решить данную проблему, поскольку оно всегда дешевле, чем услуги инструктора.

Можно выделить еще одно положительное качество дистанционного образования. Содержание курсов e-learning всегда соответствует заявленным темам. Нередко сотрудники, которые занимаются с конкретным преподавателем, сталкиваются со следующими трудностями: тренер недостаточно разбирается в теме курса, не устраивает учащегося по манере подачи материала или же вызывает личную антипатию. Дистанционное образование позволяет избежать подобных проблем. Ведь каждый курс составлен профессионально, тщательно «отшлифован», неоднократно опробован на практике. Учащийся получает полноценную качественную информацию по выбранной теме и проверяет уровень приобретенных знаний посредством специальных тестов. Поэтому дистанционное образование, согласно многочисленным исследованиям, нередко бывает эффективнее и надежнее классического. ...и колется

Удивительно, но некоторые преимущества е-learning, с другой стороны, являются недостатками подобной формы образования. Так, возможность сотрудника самостоятельно выбирать, когда, как и где получать знания, становится основной проблемой при внедрении электронного обучения. Поэтому главной задачей компании является грамотная мотивация персонала и организация процесса обучения. Каждая фирма выбирает свой способ стимулирования сотрудников, который позволит ей не потерять преимущества электронной формы обучения и в то же время повысить уровень знаний своих работников. Ведущие российские поставщики e-learning-решений помогают своим клиентам эффективно справляться с проблемой мотивации сотрудников на электронное обучение.

Еще одна трудность состоит в том, что работники изначально негативно относятся к дистанционному обучению. Существуют определенные группы людей, которые без проблем используют электронную форму получения знаний, например программисты, которые привыкли воспринимать информацию с экрана монитора. Причем, как правило, сложностей с мотивацией таких сотрудников на обучение средствами e-learning не возникает. Есть также люди, которые предпочитают получать подробное изложение материала в устной форме и иметь возможность личного контакта с преподавателем. Именно они, как правило, выступают против образования посредством решений e-learning. Чтобы изменить подобное отношение, часто бывает достаточно пройти один-два высококачественных электронных курса. То ли еще будет

В то время, когда электронное образование только начало появляться в России, эксперты предсказывали ему бурное развитие и блестящее будущее. Ведь на первый взгляд все предпосылки к этому были – страна большая, инфраструктура, в частности Интернет, на высоком уровне, квалифицированных преподавателей в бизнес-сфере недостаточно и т. д. Однако бума не возникло, и интеграция электронного образования проходила достаточно тяжело. Виной тому, например:

  • появление на отечественных рынках некачественного дешевого контента, которое повлекло за собой стойкое негативное отношение пользователей к e-learning;
  • высокий уровень и авторитет академического образования в стране;
  • разрыв в цене между электронным обучением и очным невелик, поэтому выгода от е-learning для пользователя неочевидна;
  • недостаточное количество русскоязычного контента;
  • электронное образование недостаточно пропагандировалось в СМИ.

    Однако сейчас ситуация в стране постепенно меняется. Зарплаты преподавателей повышаются, на рынках предлагается все больше качественного контента, вследствие чего многие пользователи изменяют свое отношение к электронному образованию. Количество русскоязычных курсов увеличивается, а в СМИ появляется масса информации о такой форме образования, как e-learning. Поэтому можно предположить, что самый пик развития электронного обучения в России еще впереди.

    Тимур Рахимбабаев, директор учебного центра RRC

  • Поделиться

    конверт подписки
    Подпишись на рассылку

    Выбор читателей

    Интересное