Аудитор со стороны: друг, а не враг

Аудитор со стороны: друг, а не враг

02.02.2007

Аудитор, если это действительно грамотный и опытный профессионал, может оказать реальную помощь в первую очередь руководителю предприятия. Причем речь здесь идет не только о проверке правильности ведения бухгалтерского учета и отчетности. Аудит в современном понимании давно вышел за рамки простой проверки достоверности данных, содержащихся в отчетах предприятия. По крайней мере, серьезные аудиторы, даже если имеющийся у них контракт не предусматривает ничего иного, никогда этим не ограничиваются.

По закону компания обязана проводить аудит своей бухгалтерской отчетности только в нескольких случаях. Например, это касается предприятий, выручка от реализации которых, без учета НДС, превышает 50 миллионов рублей либо сумма активов баланса которых превышает 20 миллионов рублей. Обязательному аудиту подлежит также бухгалтерская отчетность предприятий определенных организационно-правовых форм (открытые и закрытые акционерные общества). Вместе с тем практический опыт работы показывает, что законодательно «вмененная» обязанность таит в себе опасность: руководитель предприятия может привыкнуть к исключительно формальному подходу к вопросу выбора аудитора и проведения аудита. Аудиторская компания в этом случае может быть определена по принципу: наиболее дешевая с точки зрения стоимости услуг и наиболее покладистая с точки зрения требований соблюдения стандартов аудита. Но такой подход может негативно сказаться на работе компании. Не просто проверка

В настоящее время качественное оказание услуг по аудиту невозможно без подключения к работе специалистов самых разных профилей. Как правило, это не только грамотные бухгалтеры и специалисты по методологии ведения бухгалтерского учета, но и юристы, специализирующиеся на вопросах корпоративного права, налогового законодательства, лицензирования и т. п. Каждая, даже небольшая аудиторская компания имеет в своем штате экономистов, способных дать квалифицированную консультацию по вопросам корпоративных финансов, проектного финансирования, постановки бюджетирования, управленческого учета и контроля. Многие из таких организаций являются партнерами серьезных разработчиков программного обеспечения по автоматизации бухгалтерского учета и процессов управления предприятием (модная тенденция внедрения ERP-систем среднего и высокого уровня), а также имеют подразделения, специализирующиеся на оказании услуг по анализу и оптимизации бизнес-процессов, принятых в организации.

Таким образом, современная аудиторская компания – это команда профессионалов, которые оказывают консультационные услуги в области эффективного бизнес-администрирования, могут вовремя обратить внимание руководства компании на потенциальные риски, предложить возможные решения, обрисовать перспективы развития.

Перспектива очень многих предприятий, осуществляющих успешную экспансию на рынке, – открытие и публичность, выход на биржевые площадки привлечения капитала. В этой связи очень важно, чтобы с самого начала деятельности компанию сопровождал независимый аудитор. Стандартное требование для подготовки и выхода на IPO – наличие составленной в соответствии с международными стандартами аудированной отчетности минимум за три предыдущих года. Причем чем раньше компания начнет работать с аудитором, тем дешевле эти услуги ей обходятся. Существенно проще завязывать отношения тогда, когда обороты не вышли на многомиллионный уровень, организационная структура находится в стадии формирования и бизнес-процессы только отлаживаются. Реструктуризация и реинжиниринг бизнес-процессов, которые приходится проводить перед выходом на биржу, обойдутся дороже. К тому же существует вероятность, что аудит такого предприятия может завершиться заключением, что выход его на IPO вообще невозможен.

Наличие аудированной отчетности – базовое требование кредитных комитетов банков. Причем, как правило, чем выше уровень компании-аудитора, тем больше шансов на снижение ставок банковских процентов за использование кредита. Это означает, что затраты по привлечению профессиональных аудиторов, иногда совсем не маленькие, в итоге можно окупить. Аудитор «по размеру»

Предприятие, которое создается под реализацию крупного проекта, требующего крупных инвестиций и привлечения серьезных сторонних инвесторов (банков, инвестиционных фондов), должно с самого начала думать о том, чтобы привлечь в качестве компании-аудитора знаменитый бренд. Ответ на вопрос «Кто является аудитором проекта?» может сразу укрепить позиции фирмы перед потенциальными инвесторами. Конечно, известный бренд может потребовать (и, как правило, требует) серьезных затрат. Очень неприятно и то, что эти расходы придется нести, долгое время не наблюдая положительного эффекта от инвестиций. Тем не менее часто только привлечение компании с мировым именем в качестве независимого аудитора может гарантировать жизнеспособность проекта. Речь идет не только о проверке бухгалтерской отчетности. Присутствие крупной аудиторской компании на этапе разработки технико-экономического обоснования и расчета эффективности вложений уже считается свидетельством серьезности намерений инициаторов проекта и может гарантировать интерес со стороны потенциальных инвесторов.

Конечно, существует масса компаний, владельцы и управляющие которых не рассматривают варианты выхода на IPO и финансируют свою деятельность за счет привлечения банковских кредитов или реинвестиций части прибыли в бизнес. В этом случае за бренд можно не платить. В настоящее время нет недостатка в крепких аудиторских компаниях среднего уровня, имеющих в качестве лидеров сильных профессионалов, которые могут оказывать услуги на приличном уровне за адекватную плату.

Здесь большую роль играет лидер, или, как принято в большинстве аудиторских компаний, руководитель группы аудита. Такой человек должен быть «понятным» для руководителя и финансового директора компании-заказчика. Термин «понятный» подразумевает, что между управляющими и аудитором должна быть максимально полная психологическая совместимость, чтобы партнеры могли плодотворно работать. Ведь, как правило, аудиторы находятся некоторое время на территории заказчика и стараются максимально глубоко вникнуть во все нюансы, в том числе в то, что является корпоративной тайной. От слаженности работы и доверия здесь во многом зависит результат.

Но если руководство компании вообще не видит никакой необходимости в том, чтобы правильность отражения результатов ее работы в бухгалтерской отчетности была проверена независимым экспертом, однако требования законодательства обязывают компанию провести аудит, то он происходит весьма условно. Для этого можно подобрать аудиторскую компанию, которая не станет лезть в дебри бухгалтерского учета и даст формальное заключение. И хотя аудиторская деятельность лицензируется, это отнюдь не является барьером для недобросовестности. Куда еще уходят деньги

Помимо бренда, стоимость услуг проверяющих определяется объемом работ, которые требуется осуществить в ходе аудита. Понятно, что себестоимость услуги для аудиторской компании в большей своей части складывается из гонораров аудиторов, задействованных в работе. Эти гонорары, в свою очередь, зависят от квалификации сотрудников и оценки трудозатрат.

При аудите крупных холдингов, сильно удаленных друг от друга, удорожание стоимости происходит за счет накладных расходов (командировочные, гостиница и т. п.). Причем здесь каждая аудиторская компания может использовать разную тактику. Есть фирмы, которые для экономии на накладных расходах передают работу по аудиту региональных субхолдингов местным аудиторским компаниям. При этом клиент не всегда получает услуги того качества, которое ожидал.

Работая на условиях договора субподряда, местная аудиторская компания может не выдержать стандарты, принятые у аудитора, имеющего основной договор на оказание услуг. Поэтому при выборе аудитора и согласовании условий договора нужно обращать внимание на персональный состав команды, которую предполагается задействовать для осуществления аудита, и отдельно оговаривать возможность подключения субподрядных организаций к его проведению.

При выборе аудитора необходимо обязательно обращать внимание на динамику роста. Аудиторские компании понимают, что разветвленная филиальная сеть может быть существенным плюсом в борьбе за клиента и ценовой политике. В этой связи они осуществляют экспансию за счет приобретения контроля (покупки акций) над региональными аудиторскими компаниями. Однако такая тактика не может гарантировать высокого качества выполняемых работ. Контроль на уровне владения не означает контроля на уровне исполнения. Региональный аудитор будет работать сообразно своему пониманию и квалификации, вне зависимости от давления со стороны «материнской» компании.

Если посмотреть на работающие в России с начала 90-х годов аудиторские компании «большой четверки», то количество аудиторов в каждой из них в настоящее время не доходит до 100 человек. Эти данные открыты, с ними можно ознакомиться на официальных сайтах компаний. Причем рост численности таких организаций из года в год носит последовательный и плавный характер (100 человек более чем за 15 лет работы!). Причина этого проста – аудиторы должны пройти школу корпоративного воспитания и следовать стандартам, принятым в данной компании. Они обязаны знать и соблюдать технологии проведения аудита, принятые в ней. Именно на этом базируется бренд и качество оказываемых услуг. Аудиторские компании, которые демонстрируют резкий рост количества своих специалистов, чаще всего не могут рассматриваться как серьезные конкуренты таким же по численности компаниям, развитие которых носило плавный эволюционный характер. Ответственность партнеров

Одним из факторов, влияющих на стоимость услуг, является ответственность аудитора за результаты своей работы. Оказывая услуги, аудиторские компании часто заносят в договор пункт об ответственности. Например, если в результате налоговой проверки участка, одобренного аудитором, были выявлены нарушения и начислен штраф. Как правило, такая ответственность устанавливается кратной размеру гонорара, который выплачивает клиент аудитору. При этом данная оговорка служит предлогом для повышения стоимости услуг.

На практике доказать ошибку аудитора и получить возмещение довольно трудно. В подавляющем большинстве случаев аудитор предлагает учесть спорные ситуации при расчете цены оказания услуг на будущие периоды и на этом остановиться. Дело в том, что, как правило, профессиональные риски аудитора страхуются. Однако случаи выплат страховыми компаниями по искам клиентов к аудиторским организациям в России чрезвычайно редки. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в нашей стране едва ли не единственная гарантия качества оказываемых аудитором услуг – его профессионализм.

Крупнейшие аудиторско-консалтинговые группы России по итогам 2005 года (по данным www.raexpert.ru)

Место по итогам 2005 г.Место по итогам 2004 г.Аудиторско-
консалтинговая группа
Место-
положение централь-
ного офиса
Совокупная выручка за 2005 г. (тыс. руб.)В том числе выручка по аудиторским проверкам (тыс. руб.)Прирост совокупной выручки за год (%)Среднее число спе-
циалистов за 2005 г.
Выручка на одного специалиста за 2005 г. (тыс. руб.)Число аттесто-
ванных аудиторов в 2005 г.
Число филиалов, представи-
тельств
1
1
Pricewater-
houseCoopers
Москва
4 779 434
2 150 745
32,3
1011
4727
133
нет данных
2
3
«БДО Юникон»
Москва
1 560 101
727 988
45,1
1085
1437
307
15
3
5
«Росэкспер-
тиза» (MRI)
Москва
1 039 051
628 626
47,9
415
2503
141

4
4
ФБК (PKF)
Москва
1 037 017
375 451
40,9
576
1800
126
7
5
8
«BKR-Интерком-
Аудит»
Москва
995 023
400 064
99,8
879
1131
493
137

Свой – чужой
Можно, конечно, сформировать собственный штат квалифицированных специалистов в области методологии ведения бухгалтерского учета, налогового права, корпоративных финансов. Однако при этом необходимо учитывать, что в рамках одного, даже очень диверсифицированного холдинга такие специалисты не получат опыта, который имеют сотрудники аудиторской фирмы. Общаясь с различными организациями, сталкиваясь с массой разнообразных проблем, которые стоят перед такими клиентами, и пытаясь решить их, работники аудиторских фирм накапливают свои знания. Они не только применяют личный опыт, но и пользуются поддержкой специалистов своей команды, а также профессионалов, состоящих в штате клиентов. Поэтому неудивительно, что руководители охотно берут на работу сотрудников, имеющих опыт успешной работы в аудиторских компаниях.

Андрей Антонов, вице-президент компании «Трансбункер»

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное