Запрещенная реклама

Запрещенная реклама

26.01.2007

Как известно, без рекламы не обходится ни одна фирма, которая хочет прорваться сквозь тесные ряды конкурентов. И совершенно неважно, что она продает – носки или гениальные идеи. А главбуху это создает новые проблемы. Ведьнужно знать, не только как правильно учесть рекламные расходы, но и что именно учитывать!

Что не запрещено, то разрешено

Для начала рассмотрим, что же вообще будет считаться рекламой и какой она должна быть. Итак, реклама – это информация о продукте или услуге, которые производит или соответственно оказывает ваша фирма. Обратите внимание: эта информация обязательно должна быть адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (ст. 3 Закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»). И здесь, как говорится, все средства хороши. Казалось бы, пиши, снимай все, что хочешь. Однако в законодательстве есть прямые запреты. И таких «нельзя» гораздо больше, чем «можно».

По Закону № 38-ФЗ «запрещенная» реклама разделена на недобросовестную и недостоверную. К первой категории относится информация, которая очерняет ваших конкурентов. Наверняка все помнят про моющее средство, которое гораздо лучше того, другого, моющего средства – яркий пример. Если бы фирма – владелец хорошего моющего средства назвала в рекламном ролике марку плохого порошка, то эту рекламу признали бы недобросовестной.

К недобросовестной рекламе так же относят зонтичные бренды (п. 2 ст. 5 Закона № 38-ФЗ). Когда запрещенные к рекламе товары рекламируют под видом других. Например, фирма начинает производить водку и минеральную воду с одинаковым названием. До 1 июля 2006 года эту воду можно было спокойно рекламировать. Сейчас такая реклама под запретом.

Если же рекламодатель решил приукрасить действительность, причем неважно, слукавил он насчет цены товара или насчет реальных объемов производства, эта информация будет считаться недостоверной (п. 3 ст. 5 Закона № 38-ФЗ).

Не спешите, посмотрите

Существуют и еще некоторые ограничения. Например, в рекламе, рассчитанной на детей и подростков, помимо запрета использовать изображения детей, нельзя принуждать их приобретать рекламируемый товар и дискредитировать родителей и воспитателей (ст. 6 Закона № 38-ФЗ).

Особые ограничения касаются рекламы алкогольной продукции, пива и табака (ст. 21, 22, 23 Закона № 38-ФЗ). Все эти товары нельзя рекламировать на первой и последней полосах журналов и газет. К теле- и радиоэфиру есть допуск только у пива, и то в роликах нельзя использовать образы человека. Упоминание о возможном вреде для здоровья – обязательно.

Сюда же, в черный список, попали и лекарственные средства. Теперь люди в белых халатах не смогут рекламировать ничего, кроме медицинских товаров и услуг. Все характеристики рекламируемого лекарства должны соответствовать инструкции по применению. Кроме того, потребителей нужно предупредить о наличии противопоказаний и необходимости проконсультироваться с врачом (ст. 24 Закона № 38-ФЗ). Есть свои нюансы и в рекламе финансовых услуг. Так, при рекламе кредитования, упомянув об одном из условий, влияющих на стоимость (процентной ставке, например), нельзя не сказать и об остальных. Общее правило для финансовых услуг: не должно быть информации о гарантиях, основанных на показателях прошедшего периода (ст. 28 Закона № 38-ФЗ).

Есть рекомендации и специально для «магазинов на диване». Сейчас рекламодатель обязан указать свои реквизиты: название, адрес и регистрационный номер (ст. 8 Закона № 38-ФЗ).

В целях безопасности на дорогах законодатель запретил использовать транспортные средства как передвижные рекламные конструкции (ст. 20 Закона № 38-ФЗ), и устанавливать щиты, загораживающие или отвлекающие внимание автомобилистов от дорожных знаков.

У наружной рекламы есть и еще некоторые ограничения. Собственник стендов, щитов, других видов рекламных конструкций, которые монтируются на дома и остановки, должен получить в местной администрации разрешение на их установку (ст. 19 Закона № 38-ФЗ). Для этого нужно написать заявление, приложить к нему информацию о заявителе и письменное разрешение собственника здания на установку рекламы. Других документов чиновники с вас требовать не в праве. Через два месяца вам должен прийти ответ. Отрицательным он может быть только в следующих случаях: если проект конструкции не удовлетворяет требованиям технического регламента, установка в выбранном вами месте нарушает архитектурный облик города, противоречит генеральному плану или просто небезопасна. По этим же «отказным» причинам и выданное разрешение могут признать недействительным. Но сделать это может только суд. Есть и еще одна напасть на выданное разрешение – его можно аннулировать. Например, если у вас закончится договор с владельцем здания или вы используете рекламный щит не по назначению, или в течение года вы так и не удосужитесь установить эту несчастную конструкцию.

Дешево и сердито

Новая редакция закона поставила крест на излюбленном приеме всех желающих сэкономить на рекламе. Распространение информации без предварительного согласия абонента, а так же с помощью автоматической рассылки, проще говоря, спам, теперь под запретом. Большой вопрос, принесет ли это желаемые результаты. Ведь фирмы, оказывающие такого рода услуги, как правило, ведут подпольную деятельность и не боятся бросить тень на свое доброе имя или нарваться на штраф. А вот фирмы посерьезнее явно сократили количество рассылаемого спама. По крайней мере рассылаемого собственноручно.

Кто в ответе за всех

Контролирует соблюдение закона о рекламе федеральная антимонопольная службе. Причем ФАС не только выявляет нарушения, но и расследует их и выдает предписания по устранению. Но решения этой службы – не истина в последней инстанции, и их можно оспорить через суд в течение трех месяцев со дня выдачи. Заметим, что очень резко увеличились размеры штрафов за ненадлежащую рекламу. Предусмотрены они Кодексом об административных правонарушениях и могут достигать 500 000 рублей (ст. 14.3 КоАП).

Примите в расчет
По общему правилу предложение, оговоренное в рекламе, действительно в течение двух месяцев, если не указан иной срок (ст. 11 Федерального закона № 36-ФЗ).
Обратите внимание, в пункте 2 статьи 2 четко указывается, какая информация рекламой считаться не будет. Помимо вывесок и указателей, не носящих рекламного характера, к этой же категории относится справочная информация, довести которую до потребителя продавец обязан в любом случае. Ну и, конечно, наименование товара и его изготовителя – это тоже не реклама.
Кроме того, в закон попало понятие публичной оферты. Это предложение заключить договор, рассчитанное на неограниченный круг лиц. При дистанционной продаже товаров, для того, чтобы считаться офертой, предложение должно содержать все существенные условия договора. При розничной продаже в магазине и на лотках все условия указывать не обязательно, достаточно того, что товар выставлен на продажу.

Елизавета ПОГОСЯН

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное