Встречка раскрывает тайны

Встречка раскрывает тайны

29.01.2007

1 января начал действовать новый порядок проведения встречных проверок. В него законодатели заложили возможность того, что инспекторы разгласят секреты проверяемой фирмы ее партнерам и даже конкурентам. Чтобы этого не произошло, заранее позаботьтесь об оформлении важной информации в качестве коммерческой тайны вашей компании.

Теперь в Налоговом кодексе слов «встречные проверки» не найти – этот термин ушел в прошлое вместе с 2006 годом. Однако проводить их налоговики по-прежнему будут, только называться «встречка» станет иначе – истребованием документов и информации о налогоплательщике или о конкретных сделках (ст. 93.1 НК). Потребовать сведения о фирме, ее деятельности или какой-то конкретной ее сделке налоговики смогут как у ее контрагентов, так и у других лиц. Причем делать это они вправе как при проведении налоговой проверки, так и вне ее – если усмотрят некую «обоснованную необходимость».

Захотев получить сведения о ком-то из своих «подопечных» от другой фирмы, налоговики, по новым правилам, должны направить в ту инспекцию, где эта фирма стоит на налоговом учете, специальное поручение (п. 3 ст. 93.1 НК). Требовать сведения будет именно эта инспекция, но к своему требованию их представить она должна приложить копию полученного поручения (п. 4 ст. 93.1 НК).

Запрашивая имеющуюся у кого-то информацию о вашей фирме и ее деятельности вообще, инспектору достаточно указать в поручении название компании и реквизиты, то есть сведения общеизвестные. А вот если он требует информацию о какой-то конкретной сделке вашей фирмы, то в поручении должен указать данные, позволяющие эту сделку идентифицировать. К этому его обязывает пункт 3 статьи 93.1 Налогового кодекса. Это может привести к разглашению коммерческой тайны одного из участников сделки в тех случаях, когда сведения налоговики требуют не у другой ее стороны, а у кого-то третьего. Ведь этот третий вместе с требованием предоставить информацию получит копию поручения с данными, идентифицирующими сделку. Вопрос в том, что это будут за данные и не узнает ли адресат требования то, о чем ему в соответствии с интересами вашей фирмы знать не следует? Ведь инспектор не в курсе, какой именно информацией о сделке располагает тот, кому адресован запрос, иначе у налоговика и не возникла бы нужда этот запрос делать. А как именно идентифицировать сделку в поручении, Налоговый кодекс фактически оставляет на усмотрение налоговиков. Вот они и могут, сами того не желая, разгласить секреты вашей фирмы.

Вот пример. Представим агента, который от своего имени продает товары принципала по его поручению. Агент знает рынок и обладает базой потенциальных покупателей, именно поэтому принципал и прибегает к его посредничеству. Инспекторы, проводя какие-то мероприятия налогового контроля и усмотрев «обоснованную необходимость», решают запросить у принципала информацию о сделках агента с покупателями. Агент ведь отчитывался перед принципалом и перевыставлял покупателям от своего имени отгрузочные документы. В поручении на запрос информации налоговики, чтобы идентифицировать сделку, называют ее стороны. Принципал получает копию поручения вместе с запросом от своей инспекции. Из этой копии он узнает, кто обычно покупает его продукцию. Вовсе не исключено, что это подвигнет его отказаться от услуг агента, ведь продавать напрямую, не тратясь на вознаграждение посреднику, выгоднее.

Все бы закончилось не так печально, если бы агент позаботился о том, чтобы сведения из базы данных о покупателях оформить как коммерческую тайну (необходимые процедура и меры описаны в Законе о коммерческой тайне от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ). В таком случае агент проинформировал бы налоговиков, что перечень покупателей, сведения о них и сделках с ними – его коммерческая тайна. После этого инспекторы не вправе были бы разглашать сведения о покупателях агента, в том числе и указывать эти сведения в поручении на запрос информации в рамках встречной проверки (ст. 13 Закона № 98-ФЗ).

Елена ПУСТЫНИНА

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное