«Беззакония» Роспотребнадзора

«Беззакония» Роспотребнадзора

10.01.2007

Тактика работы инспекторов Роспотребнадзора довольно незамысловата. Они либо начинают проверку в открытую, либо под видом покупателей проводят контрольную закупку. На первый взгляд представители надзорного ведомства действуют законно. Однако как недавно выяснилось, это совсем не так.

Руководители Роспотребнадзора обнаружили серьезные противоречия между законами, которыми руководствуются их подчиненные при проведении проверок. И приняли соответствующие меры. В результате некоторые действия инспекторов можно признать незаконными.

Контрольная покупка вне закона

В малом бизнесе, наверное, нет более страшного слова, чем «контрольная покупка». Это грозное оружие проверяющие используют, когда пытаются поймать за руку недобросовестного продавца. Кроме того, с помощью такого метода выявляют нарушения Правил продажи отдельных видов товаров. Суть контрольной покупки в том, что контролеры под видом покупателей приобретают товар и, если продавец нарушит правила, «покупатели» тут же оформляют протокол. Метод этот действенный и применяется инспекторами даже в тех случаях, когда они проверяют работу по предоставлению услуг. Называется это контрольным оформлением заказа. Если на предприятие поступает жалоба, инспекторы Роспотребнадзора под видом клиентов оформляют контрольный заказ. Далее – протокол и штраф.

Но мало кто из предпринимателей знает, что контрольная покупка относится к так называемым оперативно-розыскным мероприятиям. А проводить их имеют право лишь оперативные подразделения милиции, ФСБ, ФСО и подобные структуры. Полный перечень ведомств содержится в статье 13 Закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Роспотребнадзор в их число не входит. Кроме того, Кодекс об административных правонарушениях не дает инспекторам права проводить контрольную покупку при расследовании административного дела. На эти обстоятельства, наконец-то, обратило внимание руководство Роспотребнадзора. Контрольная покупка была официально объявлена вне закона (письмо от 7 марта 2006 г. № 0100/247-06-32). Таким образом, Роспотребнадзор отобрал у себя наиболее эффективный способ борьбы с обманом покупателей, чем значительно облегчил жизнь предпринимателям. Теперь инспекторам, чтобы доказать вину жульничающего продавца, предложено использовать показания свидетелей и потерпевших. Возможно, проверяющим, чтобы выявить случаи обмана потребителей, придется пользоваться услугами «нештатных» сотрудников или других добровольных помощников. Как это будет выглядеть на практике, затрудняются объяснить и сами контролеры. Однако одно можно сказать уверенно, доказать обман покупателя инспектору Роспотребнадзора теперь будет не просто. А у предпринимателей и фирм появился дополнительный аргумент для обжалования действий проверяющих.

Предписано: «Не исполнять!»

Помимо контрольной покупки под запрет попали предписания инспекторов, которые те выносят во время или сразу после проверки. В этом документе контролеры предлагают сотрудникам фирмы исправить обнаруженные нарушения. Иначе работа компании будет приостановлена. Такое право проверяющим предоставлено положениями Закона от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (далее – Закон № 134-ФЗ). Действительно, пункт 3 статьи 9 этого нормативного документа обязывает инспекторов выдавать предписания об устранении нарушений, если таковые были обнаружены. Получается, что проверяющие наказывают компанию еще до того, как будет установлена ее вина и вынесено постановление о штрафе. А значит, нарушают статью 1.5 Кодекса об административных правонарушениях. Положения этой статьи юристы называют принципом презумпции невиновности. По закону признать гражданина или компанию виновными может суд или должностное лицо, которое наделено соответствующими полномочиями. Сделать это может, например, начальник территориального отдела Роспотребнадзора, но никак не рядовой инспектор.

Анализ практики контрольной деятельности инспекторов Роспотребнадзора показывает, что они почти на каждой проверке выдают предписание об устранении нарушений. Тем самым проверяющие фактически признают фирму или ее сотрудников виновными в правонарушении, не дождавшись решения суда или руководителя территориального отдела. А это прямое нарушение упомянутого правового принципа. Руководство Роспотребнадзора решило вразумить своих подчиненных и указало им на приоритетное значение КоАП РФ по сравнению с Законом № 134-ФЗ (письмо от 7 марта 2006 г. № 0100/247-06-32). Проверяющим теперь запрещено выдавать предписания об устранении нарушений до того, как будет оформлено постановление о привлечении фирмы или ее сотрудников к административной ответственности. Кроме того, теперь выдача предписания не должна преследовать цель устранения выявленного правонарушения. С какой же целью инспекторы будут выдавать предписания, сказать трудно.

Незаконный акт

В довесок к упомянутым запретам Роспотребнадзор объявил вне закона акт отбора проб и образцов. Процедуру отбора образцов контролеры проводят каждый раз, когда им необходимо проверить качество товара, его соответствие стандартам или установить срок годности продукта. В статьях 8 и 9 Закона № 134-ФЗ говорится, что эту процедуру нужно оформлять актом. Однако высшее руководство Роспотребнадзора обратило внимание, что КоАП РФ упоминает только о протоколах. И сделало вывод: если и дальше оформлять отбор образцов актами, то результаты экспертиз и исследований, проведенных на их основании, могут быть признаны незаконными. Так сказано в статье 26.2 Кодекса об административных правонарушениях. Чтобы исключить подобное развитие событий, инспекторам рекомендовано оформлять отбор образцов протоколами.

Для фирм и предпринимателей эта позиция Роспотребнадзора – дополнительный аргумент в возможном споре с контролерами. Ведь по привычке инспекторы еще долго будут оформлять отбор образцов ненадлежащим документом.

А. Сутягин, эксперт бератора «К вам пришла проверка»

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное