Снижаем стоимость основных средств

Снижаем стоимость основных средств

28.12.2006

В одном из прошлых номеров журнала уже были затронуты вопросы налоговой оптимизации. Мы возвращаемся к этой теме и приведем несколько практических примеров экономии на налогах из книги «Годовой отчет 2006» под редакцией Владимира Мещерякова.

Способ 1: «консультационный»

В бухгалтерском учете затраты на оплату информационных, консультационных и посреднических услуг, связанных с покупкой основного средства, увеличивают его первоначальную стоимость. В налоговом учете такие затраты включают в состав прочих расходов (ст. 264 НК РФ), если это предусмотрено учетной политикой фирмы.

Пример 1

Московская фирма ЗАО «Актив» приобрела у ООО «Пассив» производственное здание.

Стоимость здания – 3 540 000 руб. (в том числе НДС – 540 000 руб.).

Перед покупкой здания «Актив» оплатил услуги ОАО «Недвижимость», связанные с предоставлением информации о производственных зданиях, которые продают в Москве.

Стоимость услуг «Недвижимости» составила 47 200 руб. (в том числе НДС – 7200 руб.).

Первоначальная стоимость здания составит:

– в бухгалтерском учете – 3 040 000 руб. (3 540 000 – 540 000 + 47 200 – 7200);

– в налоговом учете – 3 000 000 руб. (3 540 000 – 540 000). Затраты на информационные услуги (40 000 руб.) будут отражены в составе прочих расходов фирмы.

Договоритесь с поставщиком, что стоимость основного средства будет складываться из двух составляющих: непосредственно его цены и оплаты тех или иных информационных услуг, которые он вам окажет. Ваш выигрыш – часть стоимости этого имущества можно сразу включить в расходы, а не по мере начисления амортизации.

Чтобы воспользоваться советом, условно разделим стоимость основных средств на две части: стоимость имущества и стоимость сопутствующих услуг (консультационных, информационных и прочее). Продавцу это лишних хлопот не прибавит, ведь консультация будет лишь формальной. Лицензия для этого не нужна.

Теперь о выгоде от разделения затрат на две составляющие. Период амортизации основного средства останется тем же. Ведь он зависит не от стоимости имущества, а от срока его полезного использования. Но поскольку, согласно вашей учетной политике, например, консультационные услуги вы спишете сразу (п. 15 ст. 264 НК РФ), общие затраты на покупку имущества окупятся быстрее. Поясним сказанное на примере.

Пример 2

Фирма «Дриада» приобрела у компании «Сапфир» отопительный котел. Стоимость сделки составила 118 000 руб. (в том числе НДС – 18 000 руб.). Из них стоимость котла – 94 400 руб. (в том числе НДС – 14 400 руб.), стоимость консультационных услуг по обслуживанию котла – 23 600 руб. (в том числе НДС – 3600 руб.).

Таким образом, «Дриада» сможет сразу списать на расходы 20 000 руб. Оставшиеся 80 000 руб. будут списаны на расходы в течение 7 лет (срок полезного использования для отопительных котлов установлен постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1). Если бы стоимость консультационных услуг не была выделена отдельно, в течение 7 лет нужно было бы списывать не 80 000, а 100 000 руб.

Как и в любой схеме, ключевым моментом при разбивке затрат на две части является их документальное оформление.

В выставленном счете-фактуре и платежном документе должно быть записано, что оказана консультационная услуга, а не услуги по установке и наладке оборудования. Соответственно стоимость консультационной услуги и НДС по ней должны быть выделены.

Кстати, такая схема налоговой оптимизации будет особенно выгодна покупателям автомобилей стоимостью свыше 300 000 рублей. Ведь такие автомобили нужно амортизировать в два раза дольше (п. 9 ст. 259 НК РФ).

Этой возможностью также целесообразно пользоваться при покупке имущества, стоимость которого немного больше 10 000 рублей. Дело в том, что основные средства первоначальной стоимостью менее 10 000 рублей амортизировать не надо. Их можно включить в состав расходов сразу.

Поэтому если покупку станка стоимостью, скажем, 12 000 рублей разбить на цену станка (9000 руб.) и консультационной услуги (3000 руб.), то вся сумма расходов будет уменьшать налогооблагаемую прибыль в первом же отчетном периоде.

Способ 2: «валютный»

Определите цену основного средства в условных единицах.

Затем установите более низкий курс условной единицы, действующий на день оприходования основного средства, нежели курс, действующий на день его оплаты. Например, фирма договорилась купить основное средство за 40 000 рублей. Необходимое условие договора может звучать так: «Cтоимость основного средства составляет 1000 условных единиц по курсу 30 руб./у. е. Если основное средство оплачивают после его отгрузки покупателю, то оплата производится по курсу 40 руб./у. е.».

Если деньги за основное средство будут перечислены после его отгрузки, вы заплатите поставщику требуемую сумму денег (40 000 руб.). При этом доплата будет квалифицирована как суммовая разница.

В бухгалтерском учете суммовую разницу включают в стоимость основного средства, а в налоговом – отражают в составе внереализационных расходов и полностью учитывают при налогообложении прибыли. Кстати, если к моменту оплаты вы уже введете основное средство в эксплуатацию (отразите по дебету счета 01 «Основные средства»), суммовую разницу в бухучете включите в состав прочих расходов и учтите на счете 91 «Прочие доходы и расходы». Сделать это позволяет пункт 25 методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (утверждены приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н). Снизив бухгалтерскую стоимость «обновки», вы заодно сэкономите и на налоге на имущество. Как применить этот способ на практике, покажет пример.

Пример 3

10 мая ООО «Пассив» купило станок. Согласно договору, стоимость станка составляет 1000 долл. США (без НДС) по курсу 30 руб./USD.

12 мая станок ввели в эксплуатацию. Бухгалтер «Пассива» отразил эту операцию по дебету счета 01 «Основные средства» в корреспонденции со счетом 08 «Вложения во внеоборотные активы».

По условиям договора, если деньги за станок перечисляют после 15 мая, оплата производится по курсу 40 руб./USD. Деньги за станок «Пассив» перечислил 16 мая.

В результате первоначальная стоимость станка как в бухгалтерском, так и в налоговом учете составит 30 000 руб.

Отрицательная суммовая разница (10 000 руб.) в бухгалтерском учете будет отражена в составе прочих, а в налоговом учете – в составе внереализационных расходов. Ее полностью спишут в уменьшение налогооблагаемой прибыли. Кроме того, «Пассив» освободит 10 000 руб. от налога на имущество.

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA