Расчет платы за автомобильные выхлопы

Расчет платы за автомобильные выхлопы

28.12.2006 распечатать

Выхлопные газы, возникающие при эксплуатации транспортных средств, приводят к загрязнению атмосферного воздуха. Этот вид негативного воздействия на окружающую среду является платным. Платить должны все фирмы, которые используют автомобили. Расчет суммы платежа необходимо предоставить в Ростехнадзор по специальной форме. Поясним, как ее заполнить.

Прикрепленный файл (38 Kb)
Прикрепленный файл (32 Kb)

Форма «Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» (далее – Расчет) установлена приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Ростехнадзор) от 23 мая 2006 г. № 459. Она состоит из следующих частей:

  • титульный лист;
  • расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет;
  • раздел 1 «Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух стационарными объектами»;
  • раздел 2 «Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух передвижными объектами»;
  • раздел 3 «Сбросы вредных веществ в водные объекты».

Расчет оформляют ежеквартально только юридические лица. Российские физические лица, в том числе и индивидуальные предприниматели, сдавать эту отчетную форму не обязаны. Это установлено в пункте 1 «Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. № 632 (далее – Постановление № 632).

Разделы 1 – 4 по выбору плательщика и по согласованию с территориальным органом Ростехнадзора заполняются либо по основной (развернутой), либо по сводной форме. В случае представления Расчета в электронном виде применяются только сводные формы. Основная и сводная формы отличаются лишь способом группировки показателей: в первой на каждую расчетную операцию отводится отдельная страница, а во второй – операции размещаются по строкам таблицы. Подписывает страницы Расчета руководитель фирмы и ее главный бухгалтер. Представляется Расчет не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом. В бумажном варианте его можно направить по почте с описью вложения. Те же сроки установлены и для платежей. Платеж осуществляют по реквизитам территориального органа Ростехнадзора, которому представляется Расчет. Если обязанности по внесению платы за негативное воздействие не возникает, то «нулевой» Расчет сдавать не нужно. Эта форма не считается налоговой декларацией и действие Налогового кодекса на нее не распространяется.

Плата за то, что движется

Транспортные средства относятся к передвижным объектам негативного воздействия на окружающую среду. Для расчета платы не важно, в каких целях эксплуатируется транспорт, в производственной или в непроизводственной сфере он применяется. Если фирма эксплуатирует хотя бы один автомобиль, то она обязана представить Расчет в территориальный орган Ростехнадзора по месту государственной регистрации транспортного средства. За арендованный транспорт должен платить арендатор (п. 5 письма МНС РФ от 31 октября 2001 г. № ВТ-6-21/833).

По передвижным источникам плата взимается только в связи с использованием топлива пяти видов:

  • бензин неэтилированный (этилированного бензина в продаже нет – его применение запрещено с 1 июля 2003 года Федеральным законом от 22 марта 2003 г. № 34-ФЗ);
  • дизельное топливо;
  • керосин;
  • сжатый природный газ;
  • сжиженный газ.

Тарифы платежей определены постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344. Они установлены в рублях за тонну или тысячу куб. метров израсходованного топлива.

Стационарные источники выхлопов

Топливо используется не только на транспорте. Существует множество механизмов, снабженных двигателями внутреннего сгорания и не закрепленных стационарно. Это, например, погрузчики, не предназначенные для движения по дорогам общего пользования, переносные дизельные и бензиновые электрогенераторы, газонокосилки, газосварочные аппараты. Однако, источники выхлопов, которые относятся к конкретной территории предприятия, признаются стационарными («Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух», введено в действие письмом Ростехнадзора от 24 декабря 2004 г. № 14-01-333). Такие объекты в Расчет по передвижным источникам не включаются. К стационарным источникам загрязнений относится и территория, специально отведенная для автомобильной парковки. А мы покажем, как составлять Расчет фирме, эксплуатирующей один легковой автомобиль.

Как заполнить форму

Предположим, бухгалтеру предстоит оформить Расчет за IV квартал 2006 года. Допустим, что наша условная фирма не имеет других объектов негативного воздействия, кроме передвижного источника – автомобиля модели ВАЗ-2109. А расход бензина на его эксплуатацию за IV квартал 2006 года составил 500 литров. В Расчете будут представлены:

  • титульный лист;
  • расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет (страница 02);
  • раздел 2 «Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух передвижными объектами» (страница 03).

Для заполнения раздела 2 по основной форме предлагаем таблицу 1 с построчным комментарием каждого показателя.

Плата за один автомобиль оказалась чисто символической – 1 рубль 17 копеек за квартал. Эту сумму нужно отразить в строке 040 страницы 02 Расчета и повторить по строке 080, КБК – 49811201000010000120 (Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации в Российской Федерации»).

Если транспортных средств несколько, то по этим строкам отражается итоговая величина платы по всем объектам, включенным в раздел 2.

Если расход топлива не учтен

Возможна ситуация, когда автомобиль у фирмы есть, а расход топлива на его эксплуатацию не фиксируется. Увы, платить придется и в этом случае (п. 2.6 Приложения 1 к «Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей среды», утвержденным Минприроды РФ от 26 января 1993 г.).

При отсутствии данных о количестве израсходованного топлива плата за выбросы от передвижных источников определяется из расчета ожидаемых условий и места их эксплуатации. Свои «ожидания» Минприроды воплотило в конкретные тарифы. В год за одно транспортное средство придется уплатить:

  • легковой автомобиль – 2700 рублей;
  • грузовой автомобиль и автобус с бензиновым ДВС – 4000 рублей;
  • автомобиль, работающий на газовом топливе – 1400 рублей;
  • грузовой автомобиль и автобус с дизельным ДВС – 2500 рублей.

С этих позиций легковой автомобиль за квартал обойдется уже в 675 рублей (2700 руб. / 4).

Плата за безответственность

Проверка транспортных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных веществ в атмосферный воздух осуществляется при государственном техническом осмотре (подп. а п. 2 постановления Правительства РФ от 31 июля 1998 г. № 880). Как известно, эксплуатация транспорта, не прошедшего техосмотр в установленные сроки, запрещена. А за выпуск в рейс автомобиля, у которого содержание загрязняющих веществ в выхлопных газах превышает норму, должностным лицам грозит административный штраф. Он установлен статьей 8.22 КоАП РФ в размере от 500 до 1000 рублей.

Несвоевременное представление или непредставление Расчета попадает под действие статьи 8.5 КоАП РФ. Ведь оно равносильно неисполнению обязанности по сообщению информации об источниках загрязнения окружающей среды. Это правонарушение будет стоить должностным лицам от 1 до 2 тысяч рублей, а организации обойдется от 10 до 20 тысяч рублей.

А невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет административную ответственность по статье 8.41 КоАП РФ. Данное нарушение карается наложением высоких штрафов: на должностных лиц – в размере от 3 до 6 тысяч рублей, на юридических лиц – от 50 до 100 тысяч рублей. Такие санкции применяются, даже если платеж задержан на один день. Столь масштабные санкции требуют от бухгалтеров внимания к экологическим платежам предприятий.

это важно

В бухгалтерском учете платежи за загрязнение от автомобиля списываются на те же счета, что и расход ГСМ: Дебет 26 (44) Кредит 76 субсчет «Расчеты с Ростехнадзором по платежам за негативное воздействие на окружающую среду». В налоговом учете эти платежи включаются в состав расходов и при расчете налога на прибыль (подп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ), и при расчете единого налога «на упрощенке» (подп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).


* Средняя плотность топлива зависит от среднегодовой температуры в регионе. Это связано со свойством легких жидкостей заметно увеличивать свой объем при нагревании. Так, Ростехнадзором Челябинской области рекомендована плотность бензина 0,75 кг/л. В расчетах по дизельному топливу московские фирмы должны использовать плотность 0,843 кг/л, а челябинские – 0,85 кг/л. Эту информацию бухгалтер сможет получить в своем территориальном отделении Ростехнадзора.

Ю. Ханов, финансовый директор

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...