СЕГОДНЯ: Чиновники перекроили ПБУ

СЕГОДНЯ: Чиновники перекроили ПБУ

19.12.2006

В середине сентября Минфин выпустил два документа, которые наделали немало шума в бухгалтерской среде. Речь идет о приказах от 18 сентября № 115н и № 116н. Как оказалось, первый — в визе Минюста не нуждается, несмотря на то что он внес изменения сразу в 5 Положений по бухгалтерскому учету. Что касается приказа № 116н, то его Минюст зарегистрировал 24 октября 2006 года под номером № 8397. И коснулся он девяти ПБУ.

В течение нескольких лет форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках» (утвержденная приказом Минфина от 22 июля 2003 г. № 67н) оставалась неизменной. Последние правки в нее внесли в конце 2004 года.

Бухгалтеры сейчас ведут учет, ориентируясь на следующую классификацию доходов в зависимости от характера, условия получения и направлений деятельности:

  1. от обычных видов деятельности;
  2. операционные;
  3. внереализационные.

Поступления, указанные в пунктах «а» и «б», считают прочими доходами, к ним же относят и чрезвычайные.

Согласно пункту 5 ПБУ 9/99, доходами от обычных видов деятельности признается выручка от продажи продукции и товаров, выполнения работ, оказания услуг. Тем не менее, пункт 4 этого же документа разрешает фирме самой определять, к какой категории отнести поступления. Но при этом необходимо учитывать требования указанного положения, специфику деятельности компании, вид дохода и обстоятельства его поступления. Признать в бухгалтерском учете эти суммы можно только при соблюдении названных условий.

В частности, фирма вправе установить, что обычным считается вид деятельности, если доля доходов от него составляет более 5 процентов от общей суммы доходов. Также могут использоваться другие критерии, например, систематичность и длительность их получения и т.д.

Поступления по обычным видам деятельности отражают в бухгалтерском учете по кредиту счета 90 «Продажи». Что касается этой категории расходов, то при формировании финансового результата они списываются со счетов учета затрат (20 «Основное производство», 44 «Расходы на продажу») в дебет счета 90.

ЗАВТРА: Есть время подготовиться

Своими приказами № 115н и № 116н Минфин внес изменения сразу в 14 Положений по бухгалтерскому учету. Также эти документы затронули Инструкцию по применению плана счетов, форму № 2 «Отчет о прибылях и убытках» и еще ряд актов финансового ведомства.

Основной смысл изменений в том, что модифицировалась классификация доходов и расходов. То есть вместо операционных, внереализационных и т.п. теперь будут только «прочие». С одной стороны, это существенно облегчит жизнь бухгалтерам. Не придется ломать голову, к какой категории отнести, на-пример, доход от сдачи имущества в аренду. С другой — все эти изменения будут действовать «начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2006 год». То есть сейчас бухгалтеры должны в авральном порядке вносить изменения в учетные регистры и приводить их в со-ответствие с новыми требованиями. Сдавать отчет за этот год нужно уже по-другому, подтверждает главный специалист-эксперт юридического отдела УФНС по Московской области Александр Мосякин:

— Да, действительно, новая классификация работает с отчетности за 2006 год. Но у компаний есть еще время внести исправления.

Форма № 2 лишилась строк 120 и 130. Кроме того, у строк 090 и 100 — новое название: «прочие доходы» и «прочие расходы» соответственно. В форме № 5 из двух строк точно так же исключены слова «внереализационные». Вместо них законодатели поставили «прочие».

Кстати, организация может разработать собственные формы бухгалтерской отчетности, используя образцы форм, предложенные Минфином в приказе № 67н. Но при этом нужно соблюсти общие требования — такие, как полнота, нейтральность, существенность и т.д.

Проблема как таковая еще заключается в том, что основная масса вспомогательной бухгалтерской литературы по отчетности вышла раньше принятых изменений. Соответственно, полностью полагаться на различные справочники, наверное, не стоит. Тем не менее, поправки носят в основном технический характер и вряд ли серьезно отразятся на ведении бухгалтерского учета в целом. Жаль только, что все изменения у нас принимают вот так... под Новый год.

Отсчет пошел

В состав годовой бухгалтерской отчетности входят баланс и еще пять форм. Кроме того, нужно представить в налоговую инспекцию пояснительную записку и аудиторское заключение (итоговую часть). Последний документ у вас потребуют только в том случае, если фирма по закону подлежит обязательному аудиту. Малые предприятия могут себе позволить ограничиться только балансом и формой № 2. Упрощенцы, как известно, от ведения бухгалтерского учета освобождены в принципе (кроме учета имущества и обязательств), что разрешает им не представлять и бухгалтерскую отчетность.

Крайний срок для посещения инспекции по поводу сдачи баланса и других документов за 2006 год будет 2 апреля 2007 года. То есть не позднее истечения 90 дней после окончания года. Кстати, оштрафовать за не вовремя принесенные формы № 3 и 4 инспекторы не вправе. Это приложения к балансу и «Отчету о прибылях и убытках», а не самостоятельные отчеты. Так что санкции по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса фирме не грозят.

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное