Александр Ковалев: двери для малого бизнеса открыты

Александр Ковалев: двери для малого бизнеса открыты

13.12.2006

Работать в столице фирмам и предпринимателям нелегко: высокая арендная плата, жесткая конкуренция и административные барьеры. О том, как город старается облегчить им жизнь, с председателем комиссии Мосгордумы по экономической политике и предпринимательству Александром Ковалевым беседовала Елена Березина.

— Какие городские программы для развития и поддержки малого и среднего предпринимательства сегодня реализуются?

— Уже принята программа на 2007-2009 годы по поддержке и развитию предпринимательства в Москве. На ближайших заседаниях столичного правительства будет утверждена программа развития промышленности и науки, а также городская программа по поддержке закупки и реализации продовольственной продукции малыми предприятиями. В рамках программы будет построен один миллион квадратных метров офисных площадей, которые власти предоставят предпринимателям по более низким ценам, нежели рыночные. Изначально планировалось продавать помещения по себестоимости, что само собой должно было покрыть 60-70 процентов потребностей в офисных площадях. Я довольно скептически отношусь к этому. Тем не менее, пилотные проекты уже есть. Например, в Строгино на улице Твардовского и в Нагатинской пойме уже построены первые здания, идет строительство офисного центра в Северо-Восточном округе. То есть программа уже реализуется.

— Каков механизм финансово-кредитной поддержки малого бизнеса?

— Мэр Москвы Юрий Лужков решил сохранить существующую систему поддержки. В частности, действующую 30-процентную скидку при аренде помещений. Она останется до конца 2009 года, хотя столичный Департамент имущества активно ратует за то, чтобы убрать эту льготу, поскольку бюджет понесет потери. Они не понимают, что сегодня в Москве работает свыше 200 тысяч малых предприятий и половина населения города в той или иной степени существует за их счет. Поэтому возможные потери настолько незначительны по сравнению с тем, что дает бюджету Москвы малое предпринимательство. Кроме того, на

финансирование и поддержку малых предприятий из бюджета города выде-лено шесть миллиардов рублей. Еще 30 миллиардов рублей дополнительно предоставят банки, работающие с правительством Москвы. Они будут выдавать фирмам кредиты для развития бизнеса по упрощенной схеме.

Департамент поддержки малого бизнеса гарантирует возврат кредитов организациями перед финансовыми институтами, ведь банки понимают, что выдача кредитов малым предприятиям — это рискованный бизнес и могут быть невозвраты. Эти вопросы мы и решаем.

— Как получить кредит? Какие требования предъявляют к организациям?

— Для малого бизнеса жестких критериев нет, достаточно обратиться в Департамент поддержки малого предпринимательства. Правда, сначала необходимо внести данные в реестр малых предприятий города и получить свидетельство о том, что фирма является предприятием малого бизнеса. Это несложная процедура, зато она позволяет уже после регистрации рассчитывать на определенные льготы. Хотя бы по аренде.

Существуют также фонды поддержки малого бизнеса, которые выдают фирмам безвозмездные субсидии и субвенции. Их размер растет год от года. Посредством городских программ организации могут получить деньги на какие-то серьезные проекты. Можно вести разговор уже о миллионах долларов. Правда, нужно доказать, что проект реализуем, принести серьезный бизнес-план, рассчитанный с точки зрения возвратности кредита. Это определяют аналитические экспертные группы. Тем не менее, дверь для малого бизнеса открыта. Надо стучаться и входить. Если проект разработан, рассчитан и подсчитан, то поддержка города обеспечена.

Помимо этого, ряд льгот мы пытаемся принять законодательно. Например, стоимость лицензии на тор-

говлю алкогольной продукцией стоит сегодня 60 тысяч рублей, а малое предприятие заплатит всего 30 тысяч рублей, потому что оно должно внести лишь половину. Пусть это не огромные средства, но, тем не менее, экономия все равно есть.

— Предусмотрены ли какие-либо еще послабления и льготы для фирм?

— Сегодня это скорее не льготы, а меры поддержки. Например, по поставкам продовольствия городским законодательством предусмотрено, что до 25 процентов поставок должно реализовываться силами малого бизнеса. Это указано в наших законах и постановлениях московского правительства. Я считаю, что при нашем бюджете в 650 миллиардов это хорошая ниша, которую малые предприятия должны освоить. Понятно, что большая конкуренция, свыше 200 тысяч малых предприятий, но возможности есть.

Сегодня существует масса предложений в рамках программ по развитию технологических зон. В Зеленограде зона уже формально функционирует. Пока только разрабатываются проекты, утверждаются планы, но мы уже ждем отдачи, тем более, что городом предусмотрены дополнительные льготы. Заявок на то, чтобы стать резидентами зоны уже много, счет идет на сотни. Такой ажиотаж объясняем тем, что малым предприятиям легче перестроиться, они более мобильны, могут поменять сферу деятельности, если их поддержит государство.

— При регистрации и лицензировании отдельных видов деятельности существует масса препон (взятки, сбои в системе «одного окна»). Как с ними борются?

— Не будем говорить про взятки, потому что взятка — слово емкое — в процессе всегда участвуют две стороны. Если предприниматели не будут «давать» взятки, то чиновники не будут их «брать». Ну, а если налицо факт вымогательства, то надо обращаться в соответствующие органы. Сбои в системе «одного окна», действительно, присутствуют, это признак неквалифицированности его сотрудников. С этим можно бороться только через обращения в вышестоящие инстанции.

— Будут ли в ближайшее время приняты какие-либо законы по совершенствованию и упрощению системы налогообложения?

— Сегодня мы рассматриваем предложение для малого бизнеса переходить на упрощенные схемы налогообложения. Раньше был труден переход с обычной системы на упрощенку. Сегодня мы законодательным путем пытаемся упростить эти моменты, задействовали Госдуму. При решении вопросов мы учитывали, что содержать хорошего бухгалтера сегодня — это накладно, поэтому планируем расширить список видов деятельности, под-падающих под единый налог. Например, для торговли на рынке требуется кассовый аппарат. Это бред, 90 процентов продавцов все равно не пробивают чеки. Тогда зачем нужна касса? Заплати единый налог, и не нужна. Как малое предприятие или индивидуальный предприниматель должны вести всю эту бухгалтерию? Мосгордума предлагает ввести единый налог на рыночную торговлю, но есть проблема. На рынках порой не просто торгует кто-то один, а существуют определенные сетевые компании, которые имеют несколько точек и офисы. Поэтому пока изучаем опыт Московской области, в которой уже действует подобная система налогообложения. Думаю, что решение будет принято уже в этом созыве, тем более, что, по прогнозам, это принесет бюджету дополнительно 10 миллиардов рублей.

— Как будет рассчитываться налог?

— Обязательно будет учтена цена на квадратный метр торговой площади. Например, в Подмосковье величина налога зависит от зоны. Понятно, что на окраине она ниже, чем в центре. Конкретная величина пока не определена, мы работаем над этим, учитываем практику других регионов, ищем золотую середину.

— Будет ли упрощен порядок приватизации производственных и офисных помещений в Москве?

— Будет ли упрощен порядок приватизации государственной собственности? Вряд ли. Общая тенденция политики Департамента имущества — не продавать, а получать доходы от сдачи площадей в аренду. На протяжении последних пяти лет департамент ежегодно перевыполняет план по сбору финансовых средств за счет роста арендных ставок, за счет нехватки помещений.

Налог на недвижимость готовим, кадастр разработан, внесены поправки в закон о приватизации. В частности, планируем следующую льготу для предприятий малого бизнеса. Если фирма не менее трех лет арендует помещение, стабильно перечисляет налоги и арендную плату, то ей будет разрешен внеконкурсный выкуп офиса или производственного помещения. Что такое сегодня выйти на конкурс? Как правило, город предоставляет организации

помещение в состоянии, требующем хороше-го ремонта. Впоследствии предприниматель вкладывает деньги, приводит его в нормальный вид, делает ремонт, через какое-то время хочет выкупить, а ему предлагают идти на конкурс. В итоге желающих выкупить помещение много, только один уже потратил на него немалые деньги, а другой нет. Получается, что у конкурента уже есть преференция на энную сумму. К тому же все прекрасно знают, что конкурсы часто предсказуемы. Сегодня сплошь и рядом сталкиваемся с тем, что Департамент имущества дал помещение организации, а когда там после проведенного ремонта становится красиво, департамент повышает арендную плату. То есть, у предпринимателя нет смысла вкладывать деньги в помещение, не находящееся в его собственности. Парадоксально. Эту проблему мы и хотим решить. В плане работы Мосгордумы рассмотрение этого вопроса намечено на ноябрь-декабрь.

— Каким образом защищаются законные интересы предпринимателей? Сегодня существует масса правовых, административных, экономических и организационных препятствий. Каким образом их устраняют? Куда обращаться предпринимателю, если он столкнулся с ними?

— Обращаться прежде всего надо в вышестоящие инстанции. Например, если это налоговая инспекция, то — в столичное управление Федеральной налоговой службы. Не стоит бояться и судебных рассмотрений, ну и самое простое — обращайтесь в Московскую городскую Думу — депутаты обязательно отреагируют на несправедливость. Если мы будем вместе бороться с этим злом, то результаты обязательно будут; если в одиночку, то толку мало.

Ковалев А.И. родился 6 марта 1956 года. Окончил Новосибирское высшее военно-политическое общевойсковое училище, Военно–политическую академию им. В.И. Ленина, Российскую академию государственной службы. Полковник запаса, кандидат социологических наук. До избрания в Мосгордуму работал председателем общественной организации «Московское объединение организаций ветеранов локальных войн и военных конфликтов».

В 2001 году был избран депутатом Мосгордумы. В 2005 году избран депутатом повторно. Является председателем комиссии Мосгордумы по экономической политике и предпринимательству, членом комиссий по делам ветеранов и по организации работы Мосгордумы.

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA