Игорь Тарасов: Валютными рисками нужно управлять

Игорь Тарасов: Валютными рисками нужно управлять

19.12.2006 распечатать

Курсы валют постоянно меняются. В результате этого реальная стоимость покупаемого или продаваемого товара может значительно отличаться от ожидаемой. В конечном итоге контракт, поначалу казавшийся выгодным, может стать убыточным. Как этого избежать, «Консультанту» рассказал Игорь Тарасов, бизнес-директор по управлению рисками аудиторско-консультационной группы «Развитие бизнес-систем».

– Игорь Анатольевич, можно ли сказать, что валютный риск негативно отражается на балансе компании?

– Фирмы, которые делают закупки или заимствуют в одних денежных единицах, а зарабатывают в других, очень часто страдают от колебаний валютных курсов. Подверженность данному риску определяется несоответствием размеров активов и обязательств в той или иной денежной единице. Если компания имеет мультивалютный портфель, всегда существует вероятность того, что валютный курс изменится в период между подписанием контракта и платежом по нему. При выставлении счета компания рассчитывает свой доход по одному курсу, а к моменту, когда покупатель оплачивает товар, он меняется. Как следствие, реальный доход фирмы уменьшается на эту разницу. Таким образом, у компании появляется балансовый убыток.

– Существуют ли различия между валютными рисками экспортера и импортера?

– Как правило, компания которая занимается внешнеэкономической деятельностью, одновременно выступает в роли как экспортера, так и импортера. Поэтому определить различия между валютными рисками для данных фирм достаточно сложно. Однако они есть. Риск для импортера связан с повышением курса иностранной денежной единицы в отрезок времени между датой подтверждения заказа и днем платежа. В свою очередь, экспортер рискует понести убытки, если с момента получения запроса на поставку товара до его оплаты покупателем или во время переговоров с ним курс валюты снизится.

– Игорь Анатольевич, у Вас большой опыт по управлению рисками. Подскажите, что следует делать компании, чтобы избежать потерь?

– Если фирма желает снизить свои убытки от валютных колебаний, ей необходимо управлять связанными с ними рисками. После распада в 1973 году системы фиксированных валютных курсов иностранные компании начали учиться регулировать риски, для того чтобы активы и обязательства в одной денежной единице были равны. Однако у отечественных организаций было значительно меньше времени для этого. Кроме того, большинство российских фирм считают валютные риски для себя незначительными. По их мнению, расходы, необходимые на управление ими, выше потенциальных потерь, которые фирма может понести в результате валютных колебаний. Но анализ денежных потоков организации показывает, что несущественные потери по каждой отдельной валюте в совокупности превращаются в значительные финансовые убытки. Более того, они становятся очевидными только в момент выставления счета оплаты продавцом покупателю. На самом деле убытки появляются много раньше – при принятии руководством решения подписать определенный контракт в конкретной валюте. Таким образом, уже заключая ту или иную сделку, следует предполагать возможные финансовые последствия. Следовательно, необходимо проводить комплексную оценку валютных рисков по всем договорам фирмы на определенный срок. Именно этот принцип лежит в основе нового продукта нашей компании.

– Кто отвечает за управление валютными рисками?

– В управлении валютными рисками участвуют специалисты финансового отдела и риск-менеджер. Последний выявляет и оценивает риски, а также выбирает методы и инструменты управления ими, которые финансисты затем используют в своей работе. Руководство этим процессом, как правило, находится в компетенции финансовых руководителей. Ведь именно они больше всего страдают из-за валютных рисков. Их поощряют за прибыль и наказывают за убытки. Нередко компании на стадии внедрения методики управления рисками обращаются к помощи консультантов.

Однако, по мнению многих специалистов, на начальном этапе управлением валютными рисками не должен руководить финансовый директор. Если же впоследствии это войдет в его обязанности, в качестве подспорья в компании должна быть организована служба внутреннего контроля. Иначе на предприятии может возникнуть ситуация, когда финансовый директор, «спрятав» отрицательные результаты валютных колебаний, представит руководству «красивую» отчетность.

– С чего компании следует начать оценку валютных рисков?

– Предприятия начинают серьезно задумываться об управлении валютными рисками, только уже прочувствовав их негативные последствия. В первую очередь риск-менеджерам необходимо определить, какие валютные составляющие оказывают влияние на финансовые результаты компании. Если же фирма привлекла консультантов, прежде всего им необходимо установить, какой у компании был опыт по управлению валютными рисками, условия ее работы с банками, частоту корректировок бюджета фирмы.

На этом этапе определяется открытая валютная позиция и степень ее подверженности риску. От качества проведенной работы и имеющихся в распоряжении фирмы методов прогнозирования валютного курса зависит итоговая эффективность управления рисками. Затем нужно сделать количественную оценку последних, определив убытки по фактической отчетности и сделав прогноз, какими они могут быть в будущие периоды.

– Возможна и обратная ситуация, когда изменение курса валюты приносит предприятию прибыль...

– Обычно компания при определении ожидаемых результатов конкретного договора исходит из действующего на день его подписания курса валюты. Предположим, в корпоративном бюджете заложи-

ли стоимость сделки, которая по расчетам составит 10 миллионов долларов исходя из курса 27 рублей за 1 доллар. Однако в результате положительного для компании колебания курсов реальная стоимость контракта составила 8 миллионов долларов. У фирмы образовалась прибыль в 2 миллиона. Очевидно, фирме придется корректировать инвестиционный план, бюджет, резервы. Если же в компании действует система управления валютными рисками, скорее всего прибыль от этого контракта распределена между минусовыми договорами. Как следствие, итоговый финансовый результат фирмы будет положительным.

Но следует помнить, что задачей торговой компании не является получение дохода от изменения валютных курсов. Поэтому, если организация выбрала определенную политику в отношении управления рисками, она должна придерживаться ее во всех случаях.

– Что представляет собой количественная оценка валютных рисков?

– Традиционно риски оценивают при помощи методологии VAR (Value at Risk), или определения «рисковой стоимости», которая основана на математической статистике и теории вероятности. Безусловно, метод требует адаптации под каждую конкретную компанию. Ведь специфика валютных рисков зависит от рода деятельности конкретной фирмы. Конечно, предприятия могут самостоятельно оценивать свои риски, но большинство из них не хотят тратить на это время, поэтому привлекают консультантов, преимущества которых очевидны. Они имеют большой опыт по внедрению методологии управления валютными рисками в различных организациях.

Приведу пример. Допустим, на текущий момент 1000 долларов стоит 27 000 рублей. С вероятностью 95 процентов мы можем утверждать, что через месяц 100 долларов подорожают или подешевеют не более чем на 50 рублей. То есть их стоимость будет находиться в диапазоне от 26 950 до 27 050 рублей. Показатель VAR характеризует максимально возможный размер потерь по открытой валютной позиции компании в течение конкретного периода времени с заданной степенью доверительности в 95 или 99 процентов.

Расчет по методу VAR основывается на финансовой отчетности по РСБУ, МСФО, отчетах о прибылях и убытках. Кроме того, для расчета VАR необходимо знать статистические данные о котировках валют, их текущий курс, заданный уровень вероятности, временной горизонт и величину открытой валютной позиции.

– Чем различаются открытая и закрытая валютные позиции?

– Валютной позицией называют разницу между объемами требований и обязательств фирмы в иностранной денежной единице. Если обязательства превышают требования, то это будет короткая открытая валютная позиция. Если же ситуация складывается наоборот – то длинная открытая. Когда же объемы требований и обязательств равны, валютная позиция будет считаться закрытой.

Открытую позицию выдержат не все компании, тем более производственные. Поэтому промышленным организациям мы рекомендуем придерживаться консервативной стратегии по валютному риску, затем перевести ее в умеренную. Нередко приказом по организации устанавливается первая, а на практике придерживаются второй. Высший менеджмент должен понимать, что ситуация может измениться и настанет момент, когда валютную позицию нужно будет пересматривать.

– Ситуация, когда валютные риски будут равны нулю, нереальна. Как определить их допустимый для фирмы уровень?

– Оценив возможные валютные риски, нужно определить их допустимый для фирмы уровень, прежде всего на основе субъективных ожиданий владельцев фирмы. Затем уже для более точного его расчета делается математический анализ финансовых данных прошлых периодов. Следует отметить, что конечный результат зависит от специфики компании. Если она открытая, в первую очередь следует ориентироваться на оценку допустимого рискового уровня акционеров. Ведь курсовая разница сильно влияет на финансовый показатель, который, в свою очередь, отражается на стоимости акций. Если компания закрытая – на субъективную оценку ее собственников. Необходимо обратить внимание, что решение владельцев организации о нулевом валютном риске неосуществимо.

Результатом расчетов станет рисковый коридор, колебания курсов в пределах которого для компании приемлемы. Как правило, допустимый уровень фиксируется официальным документом компании, который затем передается риск-менеджеру.

– Как компания может удержать валютные риски на допустимом уровне?

– Установив валютный коридор, риск-менеджеры переходят к выбору оптимальных методов управления рисками. Их можно разделить на внутренние и внешние. На стадии принятия решения о заключении тех или иных контрактов следует использовать в первую очередь внутренние инструменты. К ним относят покупку в нужном объеме денежных единиц, с которыми работает фирма, для закрытия ее валютной позиции. Регулирование последней таким способом возможно в том случае, если компания заключила большое количество контрактов по экспорту и импорту одновременно. Также целесообразно использовать метод диверсификации, когда договора подписывают в разных валютах, имеющих противоположные тенденции изменения курсов. Как следствие, если сроки поступлений и выплат в определенной денежной единице совпадают, достигается равновесие активов и обязательств. Можно также вносить в экспортно-импортные контракты валютные оговорки, которые бывают двух видов. Во-первых, расчет суммы сделки в устойчивой валюте. Во-вторых, включение в контракт условия об изменении его стоимости в той же пропорции, в какой произойдет колебание курса согласованной сторонами валюты платежа.

Как правило, отделы снабжения и продаж фирмы предоставляют риск-менеджеру свои нормативы по различным валютам на месяц. Последний следит за тем, чтобы они не нарушались. Однако ни одна фирма не застрахована от форс-мажорных обстоятельств. Если по валютным нормативам происходят отклонения, можно попытаться изменить денежную единицу того или иного контракта. Как показывает практика, если компания покупает товар со слабой конкурентной средой или предложение по нему определенной фирмы уникально, изменить валюту сделки может не получиться. В этом случае можно предложить партнеру распределить риск, связанный с курсовыми колебаниями денежной единицы договора. Допустим, на момент заключения контракта купли-продажи стоимость 1 доллара составляет 27 рублей. В соглашении прописывают, что в случае отрицательного изменения валютного курса, предположим, на 5 процентов риск берет на себя покупатель, если выше – продавец.

– Предположим, внутренние ресурсы закончились...

– В том случае если экспортер не согласился на распределение риска, товар покупать придется, а внутренние ресурсы закончились, можно использовать внешнее хеджирование, которое подразумевает заключение компанией срочных сделок с третьей стороной. Это уже задача финансистов. Риск-менеджер в этом случае должен дать указания захеджировать в банке определенную сумму.

Например, российская фирма закупила товары у зарубежного поставщика на сумму 50 000 евро. Их оплату она должна будет произвести через год. Очевидно, что рост обменного курса европейской валюты приведет к увеличению задолженности. Данный договор можно хеджировать с помощью покупки годичного форвардного контракта на 50 000 евро. Сегодня финансовые институты в России предлагают различные варианты срочных сделок, поэтому предприятия имеют широкие возможности по хеджированию валютных рисков. Застраховавшись, компания лишается части прибыли. Однако при отсутствии страховки можно потерять гораздо больше.

Как показывает практика, к хеджированию каждой сделки прибегают в том случае, если в компании нет единой валютной позиции. Ведь определенная часть контрактов фирмы, как правило, не выходит за установленные рисковые рамки. Очевидно, нужно хеджировать не договоры, а определенные суммы. Допустим, в прошедшем месяце расходы фирмы были запланированы в размере 10 миллионов долларов, а в результате положительного для нее колебания валютных курсов они составили лишь 9 миллионов. В текущем месяце фирма получила доходы в размере 8 миллионов долларов, а затраты понесла в сумме 12 миллионов долларов. Таким образом, в данном случае компании нужно хеджировать не 4, а только 3 миллиона долларов.

– Не возникнет ли ситуация, когда решения риск-менеджера не будут выполняться в связи с тем, что сотрудники финансового отдела будут с ним не согласны?

– В практике многих компаний встречается ситуация, когда после того, как валютные риски выявлены, проведены все расчетные процедуры и высший менеджмент согласился с необходимостью мер по управлению ими, консультанты наталкиваются на непринятие новшеств специалистами финансовой службы. Руководству фирмы следует пойти путем убеждения каждого специалиста. От этого во многом зависит длительность периода внедрения модели управления рисками и ее эффективность. Поэтому необходимо разработать порядок взаимодействия подразделений компании и распределить полномочия и ответственность между ними.

Если решения риск-менеджера носят рекомендательный характер, предполагается, что они могут обсуждаться. Следовательно, за время, которое при этом затрачивается, они потеряют актуальность, и компания, скорее всего, понесет убытки. При этом ответственности за результат финансисты и риск-менеджер не будут нести. Поэтому последний должен давать указания, а первые их неукоснительно исполнять. Распределение полномочий важно с той точки зрения, что сотрудники будут понимать, за что они отвечают.

Беседовала эксперт «Консультанта» Василя Плеханова

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...