Мигрантам будет проще трудоустроиться

Мигрантам будет проще трудоустроиться

15.12.2006 распечатать

С 15 января 2007 года существенно меняется порядок оформления на работу иностранных граждан. Вступает в силу Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 110-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О правовом положении иностранных граждан в РФ” и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ”». Попытаемся разобраться, что изменилось в законах, какие особенности следует учитывать предпринимателю в 2007 году при приеме на работу иностранных граждан.

Изменения, внесенные в действующее законодательство, направлены на упрощение порядка трудоустройства иностранцев, которые приезжают на территорию России без оформления виз. Поправки к закону носят системный характер и принципиально меняют существующие процедуры легализации иностранных граждан в РФ.

Обзор действующих норм

Существует три формы легального нахождения иностранцев на территории России:

  • временное пребывание;
  • временное проживание;
  • постоянное проживание (вид на жительство).

Порядок трудоустройства нерезидента зависит от вида документа, выданного им на пребывание или проживание.

В отношении лиц, находящихся в России на праве временного пребывания, действует разрешительный порядок оформления на работу. Он предусматривает предварительное (до начала выполнения работником трудовых обязанностей) получение разрешений на право трудоустройства иностранца, как потенциальным работодателем, так и самим работником. Количество выдаваемых иностранцам приглашений на въезд в страну для осуществления трудовой деятельности ограничено квотами. Их ежегодно утверждает Правительство РФ.

Разрешительный порядок не распространяется на граждан, временно или постоянно проживающих в России, и на специальные категории работников (например, журналистов, сотрудников дипломатических миссий), которые имеют право свободного трудоустройства на срок выданных им документов. В настоящее время эта категория лиц составляет меньшинство трудовых мигрантов. Основная масса иностранцев, въезжающих в РФ с целью трудоустройства, – это лица с правом временного пребывания. При устройстве на работу им надо получить разрешение.

Как трудоустроиться по-новому

Поправки к Федеральному зако-ну от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» отменяют разрешительный порядок трудоустройства для иностранцев, которые прибывают в Россию в порядке, не требующем получения визы.

Безвизовый режим въезда сегодня действует в отношении граждан Республики Беларусь, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, на основании соглашения правительств РФ и названных стран от 30 ноября 2000 г. «О взаимных безвизовых поездках граждан» (далее – Соглашение). Кроме того, такое двухстороннее соглашение заключено между правительствами Украины и России. Прежде всего изменения коснутся граждан названных государств.

Иностранный работник имеет право пребывать на территории России 90 дней. Этот срок может быть увеличен Правительством РФ до 180 дней или уменьшен в зависимости от ситуации на рынке труда. В указанный период иностранец может заключить с российской организацией трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ. В связи с этим у него появляется возможность подать заявление на продление временного пребывания на срок действия данного контракта, но не более чем на один календарный год. Требование о получении работодателем предварительного разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы заменено на обязательное уведомление служб миграции и занятости населения. Отмену предварительного согласования заявлений о выдаче разрешений на привлечение иностранной рабочей силы со службами занятости населения можно расценить как положительное изменение, упрощающее процесс трудоустройства.

На основании заявления миграционная служба выдает разрешение на работу на территории соответствующего субъекта РФ и продлевает срок временного пребывания на период действия заключенного договора.

Отказать нерезиденту в выдаче разрешения можно только при отсутствии у него документов, указанных в Соглашении: паспорта, миграционной карты, квитанции об оплате государственной пошлины. Необоснованный отказ в выдаче разрешения может быть обжалован в вышестоящей службе по делам миграции или в суде в трехдневный срок. Данное положение Соглашения свидетельствует о том, что новый порядок носит скорее уведомительный, нежели разрешительный характер.

Следует обратить внимание на изменение, позволяющее иностранному гражданину, прибывшему в Россию в безвизовом порядке, сразу после въезда просить о предоставлении ему права временного проживания в стране на три года. Закон предусматривает процедуру рассмотрения подобных заявлений территориальной службой по делам миграции и устанавливает 60-дневный срок для принятия соответствующего решения. Исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на временное проживание установлен законом. Иностранным гражданам, прибывшим из безвизовых стран, разрешение на временное проживание выдается без учета квот, устанавливаемых Правительством РФ. Значимость внесенных изменений становится очевидной, если вспомнить, что данная категория иностранцев имеет право трудоустройства на срок до трех лет на территории того субъекта РФ, где им выдано разрешение на временное проживание.

Более того, на основании статьи 8 Соглашения, лица, имеющие пра-во временного проживания на территории РФ, уже через год после выдачи им этого разрешения могут обратиться в службу по делам миграции за получением вида на жительство. Это дает иностранцу право постоянно проживать и трудиться в России в течение пяти лет. Закон предусматривает возможность продления срока действия вида на жительство неограниченное число раз.

Временно и постоянно проживающие на территории РФ иностранные граждане обязаны в течение одного года с момента въезда в Россию встать на налоговый учет. Кроме того, они должны ежегодно подтверждать свое проживание в РФ. Подтверждение направляют в миграционную службу с приложением справки о доходах, копии налоговой декларации, иных документов, свидетельствующих об основании и размере полученных доходов на территории РФ.

При нарушении работником условий заключенного договора, а также требований миграционного законодательства разрешение на временное или постоянное проживание может быть аннулировано. Это произойдет, если иностранный гражданин:

имеет среднемесячный доход ниже прожиточного минимума;

по истечении трех лет с момента въезда не имеет на территории РФ жилого помещения;

уклоняется от представления в миграционную службу документов, подтверждающих состояние здоровья и постановку на налоговый учет.

С ходатайством об аннулировании разрешения может обратиться работодатель, если сотрудник предприятия нарушает условия заключенного трудового или гражданско-правового договора.

Изменения в порядке регистрации

Согласно действующим правилам, все иностранные граждане обязаны регистрироваться по месту фактического проживания, на основании разрешения Управления внутренних дел. При этом для временно или постоянно проживающих иностранцев обязательна ежегодная перерегистрация.

Данная процедура на практике затруднена нежеланием собственников помещений, предоставляющих жилую площадь мигрантам, афишировать факт их сдачи в наем. Кроме того, много работников-иностранцев фактически живет в помещениях, непригодных по санитарным нормам для проживания. Вследствие этого получила распространение подделка документов, регистрация по «подложным» адресам.

Новое миграционное законодательство упорядочивает существующие процедуры регистрационного учета и упрощает порядок контроля над перемещениями временно пребывающих на территории России иностранных граждан. В этих целях принят Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее – Закон «О миграционном учете»), который вступает в силу с 15 января 2007 года.

Для лиц, временно пребывающих на территории РФ, регистрация по месту проживания заменена уведомлением о месте пребывания. Иностранные граждане в течение трех рабочих дней с момента прибытия обязаны через принимающую организацию уведомить по почте миграционную службу о своем приезде в страну. Форма уведомления утверждена Правительством РФ. Местом пребывания может быть не только жилое помещение, но и учреждение или организация, где иностранный гражданин фактически находится.

Регистрация по месту жительства сохранена для иностранцев, имеющих право временного или постоянного проживания в России. Теперь она будет осуществляться на срок действия разрешения на временное (постоянное) проживание при наличии документов, подтверждающих право пользования жилым помещением. Кроме того, при перемещениях по территории РФ на срок более семи дней нерезиденты должны уведомить уполномоченную службу о том, где они находятся.

Интересно, что, в соответствии со статьей 21 Закона «О миграционном учете», отсутствие места жительства (т. е. жилого помещения на официальном праве пользования) является основанием для постановки иностранца на учет по месту пребывания. Можно предположить, что законом допускается отсутствие регистрации по месту жительства у иностранцев (временно или постоянно проживающих в России), если они соблюдают установленные процедуры уведомления о своих перемещениях. Вместе с тем следует учитывать, что отсутствие в течение трех лет у лица, проживающего на территории РФ, жилого помещения является основанием для аннулирования выданного разрешения на проживание.

Следуем международным нормам

При применении нового законодательства следует учитывать положения международных соглашений РФ по вопросам трудовой миграции. В соответствии со статьей 15 Конституции РФ, если международным договором России установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то используются нормы соглашения.

Большое количество международных договоров в сфере миграции трудовых ресурсов заключено Россией в рамках СНГ. Часть из них носит рамочный декларативный характер, однако ряд документов, прежде всего двухсторонние международные соглашения, содержат нормы прямого действия, зачастую отличающиеся от положений нового миграционного закона.

Здесь прежде всего надо обратить внимание на договоры между Россией и Республикой Беларусь. Взаимоотношения двух государств в области трудоустройства граждан одной страны на территории другой закреплены решением Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 г. № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий» и договором между РФ и Республикой Беларусь от 25 декабря 1998 г. «О равных правах граждан».

Принцип равенства прав граждан РФ и Беларуси в сфере труда, заложенный в названных документах, означает, что трудоустройство граждан Беларуси, прибывших в Россию, производится по нормам Трудового кодекса наравне с гражданами РФ. Вместе с тем граждане Беларуси должны соблюдать порядок продления сроков временного пребывания и оформлять документы на проживание в нашей стране.

Некоторые подписанные Россией двухсторонние соглашения содержат условия, ограничивающие сроки заключения трудовых договоров с гражданами этих стран. Так, соглашение между Правительством РФ и Правительством Киргизской Республики от 28 марта 1996 г. «О трудовой деятельности и социальной защите трудящихся-мигрантов» предусматривает различный предельный срок работы граждан на территории другой стороны, в зависимости от вида заключенного контракта. Например, в рамках выполнения договоров подряда мигранты могут осуществлять трудовую деятельность в течение срока действия контракта, но не более одного года. В то же время предельный срок работы для мигрантов, имеющих трудо-вой договор, установлен в пределах двух лет (с возможностью продления данного срока не более чем на один год).

Можно ли подводить итоги

Безусловно, можно только приветствовать упорядочение взаимоотношений государства и граждан ближнего зарубежья, потоком прибывающих на территорию нашей страны в поисках работы. Новый порядок регистрации иностранных граждан стал более простым и понятным, устранены излишние согласования и дублиро- вание полномочий разных служб. Следует также отметить, что закон устанавливает четкие сроки для выдачи необходимых разрешений и выполнения регистрационных действия в отношении иностранцев.

Вместе с тем сегодня сложно сказать, будет ли вводимая система реально способствовать легализации большинства трудовых мигрантов или останется лишь декларацией о намерениях. Многое будет зависеть от содержания подзаконных актов, которые должно принять правительство во исполнение закона (например, Правил и порядка осуществления миграционного учета – статья 8 Закона «О миграционном учете»). Здесь существует риск усиления административного уклона в ущерб реальным задачам регулирования рынка трудовых ресурсов. С другой стороны, возможна ситуация бесконтрольного распространения мигрантов, если либеральный кон- троль над их перемещениями не будет работать.

Учитывая названные риски, разработчики изменений предусмотрели в пункте 1 статьи 18 Зако-

на от 18 июля 2006 г. № 110-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» возможность введения квот на выдачу разрешений на работу для лиц, пребывающих в Россию в порядке, не требующем получения визы. Данные квоты могут быть введены как на всей территории РФ, так и в отдельных субъектах. Предполагается, что квоты не будут распространяться на высококвалифицированных иностранных специалистов, в соответствии с перечнем профессий, утверждаемым Правительством РФ.

Почему так много нелегалов?

На практике применение разрешительного порядка осложнено высокой степенью бюрократизации. В процессе согласования участвует две службы: занятости и миграционная (подведомственная МВД). В ряде регионов получение разрешений, без привлечения так называемого «административного ресурса», может растянуться на полгода и более. Не редки случаи формальных отказов в их выдаче.

Эта ситуация способствует процветанию разного рода «посреднических» услуг по оформлению разрешений на трудоустройство с использованием связей в соответствующих структурах. Помощь такого рода стоит дорого, поэтому работодатели зачастую предпочитают использовать труд нелегальных иммигрантов, в основном выходцев из стран ближнего зарубежья.

По данным статистики, количество иммигрантов, занятых в торговле, строительстве, транспортных перевозках, которые не получили разрешение на право трудоустройства, только в Санкт-Петербурге может превышать 120 000–140 000 человек. Аналогичная ситуация сложилась и в других крупных городах РФ.

Борьба с нарушителями

На межведомственном координационном совещании по борьбе с преступностью в Северо-Западном федеральном округе глава Министерства внутренних дел Рашид Нургалиев сообщил, что только в Петербурге по фактам проверки было выявлено 918 фирм, оказывающих услуги по регистрации, изъято 3500 поддельных бланков, специальное оборудование и голограммы.

Временно и постоянно проживающие на территории РФ иностранные граждане обязаны в течение одного года с момента въезда в Россию встать на налоговый учет

Иван Лебедев, начальник юридического отдела ЗАО «Конфлекс СПб»

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.