Дмитрий Плесконос: Реформа связи не стала неожиданностью

Дмитрий Плесконос: Реформа связи не стала неожиданностью

14.12.2006 распечатать

Современный деловой человек уже не может представить свою жизнь без мобильного телефона. Но, используя связь каждый день, мы не задумываемся, кто и как обеспечивает этот сервис. Телекоммуникационный бизнес претерпевает постоянные изменения, а летом этого года произошла очередная реформа законодательства в области связи. О сложностях и преимуществах работы в этой отрасли «Консультанту» рассказал Дмитрий Плесконос, генеральный менеджер компании «Билайн» по Московскому региону.

– Рынок телекоммуникаций в России еще очень молод. Чем он привлекателен?

– Сложно представить себе отрасль, которая развивается так же стремительно, как телекоммуникации.

Я хорошо знаком с компаниями, которые занимаются товарами широкого потребления. Рынок в этом сегменте поделен, категории продуктов развиты, а значит, потенциально можно продвигаться внутри группы, то есть расти относительно конкурентов. Телекоммуникационный бизнес функционирует по-другому, так как находится еще в начале становления. Это позволяет компаниям расти вместе с рынком и одновременно за счет собственных ресурсов, быстрее рынка.

За 10 лет, которые прошли с момента выхода «ВымпелКома» на Нью-Йоркскую фондовую биржу, компания превратилась из небольшой организации в лидера рынка со стоимостью бренда более 5 миллиардов долларов.

Бренд – это не просто рисунок. За картинкой должна стоять стратегия, все то, что компания хочет сказать обществу. Успешный бренд, его визуализация – хороший старт, он помогает в развитии. Но за этим должна следовать кропотливая работа по воплощению идеи: нужно выстроить правильные отношения с клиентами, партнерами, сотрудниками. Со всеми, кто так или иначе сталкивается с компанией. Поэтому, несмотря на то что с момента ребрендинга прошло полтора года, мы находимся в самом начале пути. Задача всех, кто сейчас работает в компании, – построить мощную структуру с яркой корпоративной культурой.

– Российское законодательство постоянно меняется, в том числе и в области связи. Как Вы оцениваете последние реформы в этой области?

– Законы не вводились все и сразу. Какие-то нормы принимались, какие-то отменялись. Изменение законодательства можно рассматривать с разных точек зрения, но сама идея реформирования в области связи и коммуникаций здравая. Если говорить о самом последнем нововведении – принципе «кто звонит, тот и платит», – это было ожидаемое решение. Такая система давно действует в большинстве стран мира, и, возможно, ее введение в России произошло несколько позже, чем это было необходимо. Рынок как таковой сложился, люди привыкли к той ситуации, в которой находились. Поэтому верная идея вызвала несколько больший резонанс, чем ожидалось. Когда в обществе ломаются стереотипы, всегда происходит некое «волнение в массах». Работает ли этот принцип сейчас? Да, безусловно.

Нововведение прежде всего коснулось абонентов фиксированной связи, его расходы на звонок покрывал пользователь мобильной сети. На мой взгляд, такая система была не совсем правильна, и теперь, благодаря изменениям в законодательстве, справедливость восстановлена. С этой точки зрения абоненты сотовой связи выиграли.

– Какие изменения в законодательстве «ВымпелКом» как участник телекоммуникационного сектора хотел бы увидеть в будущем?

– По нашему мнению, при подготовке новых законопроектов необходим диалог, в котором принимают участие все заинтересованные стороны. Ведь законодатели принимают решения, руководствуясь в том числе и потребностями игроков рынка. Сейчас мы предлагаем пересмотреть сумму, которую выплачивает поставщик фиксированной связи мобильному оператору за завершение звонка. Та цифра, которая принята сейчас, 0,95 рубля, кажется нам недостаточной. Потенциально для того, чтобы просто покрывать расходы сотовой компании, этот показатель должен равняться 1,1 рубля. Мы выдвинули такое предложение Федеральной службе по тарифам. Эту инициативу поддержали и другие операторы мобильной связи. Если же учесть, что нам нужно продолжать подключать абонентов, удерживать их, а значит, заложить в эту сумму компенсации затраты на развитие отрасли, то ставка, по нашим расчетам, должна составить где-то 1,35 рубля. Пока еще рано делать окончательные выводы, но мы надеемся, что до конца года будет выработан тариф, который устроит всех участников рынка.

– Изменения, внесенные в закон о связи, действуют уже около трех месяцев. Есть ли первые результаты? Повлияло ли это на абонентскую базу?

– Говорить о том, что мы увидели явные результаты, пока нельзя. Показательные данные появятся не раньше чем через несколько месяцев. Пока можно давать только приблизительную оценку перераспределения трафика.

Например, по Московскому региону в июле особых изменений заметно не было, ситуация держалась в рамках погрешности, сезональности. Летом многие разъезжаются, не так тщательно следят за новостями, даже за счетами на оплату. В августе уже появились незначительные изменения трафика, стало заметно увеличение входящих вызовов с городских телефонов на нашу сеть.

Пока абоненты определяются, выбирают для себя оптимальное поведение. Например, некоторые люди раньше старались не звонить со стационарных телефонов на мобильные. Они неловко чувствовали себя, осознавая, что тратят чужие деньги. Сейчас это ограничение отпало. С другой стороны, некоторые тарифные планы предусматривают льготные расценки на звонки с мобильного на мобильный, так что в итоге цена разговора сопоставима с городским вызовом.

В целом, как я уже говорил, делать выводы пока рано, о первых качественных результатах станет известно лишь к концу года.

Несмотря на все косвенные факторы, наша абонентская база продолжает динамично расти. Не так давно мы предложили рынку поменять политику учета абонентов. Начиная с 2005 года мы представляем две цифры: общее количество зарегистрированных пользователей и активные абоненты (которые за последние три месяца осуществляли платные транзакции). Их число постоянно и динамично растет. Вместе с этим увеличиваются и наиболее важные операционные показатели: выручка в пересчете на одного абонента (ARPU) и количество использованных минут на одного абонента за месяц (MOU). Во втором квартале этого года каждый абонент в Московском регионе тратил в месяц в среднем 13,4 доллара (в прошлом периоде выручка на одного абонента составляла 11,9 доллара). А трафик одного московского абонента увеличился за квартал со 124,4 до 138,9 минуты в месяц.

– Что «ВымпелКом» предлагает корпоративным клиентам? Какие изменения ждут их в ближайшем будущем?

– Линейка продуктов, которую «Билайн» предлагает корпоративным клиентам, очень широкая, но мы не собираемся останавливаться на достигнутом. Говорить о конкретных идеях, которые ожидают реализации, означает забегать вперед, чего делать не следует. Но приоритетные направления развития можно обозначить уже сейчас.

Для бизнеса связь голосом – это лишь одна составляющая коммуникации, которой не всегда хватает. Не меньшую роль играют такие сервисы, как мобильная почта, Интернет, передача данных. Именно на эту область услуг мы делаем упор, разрабатывая предложения для корпоративных клиентов.

Культура корпоративной связи в России недостаточно развита. Компания должна понимать, что коммуникации помогают работать бизнесу, способствуют его росту. Мобильный телефон для сотрудника во многих компаниях воспринимается как часть социального пакета. Но это не так. Сотовая связь – это средство, инструмент работы, помогающий принимать правильные решения и развиваться. Это необходимо бизнесу.

Помимо сервисов, мы стараемся максимально упростить обслуживание корпоративных счетов. У клиентов могут быть пожелания относительно формы и вида расчетных документов, корректировок и прочего. Индивидуальный подход значительно облегчает сотрудничество между компанией и оператором.

Мы не стоим перед выбором, какое направление развивать в первую очередь – корпоративное или частное. Стратегия их продвижения совершенно разная. Количество абонентов – физических лиц – уже приблизилось к порогу насыщения, а потому работа с ними направлена в большей степени на удержание. Компании же еще делают выбор: нужна ли им корпоративная связь, какого оператора предпочесть. И мы стремимся к тому, чтобы этот выбор был в нашу пользу.

– Собирается ли «Билайн» развивать новые направления бизнеса, например предоставлять услуги Интернета, IP-телефонии?

– Развивая новое направление, нужно быть уверенным, что именно в этой области компания, используя свои ресурсы и умения, сможет занять достойную позицию. Говоря об IP-телефонии, не стоит забывать, что это не только эффективное средство связи, но и продукт, который требует существенных трудовых и финансовых затрат. Прежде чем запустить подобный проект, нужно получить множество лицензий, построить объекты, развить сеть... Это длительная и дорогостоящая процедура.

Для того чтобы серьезно задуматься о внедрении проектов такого уровня, надо быть полностью уверенным, что все существующие направления деятельности уже развиты, достигли своего максимума. Но «Билайн» присутствует еще не во всех регионах России, нам есть к чему стремиться. Мы знаем, что у нас, как у крупнейшего оператора мобильной связи, впереди еще много работы и есть перспективы дальнейшего динамичного роста. А о новых направлениях и продуктах мы думаем всегда.

– Продолжает ли компания выходить на рынки стран СНГ?

– Прийти в другую страну и получить там лицензию на предоставление услуг связи юридически невозможно. Поэтому мы покупаем бизнес, который соответствует нашему, приобретаем и развиваем уже существующие телекоммуникационные компании. Первой страной СНГ, в которую пришел «Билайн», стал Казахстан, за ним Украина. В октябре этого года дочерние общества «ВымпелКома» начали функционировать в Таджикистане и Узбекистане. Сейчас идут работы на территории Грузии, где будет развернута новая мобильная сеть GSM/GPRS/EDGE, готовая к внедрению услуг 3G/UMTS и WiMAX.

Беседовала эксперт «Консультанта» Дарья Береславская

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.