Вижу тебя – насквозь

Вижу тебя – насквозь

07.12.2006 распечатать

Сведения об учредителях, директоре, лицензиях, размере уставного капитала, дате регистрации и прочие данные фирмы, есть в едином государственном реестре (ЕГРЮЛ). И ни для кого не секрет, что большинство сведений этого реестра открыты. И получить почти всю информацию, как по партнеру, так и по конкуренту, может почти любой.

Дешево, но незаконно

Обязанность вести единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) предусмотрена законодательством (п. 1 ст. 4 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ). Чтобы получить данные из ЕГРЮЛ официально, нужно сделать запрос и внести оплату за услуги (п. 1 ст. 7 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ). Однако найти эти сведения можно и неофициально. И, как показывает практика, для этого совсем не обязательно иметь собственную службу безопасности. Если фирма хочет получить информацию на поставщика или покупателя «для личного пользования», то можно купить пиратский компакт-диск с базой ЕГРЮЛ. Предложения о продаже пиратской версии базы часто висят в интернете. Найти ее можнои на компьютерных рынках, на развалах рядом с вокзалами. Стоимость сведений обо всех российских организациях продавцы обычно оценивают в 150–300 долларов. Официальный же аналог базы правительство оценило в пятьдесят тысяч рублей (п. 24 Правил ведения ЕГРЮЛ и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных постановлением Правительства от 19 июня 2002 г. № 438 – далее Правила). Чтобы у подотчетников не возникло проблем с подтверждением расходов на пиратский диск, услужливые продавцы обычно сами предлагают выписать товарный чек на покупку примочки к компьютеру. Или лицензионной программы, которую тут же выдадут за небольшую доплату. Ведь напрямую учесть эти расходы в затратах фирма не сможет.

Некоторые фирмы считают, что, покупая пиратскую базу, они добудут сведения, которые официальным путем получить из государственного реестра не удастся. Например, паспортные данные директора проверяемой организации или сведения об открытых контрагентом счетах в банках. Однако это не всегда так. И базы с этими сведениями стоят намного дороже, чем обычный ширпотреб. К тому же данные пиратских баз, скорее всего, устаревшие. Не скрывают этого и сами продавцы. Обычно при продаже они, например, говорят, что диск содержит данные из ЕГРЮЛ с 1 июля 2002 года по 1 июля 2006 года. А сейчас уже ноябрь. Если у интересующего вашу фирму контрагента произошли какие-то изменения, то пиратский диск их не покажет.

Не стоит забывать и о том, что распространение пиратской версии ЕГРЮЛ – уголовное преступление (ст. 183 УК). И во время проверки в первую очередь смотрят рабочий компьютер бухгалтера. А если нужно, то и восстанавливают стертые данные. Если проверка установит использование контрафакта, что у фирмы могут возникнуть серьезные поблемы.

Есть и еще один минус – не всегда информацию, полученную подобным образом, можно использовать. В суде, для списания просроченной задолженности ликвидированных контрагентов, во время налоговой проверки, пиратский реестр – не помощник. А ведь получить практически всю ту же самую информацию о контрагенте можно и официально. К тому же эта процедура не сложна и весьма доступна.

Помощь посредников

Когда фирме важно получить именно официальную выписку из ЕГРЮЛ, а бегать «по коридорам» с запросом сотрудникам фирмы некогда, можно поручить это мероприятие посредникам. Ими, как правило, выступают организации, которые оказывают юридические или консалтинговые услуги. Объявления о справках из ЕГРЮЛ «на заказ» можно найти в интернете, газетах или спросить у знакомых (наверняка кто-то хоть раз пользовался). Стоимость подобных услуг варьируется от 650 до 1300 рублей за один документ – в зависимости от срочности заказа и потребностей исполнителя.

В этом случае придется сделать запрос от имени своей фирмы. Его составляют в произвольной форме (п. 20 Правил). В нем не забудьте указать название организации, о которой хотите получить информацию, и ее ОГРН. Затем можно написать, какие именно данные запрашивает ваша фирма и для чего они нужны. Перечень сведений, которые возможно узнать в ЕГРЮЛ, приведен в Приложении № 2 к Правилам. Это, например, информация: о лицах, имеющих право работать без доверенности от имени организации, адресе, лицензиях, учредителях, филиалах, и так далее. Фирма может заказать выписку из реестра с необходимыми сведениями или запросить копии имеющихся в реестре документов (п. 20 Правил). Обратите внимание – существует ограничение: паспортные данные физических лиц и информацию о счетах, открытых контрагентом в банках фирме просто так не получить (п. 1 ст. 6 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ). Но в некоторых случаях запрет можно обойти. Дело в том, что он не распространяется на копии учредительных документов контрагента, выданные из реестра, которые содержат эти сведения (п. 1 ст. 6 Закона № 129-ФЗ). Так что в случае необходимости можно указать перечень этих документов в запросе.

После того, как запрос будет составлен, придется выписать доверенность на сотрудника юридической конторы, заплатить деньги и ждать результата. В условленный день посредник передаст вам ответ. Он может быть в таких вариантах: выписка с запрашиваемой информацией, копии запрошенных документов или справка о том, что указанная интересующая вас организация в реестре не числится.

Получаем сами

Если же фирма не хочет переплачивать деньги или информировать посторонних о том, что интересуется какой-то организацией, то получить данные из реестра можно и самим. В этом случае нужно составить опять-таки запрос в ЕГРЮЛ. Его подают в ту налоговую инспекцию, которая зарегистрировала интересующую вас организацию. Сведения о налоговой, которая зарегистрировала конкретное юридическое лицо, можно найти в интернете на сайте www.nalog.ru. Не забудьте внести оплату за предоставление данных из реестра. Если фирма готова подождать ответ в течение пяти дней, то плата за него составит по 200 рублей за каждый указанный в запросе документ. За срочный ответ на следующий день придется заплатить 400 рублей, так же за каждый указанный документ (п. 21, 23 Правил). Понадобится и доверенность от имени вашей организации на сотрудника, который будет подавать запрос и забирать ответ.

Фирма может получить сведения о юридических лицах, которые есть в реестре, в электронном виде. В этом случае в первый раз придется заплатить пятьдесят тысяч рублей и по пять тысяч рублей за каждое последующее обновление. Плата за годовое абонентское обслуживание одного рабочего места составляет сто пятьдесят тысяч рублей (п. 24 Правил). Доступ к электронной базе ЕГРЮЛ можно получить и через интернет. Чтобы его оформить, нужно отправить на почтовый адрес Федеральной налоговой службы документы, подтверждающие оплату услуг, и заявку (приложение № 1 к Порядку предоставления в электронном виде сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, утвержденный приказом ФНС от 21 октября 2004 г. № САЭ-3-09/7@). Затем организация получит уведомление с принятым ФНС решением о предоставлении сведений. В нем будут указаны атрибуты доступа (имя получателя, пароль, и так далее). Срок их действия по конкретной заявке составляет один год с момента предоставления ФНС.

Спорные расходы

Одним из положительных моментов использования официального доступа к реестру некоторые бухгалтеры считают возможность учитывать расходы на него при расчете налога на прибыль. Однако московское УФНС считает, что делать это фирмы не имеют права. Поскольку организации вносят плату за выписки из реестра на основании закона о регистрации юридических лиц (ст. 7 Закона № 129-ФЗ). И плата за предоставленные сведения из ЕГРЮЛ – это оплата за оказанные услуги. Поэтому ее нельзя считать госпошлиной и относить к налоговым платежам. И значит, по мнению чиновников, эти расходы «не удовлетворяют критериям признания расходов для целей налогообложения прибыли, и они не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль» (письмо УФНС по г. Москве от 22 декабря 2005 г. № 20-12/95335).

Что ж, позиция налоговиков весьма спорна. Ведь в Налоговом кодексе помимо госпошлины и некоторых налоговых платежей указаны и другие виды расходов. Основные же критерии для их учета – это наличие подтверждающих документов и экономическая обоснованность (п. 1 ст. 252 НК). Документы об оплате у фирмы обычно есть. А вот об экономическом обосновании, способном убедить налоговиков, придется позаботиться. Например, фирма получает сведения для проверки надежности поставщика. В этом случае налоговую инспекцию можно побить ее же картой. Ведь налоговики периодически пытаются снять расходы, оплаченные несуществующим организациям. Мотивируя это тем, что фирма изначально должна проявлять «определенную заботливость и осмотрительность, которая позволила бы рассчитывать на надлежащее исполнение налоговых обязанностей» (приложение к обзору схем от 17 января 2006 г. № 17-10/1953). Поддерживают правильность подхода налоговиков и некоторые суды (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29 мая 2006 г. № Ф04-3158/2006(23240-А75-40)). И, значит, выписка из реестра в этом случае нужна в целях «заботливости и осмотрительности», подтверждения реальности существования поставщика и, соответственно, учета в затратах уплаченных ему денег.

Похожая ситуация возникает и с подтверждением вычетов по НДС. Некоторые налоговые инспекторы убеждены, что если поставщик не зарегистрирован в ЕГРЮЛ, то и вычета фирме не положено. И, значит, выписка из реестра может потребоваться в этой ситуации для подтверждения реальности поставщика и правомерности вычета по НДС.

Правда, не исключено, что в этом случае налоговики могут вспомнить определение Конституционного Суда от 16 октября 2003 г. № 329-О. В нем говорится о том, что понятие «добросовестного» налогоплательщика нельзя истолковывать, как возлагающее на фирму дополнительные обязанности. И, значит, проверять поставщика не входит в обязательную процедуру, и расходы на выписку из реестра не обоснованы. И тогда вполне вероятно, что необходимость выписки и обоснованность расходов придется отстаивать в суде.

Организации также может потребоваться списать безнадежную задолженность ликвидированных покупателей. В этом случае выписка из реестра будет основным документом, который подтвердит их ликвидацию. И, значит, она является одним из оснований для признания долга безнадежным и, соответственно, уменьшения налоговой базы.

В перечисленных случаях фирма получает из реестра информацию. И если организация готова отстаивать затраты на оплату выписки, то в налоговом учете их можно отнести к расходам на информационные услуги (подп. 14 п. 1 ст. 264 НК).

В бухгалтерском же учете расходы на выписку из ЕГРЮЛ можно включить в расходы по обычным видам деятельности (п. 5, п. 7 ПБУ 10/99). Если ее получение связано с управленческими нуждами, то затраты учитывают на счете 26 «Общехозяйственные расходы» (44 «Расходы на продажу»).

Стоимость сведений обо всех российских организациях продавцы пиратской базы ЕГРЮЛ оценивают в 150–300 долларов

«Сведения о номере, о дате выдачи и об органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица, сведения о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти, органам государственных внебюджетных фондов» (п. 1 ст. 6 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ)

Используем интернет

Проверить реальность предоставленных контрагентом данных можно и не пользуясь услугами ЕГРЮЛ. Например, на интернет-сайте www.mosnalog.ru можно узнать информацию о действительных и недействительных ИНН организаций, недействительных свидетельствах и наличии у интересующей вас фирмы лицензий на алкогольную продукцию. На сайте www.buhinfo.com есть бесплатная программа, которая позволяет протестировать ИНН, КПП, БИК, ГРН, номер ПФР.

Анна ДАВЫДОВА

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.