Специалисты разъясняют:Расходы рекламные нормируемые

Специалисты разъясняют:Расходы рекламные нормируемые

05.12.2006 распечатать

Как известно, в налоговом учете рекламные расходы делят на нормируемые и нет. Первые учитывают в себестоимости в пределах 1 процента выручки, вторые – полностью. Казалось бы, в пункте 4 статьи 264 Налогового кодекса четко указаны все расходы на рекламу, которые учитывают при расчете облагаемой прибыли в полном объеме. Между тем по многим подобным затратам часто возникают споры. А именно: к какой группе их следует отнести – к нормируемым или ненормируемым? Можно ли вообще те или иные расходы включать в состав рекламных? На помощь приходят разъяснения Минфина. В статье мы постарались рассмотреть наиболее интересные из них.


К рекламе относится...

...информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования (товару, изготовителю, продавцу, мероприятию), формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Разберемся на конкретных примерах, какие расходы по этому определению можно считать рекламными.

Возьмем рассылку рекламных буклетов и каталогов по почте или в Интернете. Важный момент здесь – адресность отправки. Если конкретные получатели буклетов не определены, то потраченные на рассылку средства правомерно отнести к рекламным расходам. Иначе дело обстоит, если рекламную продукцию отправляют по определенным адресам (например, потенциальным клиентам). Тогда считать эти затраты рекламными и списать в уменьшение облагаемого дохода нельзя, разъяснил Минфин России в письмах от 18.01.2006 № 03-03-02/13, от 24.04.2006 № 03-03-04/1/390. Аналогично решается воп-рос и с затратами на проведение дегустации товаров. Включить расходы на ее организацию в состав рекламных можно при условии, что в ней принимают участие все желающие (письмо Минфина России от 16.08.2005 № 03-04-11/205).

Еще один популярный вид рекламной кампании – реклама на автомобилях. Например, фирма для распространения информации о себе среди неопределенного круга лиц перекрашивает машину в корпоративный цвет, наносит свои логотип, слоган, номера телефонов. Будут ли потраченные средства отнесены к рекламным расходам, или их нужно включить в затраты на модернизацию или ремонт основных средств? Мнение Минфина России по этому поводу таково: данные издержки считаются рекламными (письмо от 30.12.2005 № 03-03-04/2/148).

Обратите внимание: реклама в прессе, а именно в “нерекламных” журналах или газетах, обязательно должна сопровождаться особыми пометами (например, “На правах рекламы”). Иначе признать расходы рекламными и списать их в уменьшение налогооблагаемой прибыли будет нельзя (письмо Минфина России от 31.01.2006 № 03-03-04/1/66).

Рекламные и нормируемые

Итак, к ненормируемым рекламным расходам относят затраты:

  • на рекламные мероприятия через СМИ;

  • на световую и другую наружную рекламу;

  • на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов.

Любые другие рекламные расходы включают в налоговую себестоимость в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации. При этом показатель выручки рассчитывают, исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за проданные товары (работы, услуги). Причем при определении дохода суммы налогов, которые продавец предъявляет покупателю, то есть НДС и акцизы, не учитывают. Поэтому брать эти налоги при расчете как выручки, так и нормативов рекламных затрат нельзя (письмо Минфина России от 07.06.2005 № 03-03-01-04/1/310).

Рассмотрим, какие рекламные расходы следует относить к нормируемым. Например, реклама на транспортных средствах. Она не считается наружной. Значит, затраты на ее изготовление включают в налоговую себестоимость в размере, не превышающем установленный норматив. Такая позиция изложена в письме Минфина России от 02.11.2005 № 03-03-04/1/334. Причем, как отмечается в другом письме финансового ведомства, нормироваться должны не только затраты на разработку изображения и его нанесение на автомобиль, но и расходы на бензин, использованный при эксплуатации машин с логотипами. Правда, это касается только ситуации, когда транспортное средство используется исключительно для рекламы, а не перевозки грузов или пассажиров (письмо Минфина России от 15.07.2005 № 03-03-04/1/75).

К нормируемым также относят затраты на проведение дегустаций (письмо МНС России от 27.03.2003 № 02-5-11/90-К035), изготовление рекламных листовок (письмо Минфина России от 26.11.2004 № 03-04-11/211), бесплатную раздачу призов.

Эксперт “НА” Е.Н. Тарасова

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.