Информационная система для качественного бюджетирования

Информационная система для качественного бюджетирования

01.12.2006 распечатать

Главным источником сведений внутри системы информационного обеспечения являются данные, учет которых в современных условиях невозможен без хорошего программного обеспечения. В качестве основного составного элемента порядка планирования и контроля следует назвать бюджетирование.

Важнейшими составными элементами управления деятельностью фирмы являются организация планирования и контроля и система управленческого учета. Они не могут быть построены автономно, так как зависят друг от друга содержательно, поскольку, например, данные учета используются при планировании. Задача контроллинга состоит в сортировке имеющихся составных элементов целого, проверке их на пригодность, доработке и объединении в систему.

Без контроллинга трудно представить себе целостную концепцию экономического управления предприятием, которая направлена на выявление всех шансов и рисков, связанных с получением прибыли в рыночных условиях. Он является неотъемлемой частью цикла руководства компанией, обеспечивая менеджеров структурированной информацией для принятия адекватных решений.

В целом контроллинг является системой сервиса для менеджеров, которые используют его для разработки планов деятельности компании и постановки управленческих задач. Их четкая реализация приводит к достижению конкретных результатов.

Место бюджетирования в управлении

Процесс бюджетного управления начинается с планирования, в ходе которого устанавливаются показатели результативности работы компании в течение определенного периода. Планирование, как правило, основывается на использовании имеющегося объема исходных данных. Система информационного обеспечения, в свою очередь, ориентирована на пополнение базы первичных сведений. В результате появляется возможность сформировать анализ «план-факт», по результатам которого устанавливаются причины отклонений, устраняются ошибки и разрабатываются корректирующие мероприятия. После этого снова начинается процесс планирования – круг замыкается.

Инструменты типовой конфигурации «1С: Предприятие 8.0 Управление производственным предприятием (УПП)» позволяют планировать деятельность компании через систему баланса доходов и расходов, учитывать факты, транслировать

их в подсистему бюджетирования. Кроме того, типовая конфигурация позволяет проводить финансовый анализ плановых и фактических данных, на основе которого менеджеры предприятия могут принимать управленческие решения.

Достижения автоматизации

Нашей компанией осуществлен проект по расширению типового функционала подсистемы бюджетного управления в крупной производственной компании, имеющей холдинговую структуру. Данная программа позволяет реализовать основные функции системы контроллинга, способствующие эффективному решению всех задач, стоящих перед менеджерами любого уровня.

Внедренная информационная система является инструментом бюджетного управления компании, интегрируя подсистемы планирования, учета, контроля и анализа. В ней расширена структура аналитики плановых и фактических данных для повышения оперативности информационного обмена между всеми участниками бюджетного процесса. Она обеспечивает руководителей всех уровней управления необходимым объемом информации для разработки и принятия эффективных управленческих решений.

Что касается финансовой структуры компании, то, помимо традиционных центров ответственности, в системе предусмотрены дополнительные аналитические разрезы бюджетирования, содержащие такие виды элементов финансовой структуры, как центры финансового учета, центры активности и центры – держатели бюджета. Данная аналитика реализована с целью дифференциации под- разделений по степени ответственности за результаты деятельности компании. Она отражает участие отдельных должностных лиц и структурных подразделений в процессе управления и закрепляет функции ведения учета и формирования отчетности, а также помогает взаимодействовать департаментам компании в рамках системы бюджетного управления.

Кроме того, в стандартную конфигурацию УПП добавлены дополнительные аналитические разрезы по финансово-хозяйственной деятельности компании, такие как: виды деятельности, виды продукции, виды смет, мероприятия, элементы экономической классификации, характер движения статьи по бюджету.

Данные, сгруппированные по активному признаку (закупки, административные расходы и т. д.), составляют функциональные бюджеты компании. Они, в свою очередь, образуют бюджетную структуру, в соответствии с которой формируются основные итоговые отчеты предприятия: бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, бюджет запасов, бюджет инвестиций.

Статьи оборотов по бюджетам унифицированы, т. е. в общем случае для каждого вида бюджета (БДР, БДДС и т. п.) не требуется свой перечень разделов, одна и та же статья может входить в разные бюджеты.

Информационная система в помощь руководителю

В процессе исполнения плана доходов и расходов производится предварительный контроль наличия свободных лимитов и резервирование средств в бюджетах под заключенный договор или внутренний заказ предприятия. Таким образом, исключается возможность заключения договора на поставку товаров или услуг, если в планах компании средства на эти цели не предусмотрены.

В программе одновременно отражен факт осуществления хозяйственной операции в системе регламентированного учета и плане бюджетного управления, что позволяет оперативно отслеживать отклонения в процессе исполне-ния бюджетов. Модифицированная УПП позволяет корректировать бюджетные показатели, фик- сировать решения об изменении сумм и аналитики лимитов и запланированных в бюджетах данных.

Степень эффективности бюджетного управления оценивается изменениями стоимости компании, которая рассчитывается в информационной системе по двум подходам: доходному (с использованием средневзвешенной стоимости капитала для расчета ставки дисконтирования) и затратному.

Таким образом, программа помогает принимать управленческие решения, является инструментом контроллинга. Она выполняет эти функции благодаря возможности отбора и обработки информации, релевантной для выбора того или иного шага. Менеджер получает сжатую, систематизированную информацию и может таким образом оценить возможные последствия и принять решение.

Контроллинг является неотъемлемой частью цикла руководства компанией, обеспечивая менеджеров структурированной информацией для принятия адекватных решений

Сергей Порфирьев, директор департамента проектов компании «1С: Автоматизация», Анна Салихова, ведущий консультант по бюджетированию компании «1С: Автоматизация»

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.