Андрей Антонов: Инструмент привлечения инвестиций зависит от цели компании

Андрей Антонов: Инструмент привлечения инвестиций зависит от цели компании

29.11.2006 распечатать

Чтобы успешно развиваться, компаниям необходимо непрерывное финансирование. Поэтому спрос на инструменты привлечения капитала постоянно растет. Как следствие – на рынке предлагается все больше вариантов внешнего финансирования. Андрей Антонов, вице-президент компании «Трансбункер», рассказал «Консультанту» об основных инструментах привлечения инвестиций.

– Господин Антонов, расскажите, какие инструменты привлечения капитала в настоящее время представлены на отечественном финансовом рынке?

– Российский рынок привлечения инвестиций постоянно совершенствуется. Этот процесс прежде всего связан с усилением конкуренции между финансовыми институтами. Кроме того, появляются грамотные менеджеры и целые команды управленцев, для которых, например, понятие «проектное финансирование» – не просто модный термин. На самом деле это совершенно особый продукт, требующий отдельных осмысленных подходов к кредитованию. Конкуренция заставляет финансовые институты бороться за хороших клиентов, искать новые формы фондирования, предлагать финансирование на более интересных условиях. Например, это могут быть уступки в виде более низкой ставки процента, оптимальных сроков, упрощенной схемы обеспечения кредита и т. п.

С другой стороны, меняются и сами заемщики. На смену владельцам компаний, которые одновременно являются управляющими, приходят наемные менеджеры. Это способствует ужесточению требований к управленческому учету, прозрачности операций и внятности отчетов.

Поэтому, кроме прямого кредитования, в банках все больше компаний могут себе позволить выйти на рынки со своими рублевыми облигациями. В последние несколько лет весьма распространенным стал выход российских предприятий на рынки валютных облигаций. При этом фирмы используют совершенно новый для развитых биржевых площадок продукт, так называемые Credit Linked Notes (CLN). Они отличаются от более консервативных валютных облигаций тем, что там существенно облегчены процедуры регистрации проспекта эмиссии. Таким образом, размещение бумаг можно осуществить в относительно короткие сроки, порядка двух-трех месяцев. За этот период компания успеет подготовить информационный меморандум, разослать его потенциальным инвесторам, провести презентационные встречи с ними (так называемые road-show), закрыть книгу и получить деньги.

В последнее время отечественные предприятия стали активно выходить с предложениями размещения акций на различных биржевых площадках (т. н. Initial Public Offering (IPO)). Этому способствовал рост внутренней организованности российских компаний, уровня их прозрачности, качества готовящейся финансовыми службами отчетности. Причем и в данном случае, как и при варианте с валютными облигациями, многие из отечественных фирм успешно осваивают новый рынок – проводят IPO не на главной площадке Лондонской биржи, а на так называемой Alternative Investment Market (AIM). Выход на AIM значительно проще и традиционно использовался лишь для торговли акциями английских компаний. Необходимые процедуры проверки уровня управляемости и перспектив роста акций компании здесь делегированы биржей так называемым «номинированным консультантам» (Nominated Advisors). Это позволяет сократить сроки подготовки к выходу на IPO до примерно шести месяцев.

Альтернативой IPO может стать вариант привлечения в бизнес стратегического инвестора либо продажа определенного пакета акций финансовому инвестору.

– Наверняка стоимость инструментов существенно различается. Какой из существующих вариантов обойдется компании дешевле, а какой считается самым дорогим?

– Сложно однозначно ответить на этот вопрос. Выход на IPO не предполагает никаких процентов за пользование кредитами. На первый взгляд это самый дешевый способ привлечения капитала. К тому же нет необходимости возвращать заемные деньги, как по истечении срока действия кредита, наступления момента погашения валютных или рублевых облигаций.

Вместе с тем это самый сложный и дорогостоящий вариант с точки зрения процедур проверки и оформления. Ведь при этом компаниям приходится использовать услуги адвокатов, аудиторов, финансовых консультантов и брокеров. Внутренние процедуры реорганизации, которые, как правило, приходится проводить на предприятиях, выходящих на IPO, не всегда дешевые и простые. Поэтому затраты компании редко ограничиваются суммами меньшими, чем шестизначные. При самом дешевом варианте – выходе на AIM Лондонской биржи – есть возможность уложиться в бюджет порядка 1 миллиона долларов США. Причем вовсе не обязательно, что на этом расходы предприятия закончатся. Если компания котируется на бирже, она должна содержать независимого аудитора и корпоративного адвоката. Это, как правило, признанные биржей либо согласованные с «номинированным консультантом» специалисты. Также фирме не обойтись и без «независимых членов совета директоров». Это люди, пользующиеся авторитетом и уважением в обществе и формально участвующие в работе совета директоров. Такую роль могут выполнять отставные руководители крупных компаний, популярные телеведущие, спортсмены и т. д. Конечно, все это приходится включать в бюджет расходов по управлению бизнесом. Вместе с тем нельзя сказать, что все затраты – напрасно выброшенные деньги. Это фактически переход компании на новый, более высокий уровень организации и управления.

Самым дорогим можно считать вариант прямого кредитования в банке. Он наиболее простой и понятный с точки зрения процедуры оформления. Однако, помимо очевидной необходимости выплат процентов за пользование кредитом, возникают дополнительные расходы, связанные с оформлением залогов, администрированием кредитов и т. п.

– Хотелось бы узнать Ваше мнение, по какому принципу компании следует выбирать подходящий именно ей инструмент привлечения капитала?

– Существует предел привлечения средств на цели финансирования долгосрочных вложений. Он определяется соотношением собственных и заемных средств компании. Это так называемый финансовый рычаг (financial leverage). Как правило, в зависимости от отрасли и размера компании это соотношение не может быть больше, чем один к двум. Поэтому если фирма планирует масштабные вложения во внеоборотные активы, например новое капитальное строительство, сделки по слиянию или поглощению других компаний и т. д., то привлечение за счет выхода на IPO – самый оптимальный вариант.

Если же предприятию необходимо профинансировать увеличение размера оборотных средств, то проще всего оформить для этого банковский кредит. В настоящее время существует конкуренция банковских услуг на отечественном рынке. Она поддерживается активным выходом на него крупных иностранных банков. Поэтому компаниям вполне реально взять кредит по весьма разумным ставкам.

– Мы рассмотрели основные вопросы привлечения инвестиций для крупных компаний. Но основную часть отечественного бизнес-сообщества составляют средние и небольшие фирмы. Неужели на финансовом рынке для них не найдется подходящих вариантов получения капитала?

– Выпуск облигаций, и тем более выход на IPO, оправдан лишь в тех случаях, когда речь идет о существенных объемах привлечения капитала для финансирования крупных проектов. Малым и средним предприятиям остается вариант прямого кредитования в банке.

В настоящий момент, учитывая обострение конкуренции в банковском секторе, крупнейшие кредитные организации начинают борьбу за представителей малого и среднего бизнеса. Ведь чем больше таких клиентов, тем надежнее положение банка. Это своеобразный индикатор его запаса прочности. Крупному клиенту всегда легче погасить кредиты и уйти на обслуживание в другой банк. Он имеет возможность надавить и заставить банк предоставить ему сниженные ставки по займам, более выгодные условия и т. п. Если кредитная организация ориентирована только на таких клиентов, то она подвергает себя очевидному риску. Предприятия малого и среднего бизнеса, как правило, являются основой любой рыночной экономики. Однако в России это существенный «кусок» рынка, который большинство отечественных банков еще не освоили. В связи с этим уже сейчас такие предприятия – желанные клиенты наиболее «продвинутых» кредитных организаций.

Альтернативой выходу на IPO для малых предприятий может стать вариант привлечения в бизнес стратегического инвестора или продажа определенного пакета акций финансовому инвестору. Сделку важно провести грамотно, а именно: правильно выбрать стратегического инвестора, хорошо проработать юридическую схему приобретения. Если процедура проведена качественно, то это, как правило, дает действенный эффект – слияние поднимает авторитет торговой марки компании и способствует увеличению оборотов. Объем операционной и чистой прибыли в данном случае также возрастет. Вместе с тем, если речь идет о привлечении стратегического инвестора, существует опасность того, что владелец потеряет контроль над бизнесом. Этот риск зависит от конкретной сферы, в которой работает компания, а также от условий сделки и должен быть просчитан заранее.

– Расскажите, как складывалась Ваша карьера до того, как вы стали вице-президентом компании «Трансбункер»?

– По моему убеждению, большинство людей способны развиваться и добиваться положительных результатов в работе. Для этого прежде всего необходимо определить круг целей, достижение которых может привести к успеху. После того как задачи будут поставлены, следует настроиться на кропотливую работу, направленную на их решение. На мой взгляд, не нужно бояться ошибок и резких поворотов. Вершины покоряют лишь те, кто, несмотря ни на какие препятствия, пытается их штурмовать. Иногда человеку «подыгрывает» случай, либо помогают другие люди. Однако это – не главные составляющие успеха, а лишь факторы, способствующие или препятствующие его достижению.

В этом контексте мой путь в бизнесе достаточно показателен. В 1991 году я закончил с отличием МГИМО. После окончания института стало очевидным, что знания, полученные в советском вузе, – лишь неплохая база для того, чтобы определиться с выбором профессии.

Поэтому я устроился на работу в одно из многочисленных появившихся тогда в Советском Союзе совместных предприятий. Причем тот факт, что я мог немного изъясняться на иностранном языке, предопределил профессиональную специализацию. Так я стал связующим звеном между финансистами-иностранцами, которые пытались тогда разобраться в особенностях советского бухгалтерского учета и отчетности, и главными бухгалтерами предприятий, разбросанных по территории Союза. Это была неплохая, но тяжелая школа. С одной стороны, она дала мне возможность понять особенности организации финансов и бизнеса крупных европейских компаний, а с другой – позволила напрямую, плотно взаимодействовать с корифеями советского бухгалтерского учета. Именно такое общение укрепило меня во мнении, что финансы – это наука, в особенности если речь идет о крупном предприятии. Управлять финансами нужно профессионально, на базе опыта и системных знаний. В то время быстрее всего получить знания можно было лишь пройдя специализированный курс обучения в серьезном ВУЗе в стране с устойчивыми рыночными отношениями. Так в 1994 году я оказался в Лондоне, где окончил курс финансов и банковского дела. Вернувшись в 1995 году в Россию, я получил предложение стать финансовым директором проекта создания в Москве сети магазинов «Перекресток». Несмотря на то что розничная торговля была для меня новой областью деятельности, я принял предложение. В 2003 году я ушел из этой сферы в нефтепереработку и трейдинг нефтепродуктами, где работаю в настоящий момент.

– Принимаете ли Вы непосредственное участие в финансовой составляющей компании или уже отошли от оперативных дел и занимаетесь стратегией?

– Конечно, я не составляю отчетов и не веду учет. Однако нельзя сказать, что я занимаюсь только стратегией. География присутствия предприятий группы компаний «Трансбункер» очень широкая – от острова Сахалин на Дальнем Востоке до офисов в Греции, Италии и на Кипре. Поэтому постоянно возникают проблемы текущего характера, которые зачастую требуют моего вмешательства. В основном это вопросы кадрового и методологического характера. На мой взгляд, самый конструктивный подход к организации функционирования подразделений предприятия – командный. В нем не должна доминировать жесткая линия «начальник–подчиненный», принятая в армии или советских предприятиях. Каждый из сотрудников имеет право на инициативу и творческий подход к реализации общих задач, стоящих перед предприятием. Руководитель – лишь окончательное звено в принятии решений. Он несет за них ответственность перед президентом группы, акционерами и сотрудниками. Ведь от последних напрямую зависит развитие группы. Такой подход, кстати, является доминирующим в большинстве крупных и наиболее успешных западных компаний. Он позволяет исполнительным директорам постоянно соприкасаться с рынком и максимально оперативно реагировать на негативные тенденции в жизнедеятельности предприятия.

Беседовала эксперт «Консультанта» Ольга Сизова

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.