Банки вовлекли бухгалтеров в борьбу с теневой экономикой

Банки вовлекли бухгалтеров в борьбу с теневой экономикой

22.11.2006

Не исключено, что скоро при открытии счетов банки станут спрашивать с фирм договоры с контрагентами. Помимо этого, смогут отказывать фирмам в открытии банковских счетов в одностороннем порядке и без объяснения причин. Такое право даст кредитным организациям законопроект, подготовленный Госдумой на основе меморандума Ассоциации российских банков.

Призывно, решительно, окончательно

АРБ, потеряв веру в то, что власти когда-нибудь решат проблему с «отмыванием грязных денег», взяла все в свои руки и готовит поправки в законодательство. Меморандум «О мерах по противодействию использования кредитных организаций в целях вывода крупных сумм денежных средств из легального денежного оборота в теневую экономику» был принят комитетом АРБ по вопросам противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма еще 18 мая.

Основная цель документа — создать правовые инструменты для противостояния сомнительным сделкам. Сегодня банки не могут отказать организациям в обналичивании денег и открытии счета или же расторгнуть договор по своему желанию. Это привело к тому, что кредитные организации стали вводить все более жесткие схемы обналичивания средств. В частности, повышают тарифы на свое обслуживание, чтобы обезопасить себя от фирм-«однодневок». В результате приток последних в банки не уменьшается, зато увеличение цен в полной мере почувствовал малый и средний бизнес, которому зачастую не по силам большие затраты.

«Создалась парадоксальная ситуация, — сказано в меморандуме. — С одной стороны, в результате многократного увеличения кассовых операций по снятию наличных денежных средств фирмами-«однодневками», индивидуальными предпринимателями и лицами, нанятыми для «обналички», риск потери банком своей деловой репутации возрастает до критических величин. С другой — правовых инструментов (например, права отказа от совершения сомнительных операций или права отказа от открытия счетов сомнительным клиентам) ни законодательство, ни акты Банка России не предусматривают». Именно эти проблемы и призван решить документ. Председатель Совета директоров Группы компаний «Градиент Альфа» Павел Гагарин считает, что меморандум призван оправдать уже сложившуюся в течение последних лет практику по отзыву лицензий у неблагонадежных банков:

— За 2004-2006 годы 90 процентов лицензий отозвано у банков за нарушение Закона «О противодействии легализации («отмыванию») денежных средств, полученных преступным путем». Поэтому документ является, скорее, политическим ходом, попыткой объяснить банковской и остальной общественности действия Центробанка и фискальных органов. Принятие меморандума лишь ускорит процессы ликвидации банков, занимающихся «отмыванием» денег. Соответственно, каналов для вывода крупных сумм из легального оборота в теневую экономику станет в ближайшее время значительно меньше.

В конце лета меморандум одобрил Центробанк, указав, что «нужно довести содержание меморандума до сведения кредитных организаций» (письмо от 23 августа 2006 г. № 111-Т). Поскольку письмо главного банка страны сродни приказу, большинство банков будут его исполнять. Поэтому бухгалтеру будет полезно ознакомиться с некоторыми из его положений.

Добровольно, рекомендательно, принудительно

Меморандум предлагает банкам при работе с клиентами использовать политику «Знай своего клиента». Для этого жестко контролировать идентификацию каждой фирмы при первом ее обращении в банк независимо от вида услуг, которыми она планирует воспользоваться.

По мнению юриста Коллегии адвокатов «Юков, Хренов и Партнеры» Алины Топорниной, меры, предложенные АРБ, возлагают на кредитные организации слишком высокую ответственность:

— Предложенная для банков политика «Знай своего клиента» во многом справедлива, но также и сложно выполнима. Конечно, зачастую банки оказывают содействие своим клиентам в осуществлении незаконных операций, но хочется верить, что далеко не все идут по такому пути. В случае добросовестного поведения банка довольно сложно предположить, что его сотрудники будут располагать информацией о противозаконных целях своих клиентов, если речь идет о вполне легальных с виду операциях. Закон № 115-ФЗ «О противодействии легализации («отмыванию») доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» содержит перечень операций с денежными средствами и иным имуществом, подлежащих обязательному контролю. Указом президента от 1 ноября 2001 г. № 1263 образован специально уполномоченный орган — Комитет России по финансовому мониторингу (КФМ России) для принятия мер по противодействию легализации («отмыванию») доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Действующее законодательство обязывает банки сообщать о подозрительных клиентах и их операциях в КФМ России. Думаю, что такой обязанности вполне достаточно и банкам не нужны дополнительные полномочия, поскольку это накладывает и дополнительную ответственность.

Сегодня при идентификации банки используют закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ и положение Центробанка от 19 августа 2004 г. № 262-П. В приложении 2 к последнему документу установлен перечень сведений, который необходимо установить банку. Это наименование компании (полное, сокращенное и на иностранном языке), ее организационно-правовая форма, ИНН, данные о госрегистрации, адрес местонахождения и почтовый адрес, сведения о лицензии, структура и персональный состав органов управления, информация о величине уставного капитала, сведения о наличии или отсутствии по своему местонахождению самой компании и ее органов управления и контактные телефоны.

В меморандуме список интересующих вопросов существенно расширяется. Прежде чем решить, открывать счет или предоставить услугу, банк станет устанавливать содержание и возможности фирмы, ее истинные цели использования банковских услуг. От бухгалтеров станут требовать представлять документы, подтверждающие информацию, указанную в заявлении на получение банковских услуг и платежных инструкциях.

Помимо этого, банковские служащие будут проводить с каждым клиентом обстоятельную беседу. Бухгалтеру нужно будет объяснить, когда и с какой целью создана организация. Рассказать, кто является ее истинным владельцем, в чьих интересах она создана, кто входит в состав руководства. Также, каким опытом ведения бизнеса обладает фирма, каковы направления ее работы. Сообщить, формируются ли доходы организации от ее основной деятельности или от случайных сделок, кто входит в число контрагентов и какова их роль (производитель-поставщик, покупатель, посредник, перевозчик, консультант). Вопрос «Кто является истинным владельцем организации и в чьих интересах она создана?» звучит странно, отмечает Алина Топорнина:

— В учредительных документах на него содержится ответ. Понятия «истинного владельца» в законодательстве не содержится. По поводу права кредитных организаций отказывать в открытии банковских счетов в одностороннем порядке и без объяснения причин отказа представляется, что у клиента есть право обжаловать такой отказ. Следовательно, банк должен объяснить причину, хотя бы сославшись на норму закона.

Работник банка также может поинтересоваться, имеет ли компания счета в других банках, и если да, то чем объясняется ее обращение в этот банк. Нацелена ли фирма на долгосрочное сотрудничество или она заинтересована в отдельных разовых операциях и сделках. Подобная практика уже многие годы действует в западной банковской системе и руководствуется принципом «Знай своего клиента», поясняет Павел Гагарин:

— За рубежом данные меры являются достаточно эффективными как в борьбе с отмыванием денег, так и с финансированием противозаконных предприятий (терроризм, наркотики, проституция). Полагаю, что перечисленные меры постепенно приведут к такому же эффекту и в России. Но только, правда, при условии более совершенной законодательной базы как в области налогового, так и гражданского законодательства.

Банки также планируют прекратить выдачу простых векселей со сроком платежа «по предъявлении» тем, кто использует такие вексели для обналичивания денег (по информации банка). То есть можно просто попасть под подозрение, и в выдаче векселя уже откажут. «Мне кажется довольно странным предложение прекратить выдачу простых векселей со сроком платежа «по предъявлении», — рассуждает Алина Топорнина. — Если у банка есть информация об «обналичивании» векселей, он и так обязан сообщить о сомнительной операции. Предложение банка клиенту закрыть счет выглядит не только незаконным, но и абсурдным. Возникает вопрос: есть ли у клиента право отказаться от такого предложения? Если речь все же идет ни о предложении, а о закрытии счета, то принимать такое решение должен не банк.

Помимо этого, кредитные организации станут использовать тарифную политику для того, чтобы уменьшить вероятность вовлечения банка в схемы, связанные с выводом крупных денежных сумм из легального оборота.

Кроме того, документ советует банкам рекомендовать фирмам, систематически совершающим операции (с открытием или без открытия счетов) для обналичивания крупных сумм, добровольно прекратить совершать такие операции либо расторгнуть отношения с банком. Поскольку, совершая операции, связанные с реализацией сомнительных финансовых схем, кредитные организации рискуют остаться без лицензии. Поэтому банки станут прекращать до-говорные отношения с такими клиентами, предложив им закрыть счета. Ознакомиться с полным текстом документа можно в интернете на сайте: www.arb.ru.

Формально меморандум не является обязательным. Он содержит только рекомендации банкам, рассказала «Московскому бухгалтеру» начальник правового департамента Ассоциации российских банков Лариса Митяшова:

— Меморандум был принят, так как в законодательстве отсутствуют положения о том, как поступать банкам в тех или иных ситуациях. Поскольку к кредитным организациям власти предъявляют достаточно высокие требования по противодействию легализации преступных доходов. Документ поможет банкам выявлять недобросовестных клиентов. Ущемлять права организаций банк не имеет права, документ содержит только советы. Клиенты сами должны быть честными, но, так как для них никакой ответственности в законодательстве не предусмотрено, этим занялись банки.

Законодательно, инициативно, жестко

Комитет АРБ также предложил Центробанку и Госдуме внести в действующее законодательство некоторые изменения. В частности, обязать организации и индивидуальных предпринимателей представлять банкам первичные документы, являющиеся основанием для снятия наличных с расчетного счета, если сумма операции превышает на 600 тысяч рублей и более сумму, зафиксированную в календаре выдач денег на зарплату.

Кроме того, банкам планируется разрешить отказывать клиентам в открытии банковских счетов в одностороннем порядке без объяснения причин и расторгать договор счета в одностороннем порядке. Радует только то, что банк обязан будет хотя бы предварительно уведомить организацию о намерении расторгнуть договор и перевести остаток по счету в другую кредитную организацию.

Законопроект уже разработан, отмечает Лариса Митяшова:

— Он еще не оформлен в качестве законодательной инициативы, но уже сейчас с ним работает комитет Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам.

Правда, бухгалтерам не стоит волноваться раньше времени. В Комитете Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам «Московскому бухгалтеру» сообщили, что пока неизвестно, когда законопроект поступит на рассмотрение в Нижнюю палату парламента.

Однако документ отразится не только на бухгалтерах, но и на самих банках. Если кредитная организация добросовестно выполняет все предписанные меры по противодействию легализации доходов, у нее не должно быть проблем с правоохранительными и надзорными органами, подчеркивает Алина Топорнина:

— После принятия законопроекта на банки ляжет не только ответственность за неуведомление о сомнительных клиентах и их операциях, но и за непринятие мер, предложенных Ассоциацией российских банков. Таким образом, АРБ предложила банкам самим же себе усложнить жизнь.

ПОСМОТРИТЕ САЙТЫ

Отныне, чтобы узнать, как работает обменник в соседнем банке, бухгалтеру необязательно бежать на улицу. Банкиры стали размещать информацию о закрытии обменных пунктов или временной приостановке их деятельности на своих сайтах в интернете. Такой указ кредитным организациям дал заместитель председателя Центробанка Виктор Мельников (письмо Центробанка от 22 сентября 2006 г. № 122-Т). В сообщении долж-ны быть указаны даты приостановления и даты возобновления работы обменников либо число их окончательного закрытия.

Елена Березина

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное