Распределяем прямые расходы

Распределяем прямые расходы

17.11.2006 распечатать

Не все расходы можно сразу учесть при расчете налога на прибыль. Проблему обостряет тот факт, что в Налоговом кодексе не все правила прописаны четко. На помощь придет «Годовой отчет 2006» под редакцией Владимира Мещерякова.

В производстве прямые расходы необходимо распределять между проданной продукцией и «незавершенкой», в торговле – между проданными и непроданными товарами. Дело в том, что облагаемую прибыль уменьшают только те расходы, которые относятся к проданной продукции (товарам) или выполненным работам. Косвенные расходы полностью учитывают при налогообложении.

Формулы-выручалочки

В состав затрат, которые уменьшают налогооблагаемую прибыль фирмы, включают только прямые расходы, которые относятся к реализованной готовой продукции или работам.

Прямые расходы, которые относятся к незавершенному производству (то есть продукции, не прошедшей всех стадий обработки, или работам, которые начаты, но не выполнены) и готовой продукции, не реализованной покупателям, налогооблагаемую прибыль не уменьшают.

Как рассчитать сумму прямых расходов, которая относится к готовой продукции, реализованной покупателям?

Для этого бухгалтер должен определить стоимость:

  • незавершенного производства на конец месяца;
  • готовой продукции, выпущенной в течение месяца;
  • готовой продукции, не реализованной покупателям на конец месяца (остатки на складе).

Для расчета стоимости «незавершенки» обычно используют тот или иной экономически обоснованный показатель.

Фирмы, которые занимаются обработкой сырья (например, нефтяные, газодобывающие, деревообрабатывающие предприятия), определять стоимость «незавершенки» на конец месяца могут на основании данных о количестве сырья, отпущенного в производство.

Для расчета можно использовать коэффициент, который определяют по формуле:

Количество сырья в «незавершенке» на конец месяца
:
( Количество сырья в «незавершенке» на начало месяца
+
Количество сырья, отпущенного в производство в течение месяца )

Стоимость «незавершенки» на конец месяца будет равна:

( Стоимость «незавершенки» на начало месяца
+
Сумма прямых расходов за месяц )
х
Коэффициент

Пример 1

ЗАО «Актив» занимается деревообработкой.

По данным инвентаризации на 1 января, остаток леса в незавершенном производстве составил 600 куб. м. Остаток леса в «незавершенке» на конец января составил 1200 куб. м.

В январе было отпущено в производство 4000 куб. м леса.

По данным налогового учета, стоимость остатка незавершенного производства на начало января (по прямым статьям расходов) составила 360 000 руб. Прямые расходы за январь равны 4 200 000 руб.

Коэффициент составит:

1200 куб. м : (600 куб. м + 4000 куб. м) = 0,2609.

Стоимость «незавершенки» на конец месяца будет равна:

(360 000 руб. + 4 200 000 руб.) х 0,2609 = 1 189 704 руб.

Стоимость готовой продукции, выпущенной в течение месяца, определяют по формуле:

Сумма прямых расходов за месяц
+
Стоимость «незавершенки» на начало месяца

Стоимость «незавершенки» на конец месяца

Стоимость готовой продукции, не реализованной покупателям на конец месяца, определяют так:

( Стоимость нереализованной продукции на начало месяца
+
Стоимость продукции, выпущенной за месяц )
х
Количество нереализованной продукции на конец месяца
:
( Количество нереализованной продукции на начало месяца
+
Количество продукции, выпущенной за месяц )

Сумму прямых расходов, которая уменьшает прибыль, рассчитывают так:

Сумма прямых расходов, которая должна быть списана
=
Сумма прямых расходов за месяц
+
Стоимость готовой продукции на начало месяца
+
Стоимость «незавершенки» на начало месяца

Стоимость «незавершенки» на конец месяца

Стоимость нереализованной продукции

Пример 2

ЗАО «Актив» занимается деревообработкой.

На 1 января на складе «Актива» находилось 7200 куб. м обработанной древесины. Сумма прямых расходов на ее обработку составила 2 160 000 руб. Стоимость «незавершенки» на начало января (по прямым статьям расходов) составила 585 000 руб.

В течение января было переработано 12 600 куб. м леса. Сумма прямых расходов на переработку составила 3 795 000 руб. В январе было реализовано 16 000 куб. м древесины. Количество нереализованной древесины на конец месяца составило 3800 куб. м (7200 + 12 600 – 16 000). Стоимость «незавершенки» на конец января (по прямым статьям расходов) составила 600 000 руб.

Стоимость готовой продукции, выпущенной в течение января, составит:

3 795 000 руб. + 585 000 руб. – 600 000 руб. = 3 780 000 руб.

Стоимость нереализованной продукции на конец месяца составит:

(2 160 000 руб. + 3 780 000 руб.) х 3800 куб. м : (7200 куб. м + 12 600 куб. м) = 1 140 000 руб.

Сумма прямых расходов, которая уменьшает налогооблагаемую прибыль «Актива» в январе, составит:

3 795 000 + 2 160 000 + 585 000 – 600 000 – 1 140 000 = 4 800 000 руб.

Фирмы, которые занимаются производством, могут рассчитывать стоимость «незавершенки» точно так же, но принять во внимание некоторые нюансы.

Назначьте «главное» сырье

Если организация использует для производства продукции один вид сырья, никаких трудностей не возникает. Однако на практике это довольно редкая ситуация. Обычно производственные предприятия изготавливают свою продукцию из нескольких видов сырья. О том, остатки какого сырья нужно брать для распределения прямых расходов в этом случае, в Налоговом кодексе ничего не сказано.

В данной ситуации фирме логичнее всего выделить «главное» сырье, которое составляет материальную основу изготавливаемой продукции. Причем в качестве «главного» сырья могут выступать и основные комплектующие (например, при производстве телевизоров – кинескопы, холодильников – двигатели, одежды – ткань и т. п.).

Выбранное для распределения прямых расходов сырье организация должна указать в приказе об учетной политике для целей налогообложения.

Кроме того, основой для расчета стоимости незавершенного производства могут выступать и другие показатели, в частности количество продукции, которая должна быть выпущена по плану. В этом случае изменится лишь порядок расчета коэффициента. Остальные формулы (для определения стоимости «незавершенки», готовой продукции, продукции, не реализованной покупателям и т. д.) останутся прежними.

Если фирма определяет стоимость «незавершенки», например, исходя из планового выпуска готовой продукции, коэффициент можно посчитать так:

Коэффициент для расчета «незавершенки»
=
1

Фактическое количество продукции, изготовленной за месяц
:
Количество продукции, которая должна быть изготовлена в течение месяца по плану

Данные для расчета берутся по результатам инвентаризации, проведенной в конце месяца.

Пример 3

В январе ООО «Коробочка» начало производить стальные короба. Незавершенное производство по коробам на начало января отчетного года отсутствует.

Согласно технологическим нормам, для производства одного короба необходимо 20 кг стального листа (его стоимость – 750 руб./кг) и 10 кг медной проволоки (ее стоимость – 550 руб./кг).

В состав прямых расходов фирма включает затраты, перечисленные в статье 318 Налогового кодекса, а также арендную плату за производственное помещение.

Согласно учетной политике «Коробочки», стоимость «незавершенки» определяют, исходя из планового выпуска готовой продукции.

В январе фирма должна изготовить по плану 500 коробов. Соответствующее количество материалов было передано в производство.

Данные о прямых расходах фирмы приведем в таблице:

Наименование затрат

Количество

Сумма

Стальной лист
10 000 кг (500 шт. х 20 кг)
7 500 000 руб. (750 руб./кг х 10 000 кг)
Проволока медная
5000 кг (500 шт. х 10 кг)
2 750 000 руб. (550 руб./кг х 5000 кг)
Зарплата основных производственных рабочих

920 000 руб.
ЕСН и пенсионные взносы

239 200 руб.
Плата за аренду цеха

230 000 руб.
Итого

11 639 200 руб.

Однако из-за уменьшения количества заказов план производства был изменен. В результате, в январе ООО «Коробочка» произвело 420 стальных коробов.

Коэффициент составит:

1 – 420 шт. : 500 шт. = 0,16.

Стоимость «незавершенки» на конец месяца будет равна:

11 639 200 руб. х 0,16 = 1 862 272 руб.

Стоимость готовой продукции, выпущенной за месяц, составит:

11 639 200 – 1 862 272 = 9 776 928 руб.

Всю готовую продукцию «Коробочка» реализовала в январе. Таким образом, сумма прямых расходов, уменьшающих облагаемую прибыль фирмы, – 9 776 928 руб.

Фирмы, которые занимаются выполнением работ, определять стоимость «незавершенки» на конец месяца могут на основании данных о договорной стоимости работ. В этом случае для расчета следует использовать специальный коэффициент. Его можно рассчитать так:

Договорная стоимость начатых работ, не завершенных на конец месяца
:
Договорная стоимость всех работ, которые проводились в течение месяца

Для расчета коэффициента можно использовать не договорную стоимость работ, а какой-либо другой показатель (например, сметную стоимость заказов). Выбранный показатель указывают в налоговой учетной политике.

Стоимость «незавершенки» рассчитывают так:

( Стоимость «незавершенки» на начало месяца
+
Сумма прямых расходов за месяц )
х
Коэффициент

Сумму прямых расходов, которая уменьшает прибыль, рассчитывают так:

Сумма прямых расходов за месяц
+
Стоимость «незавершенки» на начало месяца

Стоимость «незавершенки» на конец месяца

Пример 4

ООО «Пассив» выполняет монтажные работы.

На конец прошлого года не были выполнены работы по одному договору (заказчик не подписал акт выполненных работ). По данным налогового учета, стоимость «незавершенки» на 1 января отчетного года составила 150 000 руб.

В январе отчетного года было заключено 12 договоров. Работы начали выполняться только по девяти из них.

Стоимость работ по всем договорам, которые выполняли в январе (в том числе по договору, заключенному в прошлом году), – 1 300 000 руб. (без НДС).

В январе были выполнены монтажные работы по семи договорам. Работы по трем договорам на конец января реализованы не были. Стоимость работ по договорам, незавершенным на конец января, – 600 000 руб. (без НДС).

Сумма прямых расходов за январь – 800 000 руб.

Коэффициент составит:

600 000 руб. : 1 300 000 руб. = 0,4615.

Стоимость «незавершенки» будет равна:

(150 000 руб. + 800 000 руб.) х 0,4615 = 438 425 руб.

Сумма прямых расходов, которая уменьшает прибыль, составит:

800 000 руб. + 150 000 руб. – 438 425 руб. = 511 575 руб.

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...