Контракт с государством

Контракт с государством

21.11.2006

Заключить контракт на работы для государственных нужд – мечта многих бизнесменов. Работать с государством – престижно и выгодно. Но, получив заветный подряд, надо быть готовым не только к преимуществам такого партнерства, но и к его неприятным особенностям.

Лакомый кусок имеет и оборотную сторону. Ведь в данном случае деньги заказчика это – деньги государственного бюджета Российской Федерации. Хотя речь идет не о прямом бюджетном финансировании коммерческих предприятий.

Попробуем договориться

Подрядные работы предназначены для удовлетворения потребностей Российской Федерации или субъекта Российской Федерации. Их финансируют за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников. Они осуществляются на основе государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд (п. 1 ст. 763 ГК РФ).

Как правило, проект государственного или муниципального контракта разрабатывает заказчик (п. 1 ст. 528 ГК РФ). Заказчиком может выступить та организация, которая получает финансирование в соответствии с бюджетной росписью, например, Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой). Если условия контракта устраивают предполагаемого исполнителя, то последний в течение 30-ти дней должен подписать и вернуть проект заказчику. Если есть возражения, то вместе с договором возвращается протокол разногласий. А когда условия госконтракта неприемлемы категорически, то исполнитель должен в тот же 30-ти дневный срок уведомить заказчика об отказе (п. 2 ст. 528 ГК РФ).

В последнее время стало популярным заключение госконтрактов по результатам торгов. В этом случае время на заключение договора уменьшается до 20-ти дней со дня их проведения (п. 4 ст. 528 ГК РФ).

В зависимости от вида госконтракта (на поставку, на выполнение подрядных работ, на НИОКР или на обучение) каждый из них содержит уникальный набор документации. Это могут быть сметы, планы, приложения, калькуляции и другие материалы.

Содержание госконтракта

Рассмотрим содержание наиболее общего вида госконтрактов – контракта на выполнение НИОКР. Основой разработки является техническое задание на разработку. Основные позиции технического задания:

  • полное наименование конечного продукта или разработки;
  • наименование заказчика и главного исполнителя. Как правило, стороны согласуют «поименный» список соисполнителей;
  • основание для разработки (идет ссылка на распоряжение какого-либо органа законодательной или исполнительной власти);
  • сроки проведения работ и источники финансирования;
  • порядок оформления и предъявления результатов выполненных работ;
  • наименование нормативных актов (ссылки на СанПиН, ГОСТы, СНиПы), которым должен соответствовать результат и которые необходимо соблюдать в процессе разработки.

пример

Примерный вариант сметы на выполнение НИОКР.
Смета расходов по проекту № НИР-05-010 от 5 октября 2006 г.

Статья расхода
Стоимость, руб.

Аренда производственных помещений
120 000

Заработная плата
20 000

ЕСН
5200

Материальные затраты
2800

Амортизация
2000

Услуги сторонних организаций
40 000

Командировочные расходы
10 000

Накладные расходы (20%)
40 000

Плановые накопления (10%)
24 000

Итого по статьям сметы
264 000

Помимо общей сметы в контракте может быть представлена постатейная расшифровка сметы.

Например:

Приложение 1. Расшифровка материальных затрат по смете расходов по проекту № НИР-05-010 от 5 октября 2006 г.

Виды материальных затрат
Кол-во
Цена, ед./руб.
Стоимость, руб.

Бумага А4 80 г/м (коробка)
4
375
1500

Картридж для HP, черный.
1
1300
1300

Итого по статье материальные затраты


2800

Или:

Приложение 2. Расчет выплат по заработной плате по проекту № НИР-05-010 от 5 октября 2006 г.
Раздел 1. Определение трудозатрат специалистов, привлекаемых по договорам ГПХ.

№ п/п
Наименование работы
Исполнители
Сумма зарплаты,
руб.
ЕСН

должность
фамилия И.О.

1
2
3
4
5
6

1
Написание научно-
исследовательской
работы
Эксперт
Иванов О.А.
10 000
2600

Эксперт
Петров А.А.
5000
1300

Эксперт
Лютикова И.В.
5000
1300

2
Итого
x
x
20 000
5200

Таким образом, техническое задание регламентирует именно содержание конечного результата разработки и сроки начала и окончания работ. А разбивка этих работ по этапам расписывается в календарном плане работ. В календарном плане указывается время закрытия каждого отдельного этапа работ. Отклонения могут стать основанием для предъявления заказчиком претензий.

Стоимость работ определяют на основании сметы, в которой исполнитель обосновывает потребности для выполнения работы в установленные сроки. Потребности представляют как в натуральном, так и обязательно в стоимостном выражении.

На основании согласованной сметы расходов составляют протокол согласования договорной стоимости.

Соответствовать или можно нарушить?

Часто исполнитель перераспределяет деньги по статьям внутри сметы без изменения общей суммы расходов. На это есть свои причины. Например, в соответствии с ведомственными нормативами в госконтракте может быть установлен строго определенный процент работ, выполняемых сторонними соисполнителями – юридическими лицами. Он может составлять не более 20 процентов или вообще быть равным нулю. А у исполнителя не всегда достаточно собственных возможностей выполнить работу без посторонней помощи, или соблюдая установленную пропорцию. Поэтому и приходится нарушать договоренности.

Попробуем разобраться к чему такие нарушения могут привести.

Предположим, исполнитель с энтузиазмом взялся за дело и уже достиг определенных рубежей. А работы приостановили или прекратили вовсе. Возможно, результаты промежуточных этапов работ не оправдали надежд заказчика: не соответствуют стандартам качества или в бюджете на следующий год не заложено государственного финансирования. Тогда в зависимости от причин прекращения финансирования для предприятия наступают различные финансовые последствия.

Не устраивает качество. Исполнитель обязан вернуть все полученные ранее денежные средства.

Прекратили финансирование. Исполнителю будут компенсированы только те расходы, которые предусмотрены по смете в соответствии с календарным планом.

Не опережать!

Заказчик торопиться не будет. Ему не выгодно завершать работы по госконтракту, опережая календарный план. К примеру, чтобы высвободить свои трудовые ресурсы для других работ. Ведь «лишние» расходы ставшие таковыми ввиду их несвоевременности ему бюджет не компенсирует. А исполнитель просто окажется в убытке.

Может возникнуть ситуация, что работы остановят где-нибудь в середине этапа. Исполнитель уже авансировал соисполнителей. По условиям субподрядных договоров он не имеет права прекратить финансирование без уплаты штрафных санкций. Значит, исполнитель вроде бы и делал все как положено по техническому заданию и в строгом соответствии с календарным планом и все равно может получить убыток. На этот случай в госконтрактах стоит предусмотреть дополнительный пункт. «...В случае досрочного прекращения финансирования заказчик компенсирует исполнителю фактически произведенные затраты, но не более чем предусмотрено сметой и календарным планом...».

Исполнителю нужно быть готовым документально подтвердить понесенные расходы. Ведь их возмещение он получит из бюджетных средств, целевое расходование которых могут проверить как контролирующие службы соответствующих ведомств, так и аудиторы Счетной палаты. Проверки возможны и при обычном проведении работ в штатном режиме, но они особенно вероятны именно при неблагоприятном развитии событий. И если будет выявлено несоответствие фактически произведенных расходов стоимости затрат, заявленных для компенсации, то исполнителя могут принудить вернуть аванс в 100-процентном размере и даже обязать уплатить штраф.

Особенности налогового учета госконтрактов

В настоящее время нет прямых указаний вести обособленный бухгалтерский или налоговый учет по государственным контрактам. На такие сделки в полной мере распространяются нормы гражданского и налогового законодательства. Однако некоторые особенности все-таки имеются.

Не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации (подп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ):

– выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций;

– выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров.

Это значит, что исполнителю предстоит вести раздельный учет НДС (п. 4 ст. 149 НК РФ). А в конце отчетного периода необходимо распределить «входной» НДС по расходам, одновременно относящимся как к облагаемым, так и необлагаемым видам деятельности.

Как обосновать распределение расходов

По учету расходов, которые все-таки можно распределить, стоит издать соответствующее распоряжение. Этот внутренний документ вместе со сметным расчетом и регистрами бухгалтерского учета как раз и следует предъявлять при проверке.

Аналогично можно предварить распределение и других расходов. Тем самым упростить составление налоговой и бухгалтерской отчетности, а также подготовиться к текущим проверкам соблюдения смет.

это важно

Без уведомления и разрешения заказчика исполнитель не может вносить изменения в контракт. Нельзя привлечь иного соисполнителя, если его не утвердил заказчик.

документ

ООО «ГОРИЗОНТ»

г. Москва

«01» ноября 2006 г.

Распоряжение

В соответствии с условиями договоров заключенных ООО «Горизонт» с Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству:

  1. Создать рабочую группу из штатных сотрудников ООО «Горизонт» для работы по проекту № НИР-05-06 от 31 октября 2006 г. в составе:
    1. Лысенко А.А. – задействовать полностью на все время проекта.
    2. Шустиковой Т.С. – задействовать полностью на все время проекта.
    3. Новикова П.Б. – задействовать на 10 рабочих дней в месяц.

    Руководителем группы назначить Новикову П.Б.

  2. Главному бухгалтеру:
    1. вести учет заработной платы сотрудников, работающих по договору обособленно от сотрудников, работающих над другими договорами;
    2. относить ежемесячно заработную плату указанных в настоящем распоряжении работников и начисления на нее на затраты по договору.

Генеральный директор Анциперов А.А.

Д. Васильев, главный бухгалтер Фонда ИФРУ

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное