Учет ландшафтных прихотей

Учет ландшафтных прихотей

21.11.2006

Бухгалтер фирмы, осуществляющей проекты по ландшафтному дизайну, Наталья АЛЕКСЕЕВА считает свою работу исключительно офисной – времени на оценку «обстановки на местности» просто катастрофически не хватает. Однако выезжать приходится, ведь на учете в бухгалтерии числится каждое дерево.

Заплатил – спи спокойно

Ландшафтный дизайн. Это понятие прочно вошло в жизнь россиян с началом массового индивидуального строительства. Ландшафтный проект предусматривает нечто большее, чем правильно высаженные деревья, цветы и кустарники. Все, что располагается вокруг дома, должно гармонировать с его стилем и духом, и, кроме того, подходить по характеру хозяевам дома.

Именно с клиентов и их прихотей и начинается ежедневная работа Натальи Алексеевой. Внушительные папки с документами – план оплаты, где хранится информация о заказчиках, попадают в трепетные руки бухгалтера, и все хранящиеся в них данные подвергаются жесткому анализу. Налево откладываются данные о тех, кто еще не рассчитался по авансовым платежам за проект, без чего приступить к работам бывает весьма проблематично из-за банальной нехватки средств. Направо «идут» документы, по которым проектная организация еще не рассчиталась с подрядчиками и субподрядчиками по оказанию услуг. Приходится оперативно решать задачу перераспределения средств.

– Тем не менее, мы понимаем, конечно, что многие наши заказчики – крупные компании, поэтому для прохождения средств требуется определенное время, – поясняет бухгалтер.

Клиент всегда прав

К сожалению, в России под ландшафтным дизайном чаще всего понимают декоративное садоводство. В обывательском смысле – это посадка дорогих экзотических растений. Но дизайн и садоводство, как вы понимаете, не синонимы. Декоративная дендрология – узкое коммерческое направление. А ландшафтный дизайн – это организация среды обитания в целом. У него свои законы, приемы и большое количество элементов, от моделирования искусственного рельефа до арома- и стопотерапии. В процессе проводится фото- и топографическая съемка, берутся почвенные и гидрологические пробы, исследуется освещенность участка в разное время суток, разрабатываются посадочные чертежи, генеральный и дендропланы, словом, работа ведется очень серьезная. Наталья Алексеева сразу уточняет, что проект ландшафтного дизайна – от начала и до его заключительного этапа – достаточно емкий процесс, в который включено огромное число специалистов абсолютно разного профиля. Начиная от геодезистов и заканчивая архитекторами.

– Заказчик порой даже не подозревает, насколько мощный потенциал закладывается изначально в то, чтобы воплотить в жизнь самую необычную фантазию клиента, – говорит бухгалтер. – Ясное дело, что потенциал этот выражается не только в творческих активах ландашафтно-дизайнерской организации, но и в ее материальных ресурсах.

Соблюдая правило: «Клиент всегда прав», специалисты ландшафтного дизайна часто сталкиваются с проблемами, которые неминуемо перекладываются на плечи бухгалтерии. Например, захотелось заказчику совместить несовместимое – в русский классический стиль оформления парков включить японские мотивы – фонарики необычной формы. Чтобы удовлетворить капризы заказчика, необходимо скоординировать работу всех отделов производства проектного, куда входят геодезисты и ландшафтные архитекторы, строительного – инженеры-строители, закупщики деревьев и прочих аксессуаров. И те, и другие свое дело знают великолепно. Вот только когда, тот самый – единственный и неповторимый – фонарь в японском стиле наконец-то найден, и когда его уже начали водружать на предполагаемое по проекту место, заказчик неожиданно решает сменить концепцию, за работу берется бухгалтер. Потерь и убытков в отчетности допустить нельзя.

– Все подобные ситуации мы стараемся учесть в смете проекта, потому что реально уследить за полетом мысли клиента бывает иногда непросто, – рассказывает бухгалтер.

Естественно, об этом сообщается и заказчику, который во избежание всяких подобных казусов из серии «хочу – не хочу», подписывает с фирмой сразу три договора. Первый – на проектные работы, второй – на строительство и озеленение, и третий – гарантийный, куда включаются различные риски, связанные с жизнью проектных деревьев в течение ближайших трех лет, а также уход за растениями в указанный период.

– Иногда клиенты просто не понимают, к чему столько формальностей и такое количество бумаг, – поясняет Наталья Алексеева. – Эта определенная мера безопасности помогает избежать многих рисков. Что весьма важно, если учесть, что каждый объект, над которым приходится работать специалистам фирмы, уникален. И малейшая неточность может обернуться колоссальными потерями.

Молодо-зелено

– Нередко бывает так, что в процессе меняется ассортимент выбранной растительности для осуществления проекта. Причем неоднократно, – поясняет бухгалтер. – Клиент может решить, что лучше он доплатит потом сто тысяч рублей и в итоге получит деревья на три метра выше, нежели ждать несколько лет, чтобы растения доросли до требуемых размеров. Приходится работать в убыток себе, конечно же, потом все эти издержки производства клиент нам компенсирует, когда проект будет окончательно готов.

Случается и такое, что востребованными бывают не все растения, излишки могут достигать 20 процентов. Понятное дело, что подобные «отходы» никто не выбрасывает и не уничтожает. Что-то удается задействовать в проектах практически сразу, что-то приходится транспортировать в питомники. Окончательный расчет с клиентом бухгалтерия производит лишь тогда, когда тот воочию убедится в том, что проект соответствует изначальной идее. Причем работы могут быть завершены еще за неделю-две до этого момента.

– Мы даем растениям определенный период адаптации, потому что естественно, что после недельного путешествия в трейлере, деревья выглядят совсем не так, как хотелось бы заказчику. Для того, чтобы все деревья ожили, требуется минимум три-пять недель, – объясняет Наталья Алексеева.

Учет перспективы

Сейчас в работе бухгалтера находится семь проектов, один из них можно назвать «высокобюджетным» – цена вопроса 19 миллионов рублей. Хотя по тому, что хотят в итоге видеть клиенты, никак нельзя подумать, что речь идет о такой баснословной сумме. Это самая обыкновенная дорога в одном из коттеджных поселков, обочины которой будут обрамлены туями.

– Когда для всех проект уже считается законченным, работа для меня только начинается, – резюмирует Наталья Алексеева. – Ведь будущим клиентам фирма должна представить новый проект, возможно, более уникальный. Он непременно должен быть востребованным, а такую перспективу надо просчитывать заранее – на проектах, осуществляемых сегодня и сейчас.

Ирина МЕЛЕХОВА

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное