Выездные проверки: проверим вместе

Выездные проверки: проверим вместе

10.11.2006

В сентябрьском номере журнал «Расчет» коротко осветил нововведения в первой части Налогового кодекса. В том числе и «новинки» в отношении выездных налоговых проверок. В этом номере мы предлагаем подробнее разобраться с процедурой проведения таких проверок с января 2007 года.

Начало – статья 89 Налогового кодекса

Итак, решение о проведении проверки выносят:

  • налоговая по месту нахождения проверяемой компании;
  • инспекция, которая поставила компанию на учет как крупнейшего налогоплательщика;
  • налоговая на месту нахождения филиала или представительства, если будет проводиться отдельная проверка этого подразделения компании.

Проверяют по-прежнему, не больше трех календарных лет до года, в котором выносится решение о проверке. Срок проведения проверки не изменился – 2 месяца, Для самостоятельной проверки филиалов – 1 месяц.

Но теперь в кодексе четко указано, как определяется этот срок – со дня вынесения решения о проведении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке (делается в последний день проверки в обязательном порядке). Получается, что справка как раз и составляется не позднее 2 месяцев с даты вынесения решения о проверке.

Однако все не так уж радужно. Статья 89 Налогового кодекса в новой редакции устанавливает, что продлить срок проведения проверки можно и до 4, и даже до 6 месяцев. Причем ни порядок, ни основания продления не указаны. Эту прерогативу законодатели оставили за неустановленным «федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в области налогов».

Получается, что сроки проведения выездной проверки все-таки увеличили. Ведь по действующей редакции кодекса продлить проведение проверки можно максимум до трех месяцев.

Запрашиваем документы – статьи 93, 93.1 кодекса

Знакомиться с подлинниками документов инспекторы могут только на территории компании. Изъять подлинники можно только при их выемке в установленном порядке.

Получать копии интересующих их документов инспекции будут по-прежнему с помощью требований о предоставлении таких документов (как при выездных, так и при камеральных проверках). Но вот срок для их исполнения стал больше – 10 календарных дней со дня вручения.

Причем если компания не может уложиться в этот срок, у нее теперь есть право в течении дня, следующего за днем получения требования, письменно известить инспекцию о невозможности представить документы и указать причины и сроки, когда документы будут представлены.

Заверять копии нужно подписью руководителя или уполномоченного лица, а также печатью компании – об этом прямо указано в кодексе. Еще один плюс для налогоплательщиков – запрет требовать документы, которые раньше уже были предоставлены в инспекцию при проведении предыдущих проверок компании. Исключение – если документы были утрачены из-за событий непреодолимой силы.

Но радоваться рано – этот абзац вступает в силу только с 1 января 2010 года.

Напомним, что с нового года у инспекций появятся два новых законных основания требовать предоставления документов. Это право истребовать документы или информацию у контрагентов проверяемой компании или даже «у иных лиц, располагающими документами или информацией» о деятельности проверяемой фирмы. Как именно налоговики будут определять, у кого именно могут быть такие документы и информация, кодекс не устанавливает.

Запрашивать можно и документы, касающиеся конкретной сделки, причем как у ее участников, так и у других лиц, имеющих о ней информацию. Так что любая компания может оказаться в ситуации, когда на ее адрес будет приходить больше требований, чем сейчас, и ей придется доказывать, имеет она ту или иную информацию или нет.

Приостановка – статья 89 кодекса

Выездная налоговая проверка приостанавливается руководителем инспекции. Приостановка проводится, если:

  • нужно получить документы или информацию о проверяемой компании или о конкретной сделке – приостановка по этому основанию возможна каждый раз, когда документы будут запрашиваться у нового контрагента.
  • нужно получить информацию от иностранных государственных органов;
  • необходимо провести экспертизу;
  • необходим перевод документов, предоставленных компанией.

Срок, на который приостанавливается проведение проверки, – не больше 6 месяцев (плюс еще три месяца, если будет запрос в иностранное государство).

Получается, что к максимуму по проведению проверки – к 6 месяцам, придется прибавить еще 6, а то и 9 месяцев приостановки.

Хотя на этот срок все действия проверяющих на территории компании (проведение проверки, истребование документов) приостанавливаются, все полученные раньше подлинники возвращаются.

Выносим решение – статья 101 Налогового кодекса

После того, как в инспекции получат возражения на акт проверки, руководитель инспекции должен рассмотреть материалы проверки в течение 10 дней с даты, когда истекает срок для предоставления возражений. Назначается день рассмотрения материалов и извещается об этом компания-налогоплательщик.

Действия руководителя инспекции при рассмотрении материалов проверки по новой редакции кодекса достаточно интересны: он проверяет явку сторон, исследует все доказательства, принимает решение, если дело нужно отложить, о привлечении эксперта, переводчика или свидетеля.

После того, как компания представит все документы и выскажет все свои замечания к материалам проверки, руководитель определяет, нарушила ли компания закон, как именно, и есть ли ее вина в этом. Также именно руководитель инспекции определяет, есть ли обстоятельства, смягчающие или исключающие вину налогоплательщика.

Оценив все эти обстоятельства, руководитель инспекции выносит решение. А также может принять решение об обеспечительных мерах – о приостановке расчетов по счетам, о запрете на отчуждение имущества.

Таким образом, рассмотрение материалов проверки фактически превращается в заседание суда первой инстанции. Ведь полномочия судьи по статье 153 Арбитражного процессуального кодекса поразительно напоминают те, которым наделяет новая редакция кодекса руководителей налоговых инспекций. Но у руководителя есть и преимущество: он выступает на стороне, которая предъявляет претензии, а не выступает арбитром в споре двух сторон. И налогоплательщик при этом попадает в незавидное положение – ведь он будет доказывать, что не виноват, представителю государственного органа, крайне заинтересованному в максимальной сумме недоимки и штрафа. Насколько объективно инспекции будут расценивать доказательства налогоплательщиком, покажет только практика. Будем надеяться, что к моменту , когда обратиться в суд можно будет только после рассмотрения дела в инспекции (с 1 января 2009 года), такая практика сложится.

Напомним, что все проверки, которые не будут закончены до 1 января 2007 года, проводятся в порядке, установленном действующей редакцией кодекса. Но штраф можно взыскать в прежнем порядке только в том случае, если решение о налоговой санкции будет вынесено до этой даты.

Повтор, еще повтор

Еще одно не очень приятное для компаний новшество касается оснований проведения повторной выездной проверки, не учитывая ранее проведенные. Новое основание – это подача компанией уточненной налоговой декларации. Если в этой декларации компания укажет сумму налога меньше ранее заявленного, руководитель инспекции может вынести решение о проведении повторной проверки. Проверяется при этом период, за который представлена уточненная декларация.

Единственное утешение – если инспекция выявит в уже проверенном ранее периоде нарушение, то штраф взыскан быть не может. Но при условии, что решение о первой проверке вынесено уже после 1 января 2007 года. Получается, что компании, подавшие уточненку за периоды, проверенные до 1 января 2007 года, на это освобождение рассчитывать не могут.

Елена КОРЕЦКАЯ

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное