«Прибыльные» советы

«Прибыльные» советы

08.11.2006 распечатать

Специалисты Федеральной налоговой службы ответили на вопросы по налогу на прибыль, которые задали участники конференции, организованной одним из финансовых журналов. А юрист аудиторско-консалтинговой фирмы «Бейкер Тилли Русаудит», Эдуард КУЧЕРОВ, прокомментировал ответы инспекторов.

Скидка – это выплата

Вопрос: Федеральный закон от 6 июня 2005 г. № 58-ФЗ внес изменения в состав внереализационных расходов. Теперь к таким расходам можно относить расходы в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю (пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК. – прим. ред.). Наши поставщики работают на следующих условиях. Если товар закуплен на сумму до 100 000 рублей, то цена за единицу продукции составляет 1 000 рублей. Если – на сумму от 100 000 рублей до 200 000 рублей, то цена за единицу – 950 рублей. Правильно ли мы понимаем, что сумму, «недоплаченную» поставщику в связи с предоставленной скидкой, мы должны включить себе в доход?

Ответ: Да, это так. Минфин России придерживается мнения, что скидка или премия должна быть именно выплачена (предоставлена) продавцом покупателю (письмо Минфина от 2 мая 2006 г. № 03-03-04/1/411. – прим ред.). То есть к ситуации, когда на величину скидки просто уменьшается сумма договора, подпункт 19.1 применить нельзя.

Исходя из этого, скидка должна учитываться для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных расходов поставщиками и, соответственно – внереализационных доходов продавцами.

Комментарий юриста: В этой ситуации необходимо учитывать, как оформляет скидку Ваш поставщик. Если на момент поставки товара в документах сразу указана цена 950 рублей, то для поставщика на основании пункта 1 статьи 40 Налогового кодекса доход будет определяться, исходя из цены 950 рублей, а для Вашей организации расход на приобретение товара будет определяться, исходя из той же цены. Под доходом понимается экономическая выгода в денежной или натуральной форме (ст. 41 НК). О том, как оценивать экономическую выгоду, сказано в главе 25 «Налог на прибыль» Налогового кодекса. И в ней не предусмотрена возможность оценки выгоды в случае, если товар был приобретен по цене ниже, чем по цене без скидки. Соответственно, внереализационного дохода у Вашей организации не возникает.

Совершенно другая ситуация будет в случае, когда товар отгрузили по цене 1000 рублей за единицу, а потом предоставили по нему скидку. В этом случае продавец может применить подпункт 19.1 пункта 1 статьи 265 и учесть скидку в составе расходов. То есть, если первоначальное обязательство по оплате товара было уменьшено на величину скидки, то скидку предоставили. Применительно к покупателю у него возникает доход, так как его освободили от исполнения части обязательства перед поставщиком по оплате товара, то есть у него возникла экономическая выгода.

К услугам не относится

Вопрос: Наша фирма оказывает услуги по транспортировке грузов. Можем ли мы включать во внереализационные расходы скидки, которые мы предоставляем за перевозку крупных партий товаров на основании подпункта 19.1 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса?

Ответ: В письме от 2 февраля 2006 г. № 03-03-04/1/70 Минфин России разъяснил, что на скидки по услугам норма, которая содержится в подпункте 19.1 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса, не распространяется. То есть Минфин исходит из того, что если в статье 265 Налогового кодекса обозначено, что скидка предоставляется продавцом покупателю, то значит, эта норма распространяется только на договора купли- продажи.

На сегодняшний момент мы, безусловно, будем принимать в расчет эту позицию, но, на наш взгляд, не исключено, что появится иная практика по этому вопросу. Потому что, например, статья 40 Налогового кодекса оперирует понятиями «продавец» и «покупатель». Там не упоминаются «заказчик – исполнитель» или, скажем, «заказчик – подрядчик». Хотя речь идет о признании рыночной цены не только товаров, но и работ, и услуг.

Комментарий юриста: Ситуация действительно сложная. Подобная проблема свойственна и другим нормам Налогового кодекса. Например, в статье 40 даны определения идентичности и однородности только применительно к товарам. Тем не менее, в судебной практике эти категории применяются и в отношении работ и услуг.

Перечень расходов, которые не могут быть учтены для расчета налогооблагаемой базы по налогу на прибыль приведен в статье 270 Налогового кодекса. И в этом перечне нет скидок на работы и услуги. А перечень «разрешенных» внереализационных расходов (ст. 265 НК) является открытым. Поэтому у налогоплательщика есть шанс доказать, что скидка на услуги по перевозке также является внереализационным расходом.

Однако лучше эту проблему решить на законодательном уровне.

Инспекторы потеряли интерес к маркетинговой политике

Вопрос: До того, как в статье 265 появился пункт о скидках, списать их на расходы было большой проблемой. Инспекторы требовали от нас много обосновывающих документов – заставляли разрабатывать маркетинговую политику, заключать дополнительное соглашение к контракту с покупателем. Как будет сейчас, ведь теперь в Налоговом кодексе прямо прописан такой вид расхода? Достаточно ли будет только соглашения с контрагентом о скидках или все равно нужна будет маркетинговая политика?

Ответ: На наш взгляд, независимо от действующих норм налогового законодательства, шаги организации в плане ее коммерческой деятельности должны быть определены. Ведь в первую очередь ваша маркетинговая политика рассчитана не на налоговых инспекторов. Она рассчитана на ваших контрагентов, клиентов. Поэтому в принципе она должна быть. Если вы готовы предоставить на каких-то условиях скидки, премии, бонусы, вы это все равно прописываете.

Если говорить о маркетинговой политике, как о документе, обосновывающем ваши расходы по предоставленным скидкам, то предоставлять ее не обязательно. С учетом того, что скидки теперь напрямую прописаны во внереализационных расходах, то достаточно будет включить пункт о скидках в основной договор с контрагентом или заключить дополнительное соглашение. Какие-либо еще обосновывающие скидки документы готовить не нужно.

Высокие технологии

Вопрос: Для продвижения сайта, на котором размещена информация о продукте компании, мы зарегистрировали его в поисковом каталоге (это резко увеличивает количество посещений сайта) и разместили в этом же каталоге контекстную рекламу.

Как отразить в налоговом учете следующие расходы: плату за рассмотрение заявки на регистрацию сайта в каталоге, плату за присутствие сайта в данном каталоге, плату за каждый приход с объявления (контекстной рекламы) на сайт?

Ответ: На наш взгляд, эти расходы можно рассматривать как расходы на рекламу. Причем как ненормируемые. Потому что в пункте 4 статьи 264 Налогового кодекса телекоммуникационные сети приравниваются к средствам массовой информации. По нормам статьи 272, с 1 января 2006 г., если эти расходы соотносятся с несколькими налоговыми периодами, то они должны распределяться в налоговом учете на конкретные периоды времени.

Комментарий юриста: Действительно указанные расходы являются ненормируемыми расходами на рекламу, что находит свое подтверждение и в разъяснениях налоговых органов, и в судебной практике. В то же время с утверждением о том, что эти расходы нужно распределять на несколько налоговых периодов, можно поспорить.

Так во втором абзаце пункта 1 статьи 272 Налогового кодекса речь идет о ситуации, когда момент возникновения расходов неизвестен. Однако в рассматриваемой ситуации момент возникновения расходов известен – это дата рассмотрения заявки и включения сайта в каталог.

Третий абзац этого же пункта определяет распределение расходов в том случае, когда налогоплательщик получает доход в течение нескольких отчетных периодов, а условия договора не предусматривают поэтапной сдачи товаров, работ и услуг. То есть указанная ситуация описывает не специфические расходы, а специфические доходы, а уже в привязке к ним регулирует порядок распределения расходов.

Расходы до начала деятельности

Вопрос: Организация только что зарегистрирована. Основным видом деятельности будет выполнение функций представителя заказчика-застройщика. Для начала деятельности необходимо получить лицензию. Чтобы ее получить необходимо сначала заключить договор аренды на землю и помещение. Куда относить затраты по аренде до того, как организация получит лицензию и начнет оказывать услуги?

Ответ: Безусловно, эти расходы оправданы и необходимы. Без этого организация не сможет начать свою деятельность. Поскольку эти расходы направлены на будущее получение доходов, учитывая норму статьи 272, их можно начать списывать их тогда, когда начнут возникать доходы.

Все расходы, которые произведены для того, чтобы получить лицензию (всевозможные сборы, оплата консультаций), следует списывать в течение срока действия лицензии.

Комментарий юриста: Как и в предыдущем случае, указанные Вами расходы не попадают ни под второй, ни под третий абзац пункта 1 статьи 272 Налогового кодекса. В этой связи утверждение о возможности начала списания расходов только после получения дохода и только в течение срока действия лицензии представляется сомнительным.

Более того, Налоговый кодекс не обуславливает признание расхода получением дохода, в статье 252 Налогового кодекса сказано только о направленности расходов на извлечение дохода. (Подробно о расходах без доходов мы писали в августовском номере «Расчета» – прим. ред.).

С полным текстом использованных документов можно ознакомиться в СПС КонсультантПлюс.

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.