Кассиры, на старт!

Кассиры, на старт!

02.11.2006

В России прошел II Международный Чемпионат кассиров, организованный компанией BBPG. Представители этой профессии боролись за звание лучших и вывели образ идеального кассира. Он должен быть приветливым, уметь обращаться с деньгами и четко знать законодательство.

Важное событие

Информация о том, что в Подмосковье пройдет второй международный чемпионат кассиров, появилась в интернете за несколько месяцев до открытия мероприятия. К участию в нем приглашались торговые сети и магазины, которые хотят побороться за звание лучших в своей профессии. И, несмотря на то, что регистрация на мероприятие была платной, недостатка в желающих не было.

Ажиотаж по поводу чемпионата начался в прошлом году, тогда победителями соревнования стали кассиры из Санкт-Петербурга, которые идеально проявили свои качества во всех конкурсах. Многим захотелось перехватить эстафетную палочку и доказать, что они тоже достойны званий и регалий. Поэтому второй чемпионат собрал под своей крышей команды из разных городов России, среди которых были Москва, Санкт-Петербург, Пермь, Елабуга, Калининград, Томск. Поучаствовать приехали и представители западных компаний из Франции и Германии. Таким образом, на старт вышли 12 команд, каждая из которых состояла из пяти лучших сотрудников. Их выбрали предварительно на внутренних конкурсах.

Чемпионат заинтересовал и журналистов, освещать его приехали представители ведущих СМИ России. И журнал «Расчет» не стал исключением.

Визитная карточка

Несмотря на то, что старт был назначен на 10 часов утра, участники и гости мероприятия приехали на место проведения чемпионата заранее. Пока все зрители старались занять лучшие места в зале, где должна была начаться церемония открытия Чемпионата, я решила заглянуть за кулисы. Чутье меня не обмануло – за сценой было гораздо интереснее – огромное количество участников соревнований заканчивали последние приготовления и переживали в ожидании, пока команду вызовут на сцену. Раньше мне доводилось видеть кассира в таком волнении только в присутствии налогового инспектора. Оказалось, что это не единственный фактор, который может повлиять на настроение и среди кассиров немало людей энергичных, на эмоции которых монотонность и сосредоточенность труда никак не влияет.

Понять, кто из какого города за кулисами оказалось нетрудно – все команды были экипированы в форму с логотипом. Я, в отличие от судей, внешне проявлявших свою беспристрастность, уже болела за команду из города Томска. Мои симпатии были обоснованы тем, что накануне Чемпионата команда из пяти девушек семь часов просидела в аэропорту, ожидая вылета, но от поездки не отказалась. Увидев самую спокойную из участниц, я обратилась к ней с вопросом: как чувствуют себя ее коллеги и уверены ли они в своей победе? Наталья Матвиенко заверила меня, что дорожные хлопоты на настроении команды не отразились.

– Ежедневно на протяжении двух недель мы тренировались за кассами, так сказать, оттачивали мастерство, – ответила девушка. – Помимо этого, специалисты нашей компании, представители комитета по защите прав потребителей проводили для нас тренинги – учили распознавать фальшивки, разъясняли законодательные акты. Поэтому уровень подготовки у нас, я надеюсь, хороший. Осталось ждать результата.

А тем временем началась церемония, и я, пожелав команде Томска удачи, отправилась в зал. На сцене участники распрощались с волнением и во время приветственного слова старались выделиться, проявляя актерские данные и артистизм. Несколько команд не ограничились банальным перечислением своих заслуг, а рассказали о своих преимуществах в стихах. Подбадривали своих сотрудников группы поддержки, которые тоже основательно подготовились к чемпионату: в их арсенале были кричалки и красочные плакаты с лозунгами. И каждый раз, когда на сцену с приветствием выходили команды, в зале раздавались подбадривающие выкрики: «Томск вперед – победа зовет!», «Виктория едина – она непобедима!», «В жизни ждет тебя успех – Лама, знай, ты лучше всех!» Каждое выступление заканчивалось оглушительными аплодисментами.

Когда церемония открытия закончилась и эмоции стихли, слово взял Берндт Халлир из Германии – глава Европейской розничной академии. Как и в прошлом году, он председательствовал в жюри. Господин Халлир поблагодарил всех участников, а затем все члены жюри принесли присягу, поклявшись «оценивать состязания команд справедливо и беспристрастно».

Кто быстрее

Соревноваться участникам предстояло в четырех турах, которые проходили параллельно в специально подготовленных залах. В первом из них кассиры должны были показать мастер-класс в скорости и качестве обслуживания покупателей. Специально для этого было оборудовано пять кассовых боксов, на которых разместились сканеры штрих-кодов. В потребительской корзине на каждом кассовом узле было представлено 15 наименований товаров смешанного типа (продукты питания, хозяйственные товары и т. д.). Словом, обстановка была максимально приближена к реальной.

Однако организаторы позаботились о том, чтобы этот конкурс не показался легким – некоторые из представленных товаров нарочно имели штрих-код, который не распознавался сканером – так жюри хотело оценить поведение кассиров в сложной ситуации и проверить быстроту реакции.

В душе я согласилась с организаторами чемпионата, что эти качества для кассира немаловажны. Однако интриги не получилось. Когда кассиры заняли свои рабочие места, все увидели, с какой легкостью и быстротой они обсуживают клиентов. Как после конкурса сказала мне одна из участниц, «такие трудности в работе совсем не редкость». А вот кассир Юлия Пушилина из Томска отметила:

– Сложным был не сам конкурс, а техника, которой надо было пользоваться. В нашей торговой сети стоят кассовые боксы совсем другого типа. К тому же мы в отличие от других команд не успели потренироваться на них.

Но это не помешало команде из Томска лучше всех справиться с заданием. Судьи также отметили хорошие навыки у команды из Санкт-Петербурга. И жюри, и зрители остались довольны – конкурс проходил в непринужденной и веселой обстановке, что, однако, никак не умаляло его серьезности.

В поисках фальшивок

Следующим испытанием кассиров стали деньги. В том числе и фальшивые, образцы которых представило ГУВД города Москвы. Здесь жюри оценивало скорость подсчета денежных знаков и выявление подделок. Перед началом участники волновались, то и дело повторяя друг другу, на что надо обращать внимание. На столах у каждого участника лежала перемешанная пачка купюр достоинством в 10, 50, 100 и 500 рублей. И кассирам необходимо было выявить «фальшивки», посчитать и правильно записать сумму. Перед началом тура жюри отметило, что этот конкурс сложнее предыдущего. Ведь здесь участники должны безошибочно определить признаки фальшивых денежных знаков. А для этого необходимо обладать соответствующими знаниями. Однако справиться с этой задачей для многих участников также не составило труда. Даже несмотря на то, что и в этот раз организаторы чемпионата чинили своим подопечным различные преграды. Как рассказала участница команды из Москвы, главная сложность этого конкурса заключалась в том, что выполнять задание нужно было при закрытых шторах, практически в темноте. По улыбкам участников, выходивших из темной комнаты, мне стало понятно, что даже экстремальные условия кассиров не напугали. Кто-то из них по пути на другой конкурс крикнул в ответ на банальную реплику журналистов: «Ничего, справились!».

Это подтвердили и члены жюри, которые оценивали этот тур состязаний. Так, по словам Ольги Стрелковой, специалиста Экспертно-криминалистического центра ГУВД города Москвы, «качество подделок очень высокое, и распознать фальшивки без использования спецтехники совсем непросто. Но кассиры – молодцы, они проявили в этом деле профессионализм». Отметив все команды, жюри выделило кассиров из Томска – они в этом конкурсе были быстрее и точнее всех.

Знание – сила

В третьем туре чемпионата кассирам предстояло продемонстрировать отличное знание законов и нормативных актов, так или иначе связанных с торговой деятельностью. Для участников этот конкурс стал, пожалуй, самым сложным. Прессу на этот конкурс не пустили, и о том, что происходило за закрытыми дверями, мне удалось узнать от организаторов. Судьи ждали от соревнующихся хороших результатов. По словам исполнительного директора Ассоциации Компаний Розничной Торговли Олега Сазанова, профессиональный кассир должен знать, является ли основанием для отказа в возврате товара отсутствие кассового или товарного чека у покупателя, какой размер неустойки обязан уплатить продавец за каждый день просрочки выполнения требований покупателя о замене, возврате товара ненадлежащего качества, кто возмещает вред потребителю, причиненный вследствие недостатка товара.

По описанию участников, которые мне удалось услышать позже, конкурс мало отличался от экзаменов в ВУЗе – по сигналу жюри капитан команды выбирал пакет с билетами. Каждый из кассиров должен был ответить на 10 непростых вопросов, на обдумывание каждого из которых отводилось по четыре минуты. Причем отсчет времени начинался с момента, когда билеты оказывались в руках капитанов.

Как и ожидалось с этим конкурсом команды справились по-разному. Хотя для кого-то и этот тур показался совсем не сложным. Например, Лидия Шарапова, кассир из калининградской команды, с которой мне удалось обменяться парой фраз, заверила меня, что у ее команды вопросы вообще никаких затруднений не вызвали.

– Закон знаем как «Отче наш»! Разбуди ночью, задай любой вопрос – ответим не задумываясь!

После подсчетов результатов выяснилось, что лучшее знание закона о защите прав потребителей продемонстрировала Ольга Доровских, кассир из Перми. А в общем командном зачете в этой дисциплине первое место было присуждено москвичам.

Тест на смекалку

Последний, самый «разговорчивый» тур назывался «Эффективные коммуникации и представительские функции». В этой дисциплине основной задачей соревнующихся было показать умение общаться с клиентами. И в этом конкурсе на долю жюри выпала одна из самых трудных задач – продемонстрировать объективность в самом субъективном туре.

Весь тур проходил в форме беседы. Жюри, задавая вопросы, оценивало скорость реакции, культуру речи и манеру изложения, умение участников выходить из конфликтных, курьезных ситуаций. На вопросы конкурсанты отвечали в присутствии зрителей и групп поддержки. Что делать, если на кассе выяснилось, что у покупателя не хватает денег? Как надо вести себя с покупателями преклонного возраста? Все эти вопросы кассиры «щелкали» как орешки. Все присутствующие, в том числе и я, получили истинное удовольствие от услышанного, – признаться, не каждый день покупатели в магазине удостаиваются такого внимания. После окончания тура жюри похвалило все команды, но особенно отметили команду из Москвы.

Подсчеты

Трудно описать словами, что испытывал зал, когда пришло время подводить итоги. За время чемпионата зрители и участники настолько подружились, что, казалось, уже любой результат мог их расстроить: ведь все победить не могут. А мне подумалось, что для старшего кассира, бухгалтера, директора магазина, любой из этих специалистов просто незаменим. И даже если здесь кассир проиграл, то обязательно выиграл коллектив, в котором он работает. А это уже повод для радости. Прервали мои размышления члены жюри, которые объявили главных победителей чемпионата. Первые призы распределились следующим образом:

  • II место в индивидуальном зачете – Александра Аврамкина из Томска.
  • I место в индивидуальном зачете – Надежда Емельянова из Москвы.
  • II место в командном зачете – команда из Калининграда.
  • I место в командном зачете – команда из Москвы.

Надо сказать, что команды, не попавшие в число победителей, не были забыты спонсорами и организаторами – все они получили от них ценные призы. А вот команда-победитель получила сертификат от Европейской розничной Академии на поездку в Германию на выставку EuroCIS.

Помимо главных призов, организаторы учредили несколько специальных номинаций. Так были вручены призы команде Франции за победу в туре «Эффективные коммуникации». Отмечена была и группа кассиров из Германии. Приз симпатий жюри чемпионата достался команде из Елабуги.

Напоследок представители BBPG предложили учредить новый праздник – Международный день кассира, который следует отмечать каждую последнюю пятницу августа.

Елена КОВАЛИШИНА

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное