Электронный юбилей

Электронный юбилей

02.11.2006 распечатать

В октябре 1971 года – 35 лет назад – в Америке родилась электронная почта. Это чудесное явление, впрочем, как и сам интернет, стало незаменимым помощником и в жизни, и в труде бухгалтера. Примерно через 30 лет после появления «электронки» российские налоговики оценили это чудо прогресса и внедрили его в работу.

Впрочем, упрекать чиновников ФНС в столь долгой отсрочке несправедливо. Электронная почта действительно вещь полезная, но вот перевести бухгалтеров на сдачу отчетности оказалось не так-то просто. Когда Рэй Томлинсон – знаменитый изобретатель значка «@» – проводил предварительные эксперименты с отправкой текстовых сообщений, он и помышлять не мог о столь глобальных явлениях, как электронно-цифровая подпись и компьютерная программа для передачи баланса. И Томлинсон, и другие его гениальные современники, а почтовые программы одновременно создавали несколько компьютерных гениев, были бы удивлены тем, как трансформировалась «электронка».

Сегодня, чтобы отладить обмен информацией с российской налоговой инспекцией, необходимо создать отдельный электронный ящик, для чего нужно обратиться к оператору связи, заплатить за программное обеспечение, подключение и обслуживание от 7000 до 13 000 рублей. Почему чиновники настолько усложнили виртуальную почту, по сути, призванную упростить общение между людьми? Прежде всего, чтобы защитить саму отчетность. Налоговики не в силах самостоятельно контролировать обслуживание сложного технологического процесса, потому и предоставили это право посредническим фирмам. Теперь они помогают бухгалтерам перестроиться на новый вид сдачи, фиксируют дату отправки отчетности и соблюдают другие нюансы.

Не дошло до адресата

Однако в работе спецоператоров тоже могут быть накладки. «Электронка», как и обычная почта, может не доставить письмо по адресу. Многие бухгалтеры уже знают, что перегруженность сервера в последний день сдачи баланса может привести к сбою в системе и блокировать каналы связи. Безусловно, спецоператор связи как единственный уполномоченный посредник между УФНС и налогоплательщиком несет ответственность. Но это происходит лишь в том случае, когда все операции передачи данных фиксируются в специальном электронном журнале и действия каждой стороны могут быть установлены. Но если сервер не работает, исходящее письмо зафиксировано не будет. Действие бухгалтеров, вступивших в электронное общение с налоговой, в этом случае защищает только договор между пользователем и оператором связи. Всегда ли электронная почта надежна и удобна? Эта проблема стала темой октябрьского номера журнала «Расчет».

Без права переписки

Но сбои в работе «электронки» все-таки – частные случаи. Достоинств у системы больше, чем недостатков, и многие бухгалтеры их уже оценили: программа заранее автоматически проверяет ошибки в декларациях, позволяет исправить все неточности и получить информацию о состоянии лицевого счета, но инспекторам переход на «электронку» еще более выгоден, чем налогоплательщикам. Чистые, без ошибок, электронные декларации считываются системой самостоятельно. И, по сути, налоговые органы тратят силы только на то, чтобы склонить бухгалтера к новому способу отчетности.

Воспользоваться электронной почтой налоговые инспекторы советуют абсолютно всем бухгалтерам. Рекомендации в мягкой и более настойчивой форме, в зависимости от того, насколько выполнен план подключения по региону, можно услышать в каждой инспекции. Один из самых популярных способов агитации – обещание, в дополнение ко всем благам виртуального общения, рассылать бухгалтерам полезную информацию. Например, изменения в законодательстве, инструктивные письма. Как показывает статистика, свое обещание сдерживают далеко не все инспекции, нарушая тем самым главный принцип электронной почты – общение.

Электронные перспективы

Как бы там ни было, а электронную почту для сдачи отчетности бухгалтеры подключают все-таки руководствуясь здравым смыслом, а не обещаниями налоговиков. Пока «электронка» признана самым удобным способом, в том числе и потому, что бухгалтеру не приходится часто посещать налоговую. Процент юридических лиц, отчитывающихся по виртуальной почте, растет с каждым годом. Сейчас по предварительной оценке специалистов ГНИВЦ таких налогоплательщиков примерно 200–220 миллионов. Прогнозировать насколько увеличатся эти цифры и какова дальнейшая перспектива у «электронки», сложно. Вот что думает по этому поводу Евгений Буякин, финансовый директор «Лаборатории Касперского»: «Наверняка рано или поздно электронный документооборот вытеснит бумажный. Насколько быстро это произойдет – зависит от того, насколько электронная отчетность будет упрощать жизнь налогоплательщику, а не налоговым органам».

Юрий Волков, заместитель генерального директора ГНИВЦ ФНС, к которому мы обратились с тем же вопросом, в своих прогнозах сослался на мировой опыт. Практика представления отчетности по электронной почте существует во многих развитых странах, например, в США, Великобритании, Германии, Канаде, Австралии. Как показывает статистика этих государств, перевести на электронную отчетность с использованием каналов связи и электронно-цифровой подписи реально 35–40 процентов российской бухгалтерии.

Подружитесь с электронной почтой

Однако те, кто уже подключился к электронной почте, знают другой способ увеличить количество пользователей. По мнению главного бухгалтера из Москвы Евгении Осташевой, многие ее коллеги перейдут на новый способ сдачи отчетности, когда с «электронкой» подружатся и другие ведомства: «Раньше по электронной почте можно было отчитаться только перед налоговой. Сегодня к приему документов по каналам связи уже подключился Пенсионный фонд, там ведь в период сдачи всегда просто сумасшедшие очереди. Поэтому у электронной отчетности появился еще один плюс. Я думаю, чем быстрее структуры, перед которыми мы отчитываемся, подружатся с каналами связи, тем больше пользователей появится среди налогоплательщиков. Ведь с виртуальной почтой должны дружить не только бухгалтеры, но и чиновники».

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.