Пенсионный фонд ждет отмашки

Пенсионный фонд ждет отмашки

31.10.2006 распечатать

Несмотря на то что взносы на обязательное пенсионное страхование налогом не признаются, их администрированием занимается ФНС. В то же время страховые обязательства перед физическими лицами в полной мере возложены на Пенсионный фонд. Такой разрыв взаимосвязей между страхователем, страховщиком и застрахованными лицами невольно порождает множество проблем у всех заинтересованных лиц. О том, как они решаются, мы побеседовали с советником ПФР Владимиром Вьюницким, который работает в Фонде уже много лет.

– Изначально в пенсионную реформу закладывался принцип, что о будущем человека должно заботиться не только государство, но и он сам. Для работодателейстимулом вывести зарплаты «из тени» было и снижение ЕСН. Однако размер поступлений в Пенсионный фонд за прошедший год увеличился в целом по стране лишь на 4-5 процентов и этого явно недостаточно. Есть ли у Фонда какие-либо предложения, чтобы исправить эту ситуацию?

– Это действительно очень актуальная проблема. В настоящее время работа по выявлению и преследованию недобросовестных работодателей ведется достаточно активно. В большинстве регионов при администрациях созданы межведомственные комиссии, состоящие из представителей ПФР, ФНС, профсоюзов, общественных организаций пенсионеров. Причем в ряде случаев инициаторами создания выступали именно наши представители. Несмотря на то что формы взаимодействия еще не слишком хорошо отрегулированы, можно сказать, что действуют они достаточно эффективно. В эти комиссии для «разъяснительных бесед» приглашаются руководители организаций, выплачивающих официальную зарплату ниже прожиточного минимума, установленного в регионе. И, как правило, после такого административного «разбора полетов» материальное положение их сотрудников существенно улучшается, и конверты исчезают. Если такая работа будет проводиться по всей стране, то доходы ПФР повысятся до 30 миллиардов рублей. Это, конечно, неплохо, но не является окончательным решением проблемы: ведь реальная величина скрытых зарплат значительно выше этой суммы.

– Получается, что на сегодняшний день значительная часть выплачиваемой работникам заработной платы все еще остается вне поля зрения налоговых органов, а значит и Пенсионный фонд недополучает вполне ощутимые суммы. В то же время совсем недавно замминистра финансов Сергей Шаталов заявил, что считает нежизнеспособной идею передать администрирование пенсионных взносов ПФР. Дескать, у Фонда нет такой мощной службы и технических возможностей, как у налоговых органов. Согласны ли Вы с этим утверждением?

– В данном случае, на мой взгляд, позиция Минфина малоубедительна. Мы собирали на 8 – 10 процентов больше, чем сейчас собирают налоговики. И люди, которые занимались администрированием тогда, никуда не делись, не утратили свои навыки. Так что у нас есть кадры, опыт, система. Если правительство, взвесив все за и против, все же даст соответствующую  «отмашку», дефицит бюджета ПФР хотя бы по страховой части будет существенно сокращен, а может быть и полностью ликвидирован.

Вообще было бы неплохо отказаться от единого социального налога как такового и за счет этого увеличить размеры пенсионных взносов. Тогда размер отчисляемых в ПФР страховых взносов вырастет с 14 до 20 процентов, как в большинстве цивилизованных стран, что также позволит покрыть дефицит бюджета фонда по страховой части. Базовую же часть пенсии, на которую сейчас расходуется соцналог, следует финансировать из общих расходов бюджета. Правда эта идея, к сожалению, не находит поддержки некоторых правительственных чиновников.

 – Может быть, тогда была бы решена и проблема с возвратом переплаты по взносам на обязательное пенсионное страхование? До сих пор для многих неясно, куда все-таки обращаться: в ПФР или в налоговую инспекцию.

– Сразу же вынужден огорчить: возвращение денежных средств не предусмотрено. Дело в том, что страховые платежи с момента поступления фиксируются нами и тут же уходят на выплату пенсий нынешним пенсионерам. Так что деньги в ПФР реально отсутствуют. Поэтому сложилась такая практика, что на момент выявления переплаты она фиксируется и рассматривается как авансовый платеж.

Раньше действительно была проблема, связанная с приемом на работу пенсионеров. Однако по действующему пенсионному законодательству работающий пенсионер приравнен к любому работающему гражданину, и никаких вычетов из его пенсии или из зарплаты не производится. Другой вопрос, что пенсионер имеет право на перерасчет пенсии: после каждых 12 месяцев работы он должен обратиться с соответствующим заявлением в Пенсионный фонд. К слову сказать, раньше перерасчет производился лишь после 24 месяцев работы.

Что касается ошибки в КБК, из-за которой деньги ушли не туда, то это, как ни крути, невнимательность представителей компании; и в данном случае Пенсионный фонд не может брать на себя финансовые обязательства и покрывать недоплату по накопительной части.

– Если руководитель фирмы не согласен с итогами выездной проверки и отказывается подписывать акт, то какими последствиями это может обернуться как для него самого, так и для фирмы? Можно ли обжаловать результаты выездной проверки в вышестоящем органе, или сразу подавать в суд?

– В принципе по нашей практике обычно в таких случаях подается первоначально заявление о несогласии в вышестоящий орган. Если он  в удовлетворении этого заявления откажет, тогда появляется право подавать в суд. А насчет того, подписывать или не подписывать… Знаете, ведь есть же такая формула подписания: представитель фирмы фиксирует, что он ознакомлен с решением, но выражает свое несогласие. Если же человек отказывается подписывать и даже фиксировать несогласие, думая, что тем самым он приобретает какие-то дополнительные шансы при судебном разбирательстве, то ничего подобного. Здесь никаких правовых последствий нет.

– И последний вопрос. В Москве и Московской области внедряется система «индивидуального графика сдачи персучета». Представители ПФР предлагают фирмам пройти сверку в октябре–ноябре этого года и «записаться» на сдачу отчета в начале следующего года. В чем, на ваш взгляд, ее преимущества? Будет ли такая система распространяться в регионах и как скоро можно этого ожидать?

– Основной плюс состоит в том, что фирме самой предлагается определить срок, в который ей удобно проходить эту в общем-то неизбежную процедуру. То есть если она ставилась в зависимость от внешних условий, то теперь сама определяет временные параметры. Как и любая отчетная кампания, сдача отчета по персонифицированным сведениям сопровождается очередями. Однако они станут значительно меньше, если бухгалтеры придут на сверку платежей заблаговременно. Как видите, здесь ПФР идет навстречу своим клиентам. Мы надеемся, что опыт Москвы и Московской области получит эффективную оценку и широкое распространение.

Беседовал В. Хвориков, корреспондент «Федерального агентства финансовой информации»

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.