Расходы есть, а выручки нет

Расходы есть, а выручки нет

30.10.2006 распечатать

С такой ситуацией часто сталкиваются фирмы с сезонным видом деятельности. Однако у обычных предприятий тоже порой бывает временное затишье продаж. Что в таком случае делать с расходами, которых нельзя избежать?

Этот вопрос был затронут участниками форума на сайте www.buhgalteria.ru. Проблемой поделилась «Елена»:

«Приветствую участников форума. Коллеги, помогите разобраться. У нашей фирмы сезонный вид деятельности – сдаем в прокат оборудование для летних видов спорта. Как вы понимаете, с наступлением холодов выручки не будет. Правда, директор планирует закупить оборудование для зимнего спорта. Но случится ли это вообще? Поэтому я хочу подстраховаться и понять, как мне отражать затраты на аренду офиса, расходы по оплате электроэнергии и т.п., когда выручки не будет. Может кто-то сталкивался с этим вопросом?»

Ответ поступил от «Анастасии»:

«Затраты, которые вы перечислили, являются косвенными. Такие расходы нужно собирать на счете 26 «Общехозяйственные расходы». Списать их можно лишь тогда, когда фирма получит доход. Если дохода нет, то косвенные расходы учитываются на счете 97 «Расходы будущих периодов».

Косвенные расходы не связаны непосредственно с производством продукции. В их состав входят управленческие и коммерческие расходы.

«Елена» поинтересовалась:

«Хорошо, я отношу затраты на 97 счет. А когда выручка появится, мне нужно списать их сразу или поэтапно?»

«Анастасия» дала такое пояснение:

«Расходы будущих периодов можно списать двумя способами. Во-первых, можно включить их в расходы полностью в тот момент, когда ваша фирма начнет сдавать оборудование в прокат. Другой вариант – распределить на несколько периодов. Выбранный вариант нужно отразить в приказе директора».

К участникам форума присоединилась «Людмила»:

«Как правильно отразить расходы в налоговом учете, если фирма не получает доходы?»

Ей ответила «Диана»:

«Это зависит от того, какой метод вы используете при расчете прибыли. Наша фирма, например, использует кассовый метод. Мы учитываем расходы в том периоде, когда они были оплачены (ст. 273 НК РФ). При этом не имеет значения, получила организация доход или нет. Произведенные расходы просто списываются на убыток. Для налогообложения прибыли убытки отчетного года и предыдущих лет разрешено переносить на будущее в течение не более десяти лет. То есть налоговую базу в новом году можно уменьшать на всю или часть суммы убытка. Правила переноса убытков на будущее описаны в статье 283 Налогового кодекса».

Если фирма применяет метод начисления, то все расходы делятся на:

  • расходы, связанные с производством и реализацией;
  • внереализационные расходы.

Внереализационные расходы уменьшают облагаемую налогом прибыль в том периоде, когда они были произведены. Порядок их списания не зависит от того, есть у фирмы доход или нет.

Расходы, связанные с производством и реализацией, делятся на прямые и косвенные. Косвенные расходы также можно учесть в том периоде, когда они были произведены. Получила ли фирма в этом периоде доход, значения не имеет (см. п. 1 письма МНС от 10 сентября 2002 г. № 02-5-11/202-АД088).

Прямые расходы нужно распределять на остатки незавершенного производства. В текущем периоде можно списать лишь те прямые затраты, которые относятся к реализованной продукции, выполненным работам или оказанным услугам. Таким образом, пока фирма ничего не продаст, прямые расходы при расчете налога на прибыль списать нельзя. Их нужно учитывать либо в «незавершенке», либо в составе готовой продукции.

Для фирм, которые оказывают услуги, есть поблажка. Они вправе относить на затраты все прямые расходы, не распределяя. Тогда в декларации и прямые, и косвенные расходы отражают в 110 строке приложения № 2 к листу 02. Об этом сообщили сотрудники Минфина в письме от 13 июля 2006 г. № 03-03-04/ 2/174.

Диалог между участниками форума продолжился. И вновь поступил вопрос от «Елены»:

«Я так понимаю, что даже если выручки у нас не будет, декларацию по налогу на прибыль все равно сдавать нужно. Правильно?»

«Анастасия» ответила, что декларацию сдают все плательщики налога на прибыль. Об этом сказано в порядке по заполнению формы, который утвержден приказом Минфина России от 7 февраля 2006 г. № 24н. Далее участники форума обсудили: можно ли принять к вычету входной НДС. Например, «Сергей» считает, что даже при отсутствии выручки фирме положен вычет. На что «Анастасия» ответила:

«Налоговые инспекторы настаивают, что если нет реализации, то нет и базы по НДС. А значит, вычет фирме не положен».

Аналогичную позицию занимают и работники Минфина (письмо от 8 февраля 2005 г. № 03-04-11/23). Поэтому если организация все-таки заявит вычет в периоде, когда реализации не было, скорее всего, свою точку зрения ей придется отстаивать в суде. Есть судебные дела, которые закончились в пользу компаний. В качестве примера можно привести постановление ФАС Северо-Западного округа от 6 февраля 2006 г. № А05-13369/ 2005-10. Хотя, некоторые арбитры солидарны с налоговыми инспекторами (постановление ФАС Дальневосточного округа от 15 декабря 2005 г. № Ф03-А59/05-2/3900).

Что можно посоветовать в данном случае? Например, сотрудники Минфина полагают, что вычет можно перенести на более поздний период, когда появится реализация. Однако с этим вряд ли согласятся налоговые инспекторы.

Есть и другие варианты. Споров можно избежать, если показать хотя бы «копеечную» реализацию, например, недорогого имущества компании. Или запастись документами, которые подтверждают, что счет-фактура задержался и поступил в том месяце, когда у предприятия появилась выручка от реализации. Таким документом может быть, в частности расписка курьера. Также подтверждением послужит запись в журнале входящей корреспонденции (письмо Минфина России от 16 июня 2005 г. № 03-04-11/133).

Материал подготовила Т. Аверина, ведущий эксперт ПБ

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...