Скупой заплатит в бюджет дважды

Скупой заплатит в бюджет дважды

30.10.2006 распечатать

Рассказы о душевном состоянии главбуха в отчетный период давно стали анекдотами. Но их герою не до смеха. Его задача не только посчитать налоги, но и свести баланс между интересами владельца бизнеса и требованиями налогового законодательства. Своим горьким опытом поделилась Перышкина Ольга Николаевна, главный бухгалтер оптовой фирмы, торгующей строительными материалами.

«Наша фирма небольшая, работаем по кассовому методу. Директор (он же и учредитель) – человек компанейский. Дружеские отношения плавно трансформирует в деловые. Многие из его приятелей стали нашими постоянными клиентами. С одной стороны это здорово, а вот с другой создает лишние трудности. Дело в том, что при заключении договоров наш руководитель предоставляет партнерам отсрочку оплаты за товар. Конечно, покупатели этим пользуются, оттягивают платежи до последнего. Большая масса поступлений приходится на конец квартала. Нам это очень неудобно. В течение всего отчетного периода я «присматриваю» за доходами и расходами. А тут раз и лишняя выручка – как снег на голову.

Один раз в конце квартала на расчетный счет «упала» сумма, сопоставимая с нашими доходами за месяц. До отчетного числа оставалось два банковских дня. Пришлось шевелиться очень быстро и ничего лучше мы не придумали, как отослать часть этих денег в адрес фирмы одного из друзей директора с формулировкой за консультационные услуги.

Задним числом подписали договор возмездного оказания услуг, акт о выполненных работах. Затраты на оплату консультаций сразу отнесли к прочим расходам (подп. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ) и, соответственно, уменьшили облагаемую базу по налогу на прибыль. Фирма-исполнитель выдала счет-фактуру. Так что и НДС сумели «сэкономить». Мы ничего не нарушили. С формальной точки зрения наша «оптимизация» удалась на славу.

Однако через некоторое время к нам пришла проверка. Тут настал мой черед доказывать свою правоту. Я была спокойна. С товароведом мы уговорились: консультировали именно его. Договор, акт, счет на оплату, счет-фактура – все на месте, подшито в папочки. Есть чем подтвердить факт хозяйственной деятельности. Однако этого не потребовалось. Инспекторы попросили обосновать необходимость проведения консультации. Попросили предъявить материалы. Они захотели, чтобы мы продемонстрировали, как связаны приобретенные товароведом знания с нашей основной деятельностью, направленной на получение дохода.

К такому повороту событий я оказалась не готова. Не могла же я рассказать проверяющим об истинных причинах срочной оплаты консультаций! Пришлось выкручиваться. Налоговиков мои доводы не убедили. Они сочли, что мы неправомерно уменьшили облагаемую базу по налогу на прибыль и не доплатили НДС. В акте по результатам налоговой проверки было указано, что фирме полагается уплатить штраф в размере 20 процентов от недоплаченных сумм налогов (п. 1 ст. 122 НК РФ) и пени за в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка России каждый день просрочки платежа (п. 4 ст. 75 НК РФ).

Мы решили сражаться до конца и обжаловали решение налоговиков в суде. Однако арбитры нас не поддержали. Представители налоговой инспекции привели суду свои выводы о несоответствии произведенных расходов пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса (в части отсутствия экономического обоснования). Кроме этого были представлены материалы встречной проверки нашего «консультанта». Всем участникам процесса стало очевидно, что наш договор о консультировании – «липа». В итоге сделку признали мнимой и совершенной с целью, противной основам правопорядка и нравственности. Суд применил пункт 1 статьи 170 и статью 169 Гражданского кодекса. В доход Российской Федерации была взыскана вся сумма по сделке и с нашей фирмы и с партнера. Вот так неудачно мы провели оптимизацию».

От редакции:

Налоговая оптимизация — это целенаправленные действия фирмы, которые позволяют ей уменьшить обязательные платежи в бюджет, не нарушая законодательных норм. Но с некоторых пор, формальное соответствие сделки Гражданскому кодексу не гарантирует ей отсутствие претензий со стороны налоговой инспекции. Внутренние инструкции ФНС требуют проверять оправданность таких традиционных расходов как на маркетинг, на оплату консультационных и информационных услуг. Их считают «подозрительными» и заранее негласно применяют к фирме презумпцию вины в том, что она изначально стремится уклониться от уплаты налогов, совершая подобные траты.

Отстоять свою позицию «добросовестного» налогоплательщика все же можно. Важно только до проведения операции правильно к ней подготовиться.

Во-первых, если сделка уменьшает налоговые обязательства, необходимо обеспечить наличие доказательств, свидетельствующих, что ее заключение имеет экономические причины. Просто договором здесь не обойтись. Нужен пакет документов.

Обратимся к старому доброму, еще советскому делопроизводству. Если было нужно решить любой производственный вопрос, то сначала писали так называемую «служебную записку». В ней инициатор мероприятия доказывал своему руководству необходимость осуществления тех или иных действий. В ярких красках он описывал, как вырастет, к примеру, производительность труда, или сократятся материальные затраты. Сегодня следовало бы увязать важность предлагаемых операций с ростом объема продаж, расширением рынка сбыта и подобными достижениями. Каждому делу – деловую цель!

Желательно, чтобы были приведены несколько вариантов развития событий: если «купить» услугу у фирмы «Одуванчик», то эффект один, а если обратиться к фирме «Кактус», то другой. Наличие этих документов позволит доказать, что акция проведена не с целью минимизации налогового бремени, а в связи с производственной необходимостью. Она имеет реальное коммерческое обоснование. А уменьшение облагаемой базы связано с особенностями, некой спецификой производственного процесса (в широком смысле этого слова).

Во-вторых, специализация предприятия–исполнителя, должна соответствовать, или хотя бы быть близка тематике оказываемых услуг. Кроме того, у него на балансе должно быть «подходящее» оборудование, а в штате профильные специалисты.

В-третьих, у фирмы-заказчика таких профильных специалистов быть не должно ни в штате, ни по совместительству, ни по гражданско-правовому договору (на этот период).

В-четвертых, при заключении договора следует уделить особое внимание натуральным показателям измерения услуг. Чтобы количество часов, например консультаций, не зашкаливало за пределы совокупной продолжительности рабочего времени тех сотрудников фирмы-заказчика, кого консультирует фирма-исполнитель (постановление ФАС Московского округа от 19 мая 2005 г. по делу № КА-А40/3867-05).

В-пятых, необходимо подготовить нечто вроде отчета о результатах. Заранее, в письменном виде ответить на вопрос: достигнута ли главная цель мероприятия. Вырос объем продаж, увеличилась прибыль. Это поможет в последующем доказать, что затраты были произведены не напрасно.

обратимся к закону

Налоговый кодекс
Статья 122. Неуплата или неполная уплата сумм налога

1. Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.

это важно

В виде приложения к «служебной записке» или ее составной частью необходимо представить технико-экономическое обоснование мероприятий. В нем следует сопоставить уровень планируемых затрат и ожидаемых результатов.

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.