По следам бюджетных средств

По следам бюджетных средств

27.10.2006

Любая компания, выигравшая тендер и получившая госзаказ, имеет шансы столкнуться с проверкой со стороны бюджетных служб. Чего же ждать от подобных мероприятий? Об этом в статье.

Контролировать использование бюджетных денег могут Счетная палата и Росфиннадзор. Их проверка отличается от рядовой налоговой ревизии как минимум тем, что проверять у вас будут все документы, связанные с движением бюджетных средств: сколько вы заплатили своим субподрядчикам, какой процент стоимости работ «осел» на счете фирмы. При этом на проверку придут не молодые специалисты, а профессиональные ревизоры, которые знают толк в своем деле. Так что в данной ситуации лучше заранее подготовиться к их визиту.

Кто есть кто

Прежде всего, давайте разберемся, какие полномочия имеют бюджетные контролеры. Так, Счетная палата проверяет доходы и расходы бюджета, целевое использование бюджетных денег, состояние внутреннего и внешнего долга и т.п. То есть ждать аудиторов Счетной палаты стоит в основном государственным организациям, которые получают целевое бюджетное финансирование или пользуются казенным имуществом. Помимо «бюджетников» контролеры могут посетить и любую коммерческую фирму, если она:

  • получает или использует бюджетные деньги;
  • использует госсобственность либо управляет ею;
  • пользуется налоговыми, таможенными и иными льготами.

При проведении проверок контролеры Счетной палаты вправе получать всю необходимую документацию и информацию по интересующим их вопросам. Отказ предоставить данные, а также предоставление ложных сведений может грозить штрафом или привлечением к уголовной ответственности (ст. 287 УК РФ). В частности, для должностного лица наказанием будет штраф в сумме до 200 000 рублей или в размере зарплаты за период до 18 месяцев. Другим вариантом развития событий может стать арест на срок от четырех до шести месяцев, или лишение свободы на срок до трех лет.

Содействие ревизорам Счетной палаты оказывают и их коллеги из других контрольных ведомств. В частности, с 10 июля 2001 года действует Соглашение о порядке взаимодействия между Счетной палатой и налоговиками (более подробную информацию по этому поводу вы сможете найти на сайте Счетной палаты РФ www.ach.gov.ru). Согласно этому документу аудиторы Счетной палаты направляют в налоговое ведомство материалы об обнаруженных налоговых нарушениях. Налоговые же специалисты по запросу Счетной палаты предоставляют ей информацию о результатах проводимых ими ревизий. Также налоговики должны организовать доступ должностных лиц Счетной палаты РФ к сведениям, составляющим налоговую тайну.

Что же касается деятельности Росфиннадзора, то это ведомство занимается в основном проверкой бюджетных учреждений. Кроме того, к его ведению отнесен контроль за соблюдением бюджетного и валютного законодательства.

Напомним, что Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) была образована сравнительно недавно в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 (далее – Указ). Согласно этому же документу, были упразднены территориальные контрольно-ревизионные управления Минфина России (далее – КРУ), которые выполняли функции государственного финансового контроля. Теперь же «функции по контролю и надзору в бюджетно-финансовой сфере Министерства финансов Российской Федерации» переданы Росфиннадзору (п. 13 Указа).

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и через свои территориальные органы (п. 4 постановления от 15 июня 2004 г. № 278). Теперь именно Территориальные управления Росфиннадзора в субъектах Российской Федерации проводят проверки (ревизии) использования компаниями бюджетных средств и государственного имущества. А также следят за соблюдением требований бюджетного законодательства и т.д. (п. 5 приказа от 11 июля 2005 г. № 89н).

Отметим, что в целях реализации своих функций при проведении контрольных и надзорных мероприятий территориальные управления руководствуются приказом Минфина Российской Федерации от 14 апреля 2000 г. № 42н. Именно на таких проверках мы и остановимся подробнее.

Как проверять будут

Ревизоры проводят как плановые, так и внеплановые проверки. Последние могут быть проведены по запросу правоохранительных органов (п. 7-11 приказа Минфина РФ, МВД РФ и ФСБ РФ от 7 декабря 1999 г. № 89н/1033/717). На каждую проверку контролерам выдается специальное удостоверение, которое подписывается руководителем контрольного органа и заверяется печатью этого ведомства (п. 8 приказа Минфина РФ от 14 апреля 2000 г. № 42н). Каждый проверяющий должен иметь служебное удостоверение.

Срок проверки не может превышать 45 календарных дней. Однако «по мотивированному представлению» руководителя ревизионной группы он может быть продлен (п. 9 приказа Минфина РФ от 14 апреля 2000 г. № 42н).

На каждую проверку ревизоры должны составить программу. В ней конкретно прописывают: тему проверки, период, за который проверяется деятельность фирмы, перечень основных вопросов. Кроме того, контролеры должны ознакомить руководство фирмы с основными задачами проверки (п. 10, 12 приказа Минфина РФ от 14 апреля 2000 г. № 42н). Однако, обязанности предъявлять руководству компании программу проверки у ревизоров нет.

Шаг за шагом

Главное, что проверяют контролеры – это законность и обоснованность проводимых фирмой операций. Рассмотрим, как же проходит ревизия.

Прежде всего, ревизоры ознакомятся с учредительными, регистрационными, отчетными и бухгалтерскими документами. В ходе проверки они могут проводить и инвентаризацию, обследования, экспертизы, контрольные анализы готовой продукции. Их целью будет контроль наличия и движения материальных ценностей и денежных средств, правильности формирования затрат, полноты оприходования продукции и т.д. Кроме того, возможны и встречные проверки организаций: например, для ревизии поступления и расходования средств федерального бюджета.

При проверке движения денежных средств контролеры проверят кассовые и банковские операции. Каждая операция в выписке банка должна быть подтверждена соответствующими первичными документами (счета, платежные поручения, требования и другие). Ревизоры должны удостовериться, соответствуют ли суммы по выпискам банка суммам, указанным в приложенных к ним первичных документах. В кассе фирмы контролеры проверят, соответствует ли сумма наличности, указанная в кассовой книге, действительности; соблюдается ли порядок ведения кассовых операций.

Авансовые отчеты проверяются с точки зрения достоверности приложенных к ним оправдательных документов. Необходимо установить, не значатся ли длительное время за отдельными работниками крупные суммы. Соблюдаются ли сроки возврата неиспользованных остатков и представления авансовых отчетов.

Проверка расчетов с рабочими и служащими начинается с ознакомления со штатным расписанием, приказами, расчетно-платежными ведомостями и другими документами. Ревизоры проверят, нет ли в ведомостях на выплату зарплаты «мертвых душ». Кроме того, контролеры проверят, правильно ли рассчитаны «зарплатные» налоги, своевременно ли они перечислены в бюджет.

Контролеры могут провести и инвентаризацию имущества и расчетов (денежных средств). В первом случае возможно выявление излишков или недостачи. Во втором – может быть проведена сверка с контрагентами, проверена реальность долгов, не истек ли срок исковой давности и т.д.

Результат проверки

Результаты проверки оформляются актом, один экземпляр которого должен быть вручен директору проверенной компании под роспись с указанием даты получения. Записи в акте излагаются на основе проверенных данных и фактов, вытекающих из имеющихся документов, материалов встречных проверок, инвентаризаций, промежуточных актов и справок. А также на основе заключений специалистов и экспертов, объяснений должностных и материально-ответственных лиц.

По просьбе руководителя или бухгалтера, для ознакомления с актом и его подписания фирме могут выделить пять рабочих дней. При возникновении возражений или замечаний по акту об этом в самом документе следует сделать оговорку перед подписью. Кроме того, надо будет одновременно представить проверяющим письменные возражения или замечания по этому поводу, которые приобщают к материалам ревизии (п. 17 приказа Минфина РФ от 14 апреля 2000 г. № 42н). Письменное заключение на замечания фирмы ревизоры должны будут выдать в течение последующих пяти рабочих дней.

Теперь поговорим о содержании акта. В этом документе, в частности, описывают нарушения, обнаруженные в ходе ревизии. При этом должно быть отмечено, какие нормативные акты были нарушены, кем, за какой период, когда и в чем они выразились, размер документально подтвержденного ущерба и иные последствия.

При выявлении, например, недостачи денежных средств и ТМЦ, материалы проверок передают правоохранительным органам. Это касается и материалов ревизий, которые проводились по запросу других ведомств.

В проверенную фирму ревизоры направляют так называемое «представление» для принятия мер по исправлению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности виновных лиц (п. 23 Приказ Минфина РФ от 14 апреля 2000 г. № 42н). Однако непосредственно привлечь нарушителя к ответственности они не могут, поскольку законодательством им такого права не дано. Так что единственное, что они могут сделать для устранения выявленных нарушений – это довести информацию до руководства фирмы или органов казначейства и правоохранительных ведомств.

обратимся к закону

Налоговый кодекс РФ (часть первая)
Статья 102. Налоговая тайна.

1. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

2) об идентификационном номере налогоплательщика;

3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;

4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам).

это важно

Если к моменту начала контрольных мероприятий в проверяемой организации бухгалтерский учет будет в запущенном состоянии, то его обяжут восстановить. И уже после этого будет проведена ревизия. Предварительно руководитель контрольного органа направит директору этой проверяемой компании письменное предписание о восстановлении бухгалтерского учета (п. 16 приказа Минфина РФ от 14 апреля 2000 г. № 42н).

С. Андрианова, аудитор

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное