Торговля или Кому на Руси жить хорошо?

Торговля или Кому на Руси жить хорошо?

13.10.2006 распечатать

Везде и во все времена торговля считалась прибыльным и довольно стабильным бизнесом. Ведь кушать и одеваться хочется любому человеку. Высокий спрос предопределил в этой сфере жесткую конкуренцию, а вместе с ней и многочисленные конфликты. Новые способы их разрешения участникам IX Международной конференции «Торговля в России. Мировой опыт. Российские перспективы» предложили чиновники.

Чиновник начал с комплиментов

В начале форума ведущий заседания депутат Госдумы Петр Шелищ предоставил слово представителю власти, заместителю министра экономического развития и торговли Андрею Белоусову. Тот, как и положено, начал с комплиментов. Он отметил, что торговля на сегодня – самый крупный сектор российской экономики, она с 2002 года является лидером по привлечению иностранных инвестиций, в ней занято более 11 миллионов человек, причем в основном в малом бизнесе. «Кроме того, торговля выполняет важную социальную функцию, – подчеркнул Белоусов. – Ведь именно по состоянию дел в торговой сфере население судит о качестве жизни в целом».

Закончив с реверансами, замминистра перешел к проблемам сектора. Он заявил, что, несмотря на все локальные успехи, отечественная торговля по-прежнему находится на начальном уровне развития, особенно по сравнению со странами Западной Европы. Этому есть масса причин, которые Белоусов объединил в три большие группы конфликтов. По его словам, в России эти конфликты как раз из-за неразвитости и монополизированности рынка приобретают чрезмерный накал.

Малый бизнес – это головная боль

В Минэкономразвития главной сейчас считают проблему малого бизнеса. Как отметил в своем выступлении Белоусов, она усугублена тем, что в стране практически отсутствуют современные логистические центры, отстает развитие оптового звена торговли. Если сетевые торговые компании имеют возможность пользоваться имеющейся инфраструктурой, то небольшие фирмы ее лишены. Отсюда дополнительное напряжение во взаимоотношениях между представителями сектора.

В разных регионах этот клубок страстей местные власти распутывают по-своему. Андрей Белоусов привел в пример Москву, где малые предприниматели получают места в специально построенных торговых центрах. «Однако мы понимаем, что по такому дорогостоящему пути могут пойти далеко не все субъекты Федерации», – справедливо заметил чиновник. Он также заявил, что государство не будет защищать интересы малых торговых предприятий, ущемляя при этом права сетевых компаний. По крайней мере, в МЭРТ отвергли предложенную недавно региональными чиновниками законодательную инициативу о квотировании торговых площадей для «сетевиков» в регионах страны. С тем фактом, что малый бизнес нуждается в государственной поддержке, Белоусов вполне согласен. Однако, как он считает, для этого есть более цивилизованные, с экономической точки зрения, способы.

Государство пообещало фирмам «крышу»

По словам докладчика, начинающие бизнесмены все же смогут в недалеком будущем рассчитывать на помощь государства в решении «арендного» вопроса. Помещения для предпринимательской деятельности они получат на льготных условиях из специальных фондов нежилого имущества, которые будут созданы на уровне регионов и муниципалитетов. Как сообщил Белоусов, Минэкономразвития заканчивает работу над необходимыми поправками в закон о разграничении полномочий между субъектами Федерации.

Депутат Госдумы Петр Шелищ поддержал планы Минэкономразвития. Он отметил, что такая мера вполне своевременна. По его словам, приближение 2009 года, когда в соответствии с законом о приватизации муниципальные помещения будут выставлены на торги, внушает малому бизнесу серьезные опасения. «У меня есть информация, что эти площади уже вознамерились скупить серьезные финансовые группы», – заявил Шелищ. Вполне вероятно, добавил он, что после этого новые хозяева повысят арендную плату, которая будет тяжелой ношей как для недавно созданных, так и для давно работающих малых фирм.

Торговля достойна отдельного закона

Две другие «торговые» проблемы, о которых Андрей Белоусов обещал рассказать в начале выступления, касаются главным образом сетевых, а не малых компаний. Однако рассуждая о препятствиях, которые власти на местах чинят приходу в регионы сетевиков, Белоусов заявил о том, что и «Копейки» с «Магнитами», и крохотные лавочки в одинаковой степени нуждаются в современной нормативно-правовой базе. В частности, чиновники признали розничную торговлю достаточно крупным сегментом экономики и решили, что она достойна своего федерального закона. Его разработкой по поручению правительства в течение 2007 года будет заниматься Минэкономразвития. Замминистра отметил, что не только власть, но и бизнес не сомневается в том, что такой закон нужен. Во всяком случае, о его необходимости на недавнем совещании в министерстве заявили почти все приглашенные на него представители бизнес-сообщества, констатировал Белоусов. Представитель Минэкономразвития решил немного поагитировать предпринимателей на предмет активного участия в разработке закона. «Иначе мы не сможем минимизировать конфликты и создать комфортные условия для развития торговли в стране», – заверил участников форума Белоусов.

Взгляд с «сетевой» стороны баррикад

С тем, что до разрешения противоречий в торговле еще очень далеко, согласился президент Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Александр Самонов. «Я типичный представитель тех злодеев-сетевиков, которые не дают жить малому бизнесу», – с долей иронии представился он. Кратко сообщив об основных направлениях работы ассоциации, Самонов перешел в контратаку и представил свою точку зрения на проблемы взаимоотношений розничных сетей и малых фирм. «Зоны конфликта, о которых говорил Белоусов, на мой взгляд, определены абсолютно верно. Однако я не согласен с тем, что государству стоит ревностно отстаивать интересы малого бизнеса в торговле», – заявил он.

По его словам, очень часто руководители этих предприятий, получив от государства различные льготы, начинают вести себя как рантье. Они, как сообщил президент АКОРТ, сдают полученные по низким ставкам площади тем же самым сетевым компаниям в субаренду, но уже по рыночным ценам. «Не буду никого оговаривать, делают они все согласно закону, – заметил Самонов, – но только не надо говорить о том, что малый бизнес живет у нас очень плохо. К тому же совершенно непонятно, зачем малые фирмы нужны в качестве посредников между муниципальными образованиями и нами?»

Представитель «сетевиков» также убежден в том, что малому бизнесу не стоит продавать принадлежащие государству помещения по льготным ценам. «Я убежден, что рано или поздно эти площади окажутся на рынке, – заявил он, – однако мне кажется, это будет несправедливо по отношению к другим малым предприятиям, которым чиновники по каким-то причинам отказали в льготном доступе к торговым площадям». После этого Самонов попросил представителей исполнительной и законодательной власти повнимательнее отнестись к этим вопросам при рассмотрении новых законопроектов, поддерживающих малое предпринимательство. Белоусов не стал отмалчиваться. По его словам, в Минэкономразвития прекрасно понимают, что в итоге все закончится перепродажей. Здесь чиновник явно сдержал себя и не стал говорить, что поддержка малых фирм – это вектор нынешней государственной политики и, мол, поделать что-то с этим он не в силах.

С алкоголем малым фирмам придется распрощаться

Зато государственные мужи вполне могли предотвратить июльский алкогольный кризис, который нанес огромный урон как производителям, так и продавцам крепких напитков. Поднявшийся на трибуну председатель подкомитета по предпринимательству в сфере производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции ТПП России Петр Каныгин был настроен высказать все, что думает о бездействии чиновников. «В июле этого года все увидели, что алкогольная продукция была снята с прилавков магазинов, – обратился он к коллегам, – и вот, когда полки оказались пустыми, чиновники начали разбираться, кто виноват. Но кто возместит розничной торговле понесенные за два месяца убытки?» – задал он главный, но, пожалуй, риторический вопрос. Поправки к злосчастному федеральному закону под номером 102, как сообщил Каныгин, в бизнес-кругах готовились в течение двух лет, однако почти ни одно из замечаний не было учтено, а сам законопроект был принят скоротечно, в течение двух месяцев.

Затронул докладчик и проблему Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС), которая, по замыслу чиновников, должна вести учет всей обращающейся на территории страны алкогольной продукции. «Нам навязывают мнение, что ЕГАИС – это неизбежность, данная нам в ощущениях. Согласен, сама идея была неплоха и сносила многие административные преграды, однако реализована она была из рук вон плохо», – считает Петр Каныгин. Мало того что ее появление привело к двукратному сокращению числа производителей, импортеров и продавцов алкогольной продукции. По словам представителя ТПП, у него есть достоверная информация о том, что сейчас разрабатывается концепция, в соответствии с которой ЕГАИС будет введена в розничное звено торговли. На сегодняшний день, сообщил он, одно рабочее место оператора системы стоит 25 тысяч долларов, а ежемесячное обслуживание обойдется в полторы тысячи долларов. Розничное звено и особенно малый бизнес, по мнению Каныгина, не справятся с такой нагрузкой. «Если сейчас в стране алкоголем торгуют приблизительно 150 тысяч магазинов, то после новых реформ их станет в 7-8 раз меньше», – подвел он безрадостный итог.

Прослушав с грустью выступление последнего докладчика, ведущий заседания Петр Шелищ сделал свой собственный вывод. Мы все проблемы можем решить, подытожил депутат, но только если наладим взаимодействие между предпринимателями, потребителями и властью; пока же в этом взаимодействии наблюдаются явные дефекты.

А. Уйменов, корреспондент «Федерального агентства финансовой информации»

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.