Снижение налогов: миф или реальность?

Снижение налогов: миф или реальность?

05.10.2006 распечатать

Представители бизнеса, в том числе и малого, не устают повторять, что для роста и развития им нужна налоговая стабильность. Но с неменьшей силой предприниматели ратуют за снижение ставок основных налогов. О том, собирается ли государство учитывать эти многообразные пожелания, шла речь на одной из сессий прошедшего недавно форума малого бизнеса.

Кому нужен такой НДС?

Тон жаркой дискуссии был задан на форуме руководителем комитета по учету и налоговому администрированию «ОПОРЫ» Александром Паперно. Он решил развить едва ли не самую популярную налоговую тему года – чем плох налог на добавленную стоимость и каким новым сбором его следовало бы заменить. «Сейчас мы постоянно задаем себе вопрос: что тормозит конкурентоспособность в стране? И тут же отвечаем – коррупция. Так вот, НДС на сегодня – наш самый коррупционный налог», – объявил Паперно.

В подтверждение бесполезности налога на добавленную стоимость он привел данные статистики, согласно которым введение налога на оборот в размере 0,76 процента полностью перекроет потери бюджета от отмены НДС. Паперно предложил присутствовавшим на форуме предпринимателям задаться риторическим вопросом: готовы ли они заплатить налог по ставке меньше процента и не иметь никаких проблем с НДС? Делегаты ответили на него аплодисментами. Хлопали, правда, не все и, как показалось, не слишком смело.

Раздражает лично Александра Паперно, а вместе с ним и многих малых предпринимателей то, что в обслуживании налога на добавленную стоимость, по данным «ОПОРЫ», занято около шести миллионов человек в стране. По словам оратора, НДС неприятен еще и тем, что влечет за собой огромное количество проверок. Свое эмоциональное выступление Паперно завершил еще одним вопросом, обращенным к заместителю министра финансов Сергею Шаталову: «А кому такой налог нужен?»

Мы победили налоговое зло

Вопрос, заданный «опоровцем», на этот раз без ответа не остался, поскольку Шаталов также сидел в президиуме. Все приведенные Паперно выкладки он выслушал с непроницаемым выражением лица. Когда же ведущий сессии дал ему возможность ответить на выпады, Шаталов назвал прозвучавшие в предыдущем выступлении цифры «достаточно поверхностными». По его словам, шесть миллионов человек заняты не только обслуживанием «самого коррупционного налога», но и выполняют целый ряд других обязанностей.

Предложение ввести в налоговую систему новый налог замминистра финансов также отверг. «НДС – это улучшенный и модифицированный вариант налога с оборота. Совершенно понятно, что ставка оборотного налога в 0,76 процента, о которой здесь говорится, это иллюзия. Ведь от суммы этого сбора будет сделано огромное количество изъятий банковским и страховым секторами», – пояснил Шаталов. Помимо этого, добавил он, НДС обеспечивает гармонизацию нашего налогового законодательства с другими международными системами. Следует помнить, заявил Сергей Шаталов, что Россия живет не изолированно от остального мира, и в случае введения уникальных налогов малые фирмы испытают на себе все прелести двойного налогообложения и других деформирующих эффектов. «Так что оборотные налоги – это зло, с которым мы боролись с начала налоговой реформы. И, слава богу, мы его победили», – подытожил представитель Минфина.

Обойдемся без «кукурузных» реформ

С оптимистичным взглядом работника Министерства финансов на российскую налоговую систему согласился в целом председатель Экспертного совета по налоговому законодательству бюджетного комитета Госдумы Михаил Орлов. Он также считает, что эта система выполняет свою функцию по наполнению государственного бюджета. «Но очевидно, что сегодня этого уже мало», – заявил Орлов. Эксперт подчеркнул, что в условиях борьбы за место на мировых рынках наша экономика и наши компании должны быть конкурентоспособными, и от налогов в этом смысле зависит очень многое.

Казалось бы, уровень нагрузки на предприятия в последние годы значительно снизился, и Михаил Орлов вполне согласился с этим. Однако, по его мнению, огромные расходы отечественных фирм на преодоление административных барьеров сводят на нет все налоговые преимущества. «Поэтому я думаю, что наши усилия в ближайшее время должны быть направлены на создание новых преференций для предприятий сферы услуг и обрабатывающей промышленности», – заявил Орлов.

Представитель Госдумы не смог удержаться и не поучаствовать в НДС-дискуссии. Однако здесь он неожиданно поддержал позицию Сергея Шаталова: «Несмотря на все неудобства при уплате и исчислении НДС, говорить о его замене на какой-либо другой налог, в том числе и налог с продаж, преждевременно». Орлов считает, что эта реформа, если она вдруг случится, по своей «пользе» будет сопоставима с «кукурузной» затеей Хрущева шестидесятых годов, и она однозначно погубит нашу торговлю.

Малый бизнес налогами не перегружен

Отвечать на критические замечания эксперта вновь пришлось Сергею Шаталову. Замминистра финансов решил перейти в контрнаступление и на фронте налоговой конкурентоспособности. По его мнению, малый бизнес и сочувствующие ему представители власти неверно ставят саму проблему. «Вы заявляете о том, что для вас главный барьер – административный. Однако от вас же я слышу, что из-за отсутствия аналогичных препятствий за рубежом наши малые фирмы не выдерживают международной конкуренции, и поэтому надо снижать налоги, – удивлялся чиновник. – Мне кажется, решать одну проблему за счет другой – это извращенный путь». Часть зала встретила эти слова Шаталова аплодисментами.

Финансист решил закрепить неожиданно достигнутый на форуме малого бизнеса идеологический успех и перешел к проблеме уменьшения налоговой нагрузки. С начала налоговой реформы в 2000 году, отметил Шаталов, общая нагрузка на предприятия снизилась на шесть процентов. По приведенной им статистике, самый большой налоговый «урожай» государство собирает с компаний топливно-энергетического комплекса (51,6%). С большим отставанием далее следует обрабатывающее производство (19%), транспортная сфера (17%), строительство (16%), торговля (15%). Не могли, по его мнению, не почувствовать облегчения налогового бремени и малые фирмы. И здесь подтвердить этот тезис чиновнику помогла статистика. «Если в 2003 году на «упрощенке» числилось около 180 тысяч налогоплательщиков, то к началу этого года их насчитывалось более миллиона. Хочу сказать, что и объем налоговых поступлений от малых предприятий в последние три года неуклонно растет. Таким образом, наша налоговая система вполне конкурентоспособна», – резюмировал Сергей Шаталов.

Защитите от налоговиков!

Твердую уверенность чиновника Минфина в правильности действий его ведомства смог поколебать лишь заместитель председателя отделения «ОПОРЫ» в Республике Коми Павел Поташов. Он пожаловался на местных налоговиков, которые напрочь отказываются следовать официальным разъяснениям Министерства финансов. Зато, заявил он, региональные подразделения ФНС требуют от малых фирм соблюдения налоговых норм, обозначенных в «спущенных» из столицы внутренних инструкциях. Шаталов посчитал бессмысленным комментировать слухи о том, что из Москвы поступают негласные распоряжения Минфина. «Быть может, такие истории и рассказываются, но нужно хотя бы одно подтверждение», – с нескрываемым скепсисом изрек чиновник. Самое удивительное, что подтверждение не заставило себя ждать. Тот же Поташов спустя несколько минут вернулся в президиум с письмом местных налоговиков, ссылавшихся на инструкции «сверху». Он передал бумагу ведущему сессии, от которого она проследовала к депутату Госдумы Андрею Макарову. Тот, пораженно улыбаясь, посмотрел на бумагу, после чего попросил делегата форума сделать специально для него копию уникального для Шаталова, но привычного для большинства предпринимателей документа. В нем, как сообщил депутат, помимо всего прочего, фирму в случае неповиновения угрожали признать «недобросовестным налогоплательщиком». Как известно, худшего клейма для бизнеса сегодня и придумать невозможно.

От низких налогов выигрывают взяточники

Однако Макаров, в отличие от предыдущих ораторов, не стал обрушиваться на Шаталова. Наоборот, он поддержал его в вопросе снижения налогов. Размер ставок, по его словам, сегодня не имеет абсолютно никакого значения, поскольку любой пожарный инспектор или санэпидемстанция взятками или путем взимания узаконенной административной ренты, забирают у бизнеса гораздо больше ресурсов, чем это официально, в виде налогов, делает государство. «Шаталов, бесспорно, прав, когда говорит, что, снижая налоги, мы тем самым будем кормить тех чиновников, которые берут взятки», – горячо доказывал Андрей Макаров.

Не согласился зампред Комитета по бюджету и налогам парламента с замминистра финансов лишь в обсуждении способностей влияния малого бизнеса на политику региональных и местных властей. Если представитель Минфина изо всех сил пытался убедить предпринимателей, что рычаги для изменения налоговой ситуации в субъектах Федерации у бизнеса все же имеются (к примеру, установленная законом дельта корректирующих коэффициентов по единому налогу на вмененный доход), то Макаров говорил как раз о противоположном. Он отметил, что регионы сегодня фактически лишены реальных налоговых поступлений, а потому местные власти будут и впредь душить малый бизнес, так как им «все равно надо кормить людей и убирать улицы».

А. Уйменов, корреспондент «Федерального агентства финансовой информации»

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.